Ловушки мышления, которые мешают пробить стеклянный потолок, но не всегда осознаются

в 5:50, , рубрики: здоровье, Карьера в IT-индустрии, Лайфхаки для гиков, ловушки мышления, психология, саморазвитие, стеклянный потолок

Многим известен эффект стеклянного потолка, когда действия есть, а результата нет. Кажется, еще чуть‑чуть и все изменится: бизнес попрет, мастерство выйдет на новый уровень, доходы увеличатся, но несмотря на все усилия — ничего не меняется. В первой части я рассказал про одну из ловушек мышления, которая порождает этот бег на месте, а сегодня речь про вторую.

Одержимость результатом

Наверное, вы не раз сталкивались с людьми, озабоченными результатами. Они так и говорят: «Мне нужен результат! И без разницы как вы его добьетесь!» Вероятно, тот, кто произносит эти слова, кажется себе крутым лидером, но для меня это звучит как: «Я понятия не имею, как этот результат получить. Сделайте что‑нибудь. Пожалуйста». Почему? Все дело в этом «без разницы».

Без разницы так без разницы
Без разницы так без разницы

Если игнорировать то, как результат будет достигнут, можно получить кучу геммороя, но это очевидная проблема. А неочевидная проблема в следующем.

Если человек одержим результатом, но не понимает, какие процессы должны его обеспечить, такой человек оказывается во власти магического мышления. Он вынужден делать что‑то в надежде, что это приведет к нужному результату, но до конца никогда не уверен, что пазл сложится так, как ему надо.

Если вы смотрели «Во все тяжкие», то в первой серии есть отличная сцена, которая иллюстрирует этот тонкий момент. Герои собираются варить мет, и между ними происходит следующий диалог:

— И вот что я вам еще скажу, — говорит Джесси Пинкман Уолтеру Уайту. — Это вам не химия, ясно? Это искусство. Варево — это искусство. А то дерьмо, что я готовлю это бомба! Ясно? Так что не вам мне указывать!

— В том‑то и дело, что ты готовишь дерьмо, — возражает Уайт. — Я видел вашу лабораторию. Это нелепость. Мы с тобой не будем делать мусор. Мы будем производить химически чистый и неизменный продукт, который сам себя рекламирует. Никаких примесей. Никакой присыпки. И никакого перца чили!

Тот самый момент
Тот самый момент

Джесси Пинкман имеет смутное представление о процессах, которые обеспечивают нужный результат. Для него это магия, искусство, где результат зависит от вдохновения. Для Уолтера Уайта никакого искусства в этом нет — обычные химические процессы, которые обязательно обеспечат нужный результат, если соблюсти все условия.

Слава процессам!

Долгое время я был зациклен на результатах и недостаточно внимания уделял тому, чтобы хорошо отладить процессы, которые их обеспечивают. Но без второго не будет первого. Можно, конечно, собрать волю в кулак и сбросить ненавистные пять килограмм (а потом расслабиться и набрать десять). Но не лучше ли так организовать процесс питания, чтобы оставаться в комфортном для себя весе? И ведь это касается всего без исключения.

Когда я радуюсь заключенной сделке? Когда у меня не отлажен процесс продаж.

Тогда каждая сделка — это счастье и радость. Неожиданный подарок судьбы. Зато, когда заявки поступают регулярно и также регулярно превращаются в продажи, то открывать шампанское каждый раз становится утомительно.

Ловушки мышления, которые мешают пробить стеклянный потолок, но не всегда осознаются - 3

Фиксация на результате приводит к попытке достичь их силой воли и припадочной активностью. «Хочу, чтобы мой блог посещала 1000 человек ежемесячно», — решаю я, пишу в блог 7 статей, но чуда не случается. Я огорчаюсь и решаю, что этот способ не работает, и мир несправедлив.

А если бы я фокусировался на процессе, то думал бы не о том, как написать 7 статей, а о том, как писать хотя бы 7 статей каждый месяц и делать это регулярно хотя бы год. Хорошо выстроенный процесс неминуемо привел бы к результату, а вот погоня за результатом ни к чему, кроме фиаско не приведет.

Все мы вынуждены конкурировать, кто с компаниями, кто с другими сотрудниками за место под солнцем. Возникает вопрос, за счет чего можно превзойти конкурентов? Можно пытаться создать уникальный продукт или освоить уникальные умения. А можно принять тот факт, что и вы, и ваши конкуренты совершают одни и те же действия: настраивают рекламные кампании, изобретают креативы, пишут код. И победить вы можете за счет того, что будете делать это быстрее, дешевле или лучше.

Любой из вариантов предполагает, что вам нужно оттачивать и стандартизировать процессы. Конкурент пишет статью за 12 часов? Освойте метод слепой печати и пишите за 10. Конкурент генерирует креативные идеи с помощью мозгового штурма? Попробуйте использовать специальные креативные техники и исследования, чтобы идеи были интереснее, но при этом точно решали бизнес‑задачу. Если вы шаг за шагом усовершенствуете ключевые процессы, чтобы они были лучше, чем у конкурента, вы неизбежно выйдете в лидеры.

Это кажется абсолютно логичным, но далеко не каждый человек, которому важен результат, готов выстраивать процессы, чтобы его получить.

Почему есть соблазн забить на процессы?

Для этого есть несколько причин.

Во‑первых, все сталкивались с ситуациями, когда процедура, которая никак не способствует нужному результату или откровенно ему вредит, абсолютизируется и приобретает самоценность. Поскольку от дурацких регламентов, возведенных в абсолют, пострадал, наверное, каждый, то возникает соблазн объявить процесс ничем, а результат всем.

Во‑вторых, не всегда понятно, что надо делать, чтобы получить результат. Гораздо проще симулировать бурную деятельность и искать, что подправить в консерватории, чем выяснить, как все работает на самом деле.

Старый анекдот

Офис. В отделе продаж все суетятся, переставляют мебель с места на место, посреди всего этого хаоса стоит бабушка уборщица и бормочет: «Только что все вытерла, а они опять натоптали». Менеджеры начинают расставлять мебель, вымерять положение каждого стула и стола по линейке и компасу. Бабушка не выдерживает и спрашивает:

— Ребята, а что вы делаете‑то?

Один из менеджеров объясняет:

— Да вот, бабуль, у нас что‑то в последнее время обороты упали, но мы сейчас мебель по фэншую расставим — и все у нас будет замечательно.

— Знаешь, милок, — говорит бабка, — до революции в этом доме был бордель, так когда у них доходы падали, они кровати не двигали. Они проституток меняли.

В‑третьих, даже когда достоверно известно, что нужно делать, чтобы получить нужный результат, это еще нужно сделать. Но ведь скучно меньше есть и больше двигаться, чтобы снизить вес, а вот искать волшебную таблетку, чтобы без усилий похудеть, гораздо увлекательнее.

Выдающиеся процессы — выдающиеся результаты

Мне очень нравится история про Джона Вудена, которую приводят Джим Коллинз и Мортен Хансен в «Великих по собственному выбору». Джон Вуден был баскетбольным игроком и тренером команды Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе. Под его руководством команда 10 раз становилась национальным чемпионом, а многие игроки, прошедшие его школу, сделали успешную карьеру в НБА.

Как Вуден этого добивался? Маниакально оттачивал процессы, начиная с того, что объяснял спортсменам, как... завязывать шнурки.

Джон Вуден
Джон Вуден

Каждая тренировка начиналась с фразы: «Научимся надевать кеды». Затем тренер методически показывал, как натянуть носки, чтобы выровнять складки, как зашнуровать кеды, чтобы шнуровка оставалась тугой и надежной. И все игроки, новички и опытные, раз за разом повторяли этот урок.

Почему это было важно? Потому что во время матча игрок мог натереть мозоль или наступить на развязавшийся шнурок. Время от времени это случалось с другими командами и приводило к поражению, но не с ребятами Джона Вудена. Отработанный до мелочей процесс приводил к превосходному и, что важно, воспроизводимому результату.

Когда я читал эту историю, она напомнила мне документальный фильм «Мечты Дзиро о суши». Он рассказывает о Дзиро Оно, который довел искусство готовить суши до совершенства, а его ресторан получил три мишленовские звезды. Если честно, я с трудом понимаю, как можно совершенствовать искусство приготовления суши в течение десятилетий и находить, что в них можно улучшить.

Ловушки мышления, которые мешают пробить стеклянный потолок, но не всегда осознаются - 5

Тем интереснее было посмотреть этот фильм. Если вам нужно проникнуться философией, которая уделяет внимание каждой мелочи, посмотрите его.

Дзиро Оно в своем ресторане. Кадр из фильма.
Дзиро Оно в своем ресторане. Кадр из фильма.

Почему полезно переосмыслять процессы и выстраивать их по уму

Когда я стал больше внимания обращать на процессы, то смог увеличить не только рабочие показатели, но и облегчить свой быт и даже улучшить самочувствие.

Во‑первых, оказалось, что регулярный дневной сон практически удваивает производительность. Я, конечно, знал, что он эффективен, но не знал, что настолько, пока не начал внимательно отслеживать свое состояние.

Во‑вторых, я уменьшил число и разнообразие задач. Раньше мой день делился на две части. Утром и днем я делал рабочие проекты, а вечером личные. Это наносило двойной удар по продуктивности. Рабочие проекты страдали от того, что я бессознательно экономил силы на вечер, не выкладывался по‑полной и, соответственно, меньше успевал. Однако к вечеру я все равно уставал, а переключение на принципиально новую задачу само по себе жрало нехило энергии. В результате, я тупил в фейсбуке, собирался с духом, наконец, брался за личный проект, немножко ковырял его для очистки совести и шел спать. Теперь же я выделил дни только для рабочих и только для личных проектов. И о чудо, делать стал больше, а уставать меньше.

В‑третьих, утром и днем я стал делать более сложную работу, а на вечер оставлять задачи, которые способен выполнить в полубессознательном состоянии. Скажем, нарисовать картинку или сверстать статью.

К слову, на поиск ключей, расчесок, очков и телефона, тоже уходит уйма времени. Если каждый день вы 10 минут тратите на поиск, то за месяц набегает 5 часов. Представляете, сколько сериалов можно посмотреть за это время?!
К слову, на поиск ключей, расчесок, очков и телефона, тоже уходит уйма времени. Если каждый день вы 10 минут тратите на поиск, то за месяц набегает 5 часов. Представляете, сколько сериалов можно посмотреть за это время?!

В‑четвертых, выделил задачи, которые можно делать фоном. Например, для одного проекта в начале каждого месяца я составлял контент‑план, придумывал темы статей, которые нужно будет написать. Теперь же поступаю иначе. Держу эту задачу в голове, когда читаю интернеты, и при взгляде на чужие статьи меня осеняет, что «а ведь об этом мне стоит написать!» или «а вот эту цитату можно утащить себе в статью!» В итоге, контент‑план спокойно собирается в течение месяца и больше не требует отдельного времени.

В‑главных, сосредоточился на финансовых показателях в своих проектах и стал уделять внимание именно тем процессам, которые на них влияют, а не всем подряд.

Для позитивных перемен достаточно всего лишь всерьез заинтересоваться собой, чтобы начать лучше разбираться в своей жизни и экологично ее перестраивать. Я много пишу об этом у себя в телеграм‑канале, поэтому, если вам интересно, подписывайтесь.

Автор:
Ingirov

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js