После этого, как нам кажется, жить ему стало немножко легче, а разработка и сопровождение больших «тяжелых» проектов стали понятнее.
* * *
Почти половина регистраций на семинар (и, видимо, и самих слушателей) была с Хабра. Мы очень рады тому, что тема оказалась востребованной.
Многие и лично, и в твиттере спрашивали, будут ли опубликованы презентации и видео…
Да, конечно!
С удовольствием делимся всеми материалами с вами!
1. «Платформа разработки высоконагруженного веб-сервиса: инструменты отладки и возможности масштабирования» (Александр Демидов, «1С-Битрикс»)
Возможности вертикального масштабирования (путем увеличения памяти, CPU, дисков существующего сервера) веб-проекта всегда ограничены физическими характеристиками. И рано или поздно перед разработчиком встает задача реализации горизонтального масштабирования — распределения проекта на несколько серверов. Традиционный веб-сайт плохо для этого предназначен — чаще всего горизонтальное масштабирование подразумевает доработку кода проекта. В докладе мы расскажем, как обеспечить возможности масштабирования непосредственно в платформе разработке, тем самым максимально облегчив жизнь веб-разработчикам. Кроме того, рассмотрим, какие инструменты отладки, мониторинга и поиска потенциальных «узких» мест могут использоваться непосредственно внутри сайта, как они могут дополнить внешние сервисы.
5. «Проактивный мониторинг и анализ трендов» (Александр Сербул, «1С-Битрикс»)
Веб-кластер, имеющий несколько серверов приложений, балансировщик и отказоустойчивую конфигурацию реляционного хранилища — сложен. Помимо правильной настройки приложения для достижения успеха необходимо создать и поддерживать адекватную систему мониторинга и прогнозирования, разбираться в цифрах, трендах, ибо, как известно, дьявол скрывается в мелочах. Какие тесты nagios нужны в первую очередь, на какие графики munin стоит обращать внимание, зачем и как анализировать логи, как написать обработчик аварийной ситуации (handler nagios) и удержать веб-кластер в равновесии — рассмотрим эти и многие другие вопросы.
Маркетинг, работающий на опережение технологий, породил набор ожиданий от облачной инфраструктуры. Эти ожидания включают в себя:
оплату по потреблению ресурсов, отсутствие абонентской платы и долгосрочных контрактов;
неограниченную масштабируемость;
возможность получить любое количество ресурсов в тот момент, когда они требуются, по запросу, автоматически;
отказоустойчивость за счет абстрагирования от железа.
Реальность существенно отличается от маркетинговых ожиданий. Выясняется, что в облаке для клиента важны совсем другие аспекты. В частности:
экономия гораздо важнее «справедливого» ценообразования по потреблению;
масштабирование чаще всего работает не так как ожидалось и не достигается простой сменой хостинга;
отказоустойчивость тоже не достигается сама по себе: есть слой, безотказность которого хостер обеспечить не в состоянии;
«ресурсы по запросу» — это полуправда: не все нужные ресурсы можно запросить и получить;
Доклад посвящен корректировке популярных мифов про облака, описанию того, как достичь экономичности, производительности и отказоустойчивости и перечислению того, чего достичь крайне затруднительно.
7. «Архитектура проекта «Битрикс24»: как сделать так, чтобы все летало и не падало» (Александр Демидов, «1С-Битрикс»)
Одна из важнейших задач, которую необходимо решить любому «облачному» провайдеру, — завоевать доверие пользователей сервиса. Если мы говорим о бизнес-приложении, например, CRM, интранет-системе, почте, то такой сервис должен быть доступен всегда — 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. Нестабильная работа, сбои, незагружающиеся страницы, закрытый на время плановых сервисных работ проект — недопустимы. Кроме того, все данные каждого клиента должны быть максимально защищены. Провайдер SaaS сервиса должен предоставить всем своим пользователям максимально защищенную среду. На примере живого работающего сервиса «Битрикс24» в докладе будет описана архитектура проекта, принципы его автоматического масштабирования в зависимости от нагрузки, механизмы интеграции с облачными хранилищами, специфика использования сервисов Амазона, нюансы использования базы данных MySQL в географически распределенном веб-кластере.