Со времён появления первых компьютеров было создано большое количество статей, проводилось огромное количество рассуждений и исследований на тему того, каким образом и насколько сильно компьютеры влияют на людей.
Гораздо меньше освещена тема того, насколько сильно на всю популяцию людей в целом влияют программисты.
Сообщество программистов возникло относительно недавно, и можно только предполагать, каким образом его появление в долгосрочной перспективе способно влиять на вид Homo sapiens.
Польские психологи и невропатологи изучали людей, родственники которых находились в концлагерях, и обнаружили, что эти люди обладают общими признаками, не связанными с наследственностью. Тот психологический дефект, который образовался в результате насилия, передаётся из поколения в поколение. Эти люди более осторожны, они дистанцируются от конфликтных ситуаций. Таким образом, формируется определённый тип людей, которые более скованы, менее раскрепощены.
Академик Владимир Михайлович Бехтерев, выдающийся исследователь системных процессов, объяснял эти явления воздействием внешней (свободной) энергии. Простым языком, под внешней энергией понимается любая информация (не обязательно вербальная, какая угодно), передающаяся (часто неосознанно) группе людей.
Программисты обладают некоторыми чертами и особенностями восприятия и передачи информации, отличающими их от представителей других профессий, включая исследователей и учёных. Именно эти черты и особенности, о которых речь пойдёт чуть позже, уже сейчас оказывают влияние на остальную популяцию, и в долгосрочной перспективе способны внести существенные изменения в характеристику личности среднестатистического человека.
Вся профессиональная деятельность математиков, физиков, химиков и других учёных направлена на объект исследования. Они ищут решение задачи. Можно сказать, что, к примеру, математик имеет потребность найти доказательство теоремы, которое продвинет вперед к пониманию устройства вселенной всё математическое сообщество.
Если рассматривать деятельность программистов, то тут дело не только в объектах, над которыми ведётся работа.
На данный момент я не являюсь программистом продвинутого уровня. Более того, как человеку не склонному к насилию, тем более к собственному, в школьные годы мне не приходило в голову затруднять себя развитием каких-то способностей, всё и так давалось достаточно легко. Зачем, к примеру, развивать память, если и без зазубривания, а, прочитав пару раз материал, можно было рассказать его, и через пару дней благополучно забыть. В итоге ко времени поступления в университет, мы получаем индивидуума, который, помимо большой самоуверенности, обладал достаточно посредственной памятью и не особо впечатляющими некоторыми другими способностями. Кроме того, он обладал желанием заниматься только тем, что ему интересно, а также всеми остальными самыми заурядными человеческими потребностями, но только не потребностью развивать в себе какие-то качества.
Не могу сказать, что увеличение способности к запоминанию большого объёма информации на длительный срок было вызвано любовью к профессии. Оно было вызвано необходимостью получить диплом, а значит, увеличить шансы на сытое существование в будущем. Эта необходимость есть у студентов любой специальности, и к программированию она имеет крайне косвенное отношение.
Интересно другое. Если рассматривать другие специальности, то при получении диплома (при должном обучении) мы получаем готового специалиста, основная задача которого применять свои знания и время от времени повышать квалификацию. И больше от него ничего не требуется.
Возвращаясь к программистам, сам факт получения диплома в этом случае, как известно, означает только то, что перед вами человек с дипломом программиста, способный написать пару приложений, основываясь на тех знаниях, что передали ему преподаватели ВУЗа. Если за время обучения он не создавал собственные проекты, и если он остановится на тех знаниях, что у него есть в данный момент, то с течением времени программистом его будет назвать всё сложнее.
Влияние профессии
Часто я слышу фразу «Программистам платят больше, чем остальным, потому что им постоянно приходится изучать что-то новое».
Я не могу с этим согласиться. Уж не знаю в какой момент это произошло, но узнавать что-то новое и развивать в себе определённые качества переросло в потребность. Это порой тяжело, и не всегда приятно, особенно когда что-то не сразу получается, но теперь дальнейшей своей жизни без этого я не представляю.
Думаю, со мной многие согласятся, что при выборе работы ключевую роль играет то, насколько проект интересен и сложен.
Только с содроганием я могу представлять своё будущее как то, в котором есть большой достаток, семья, признание окружающих, но в котором нет возможности развиваться и работать над интересными проектами. И вся Пирамида Маслоу летит к чертям, если ты программист.
Таким образом, эта относительно новая профессия, отличается от других несравнимо большей потребностью не только в создании чего-то нового, но и в совершенствовании собственных интеллектуальных качеств на протяжении всей жизни.
Пока остаётся только предполагать, насколько сильное влияние, согласно Владимиру Михайловичу Бехтереву, эта модель поведения окажет на всём остальном населении нашей планеты, и насколько быстро это произойдёт.
Потребность развиваться на протяжении всей жизни – совсем неплохо для Человека разумного.
Автор: Lyncs