Во время Весенней научно-образовательной школы МГУ «ЛАНАТ» мы провели курс программирования для младших классов. Ребята научились программировать на языке Python и собирать интересные гаджеты на платах Intel Galileo и Intel Edison. О том, как это происходило, с какими проблемами мы столкнулись, и какие проекты получились у ребят, читайте под катом.
Работа в самом разгаре. На столе ждет машинка с дальномером.
0.053 платы на человека
У нас была всего одна плата Intel Edison, одна плата Intel Galileo, радиодетали, 8 компьютеров и 19 детей (некоторые с ноутбуками). Проще говоря, людей было много, а железа – мало. Нужно было наладить проверку написанных программ в больших масштабах.
Сначала рассматривали два очевидных варианта:
- Обходить всех учеников с платой, поочередно загружать и запускать программу.
- Скидывать все программы на флешку и проверять вместе со всеми, заодно обсуждая ошибки и качество кода.
Главной проблемой было то, что оба варианта просто занимали слишком много времени. Спасло нас то, что на Edison стоит полноценный Linux и имеется модуль Wi-Fi: решили перекидывать файлы по SSH. Немного помучившись с настройкой роутера, нам удалось объединить все компьютеры и плату в одну сеть, запустить на плате sshd и подключиться к ней. Пробуем помигать светодиодом… всё работает!
Теперь нужно было как-то обеспечить детям доступ к плате по SSH. Здесь нас выручил старый добрый Notepad++, который, к нашему удивлению, обзавёлся поддержкой редактирования файлов через SSH. Конфигурацию и дистрибутив скопировали на ноутбуки с помощью обычной USB-флешки. Получилось, что подключиться к плате можно буквально в одну кнопку. В целях безопасности для учеников создали отдельного пользователя с минимальным набором прав и отдельные директории для хранения программ — по одной на класс.
Запуск программ на самой плате остался привилегией преподавателя, но работа уже пошла намного быстрее.
Первые шаги
Для обучения мы выбрали язык Python – достаточно простой, чтобы его можно было быстро объяснить, но достаточно функциональный, чтобы делать на нём действительно сложные проекты. Для взаимодействия с «железом» мы написали несколько своих библиотек с минимальным API.
На первом, вводном занятии, ребята изучили основы синтаксиса Python, познакомились с возможностями Galileo и Edison, узнали про разнообразные дополнительные модули. В конце занятия ребята смогли сделать главное дело в жизни каждого электронщика – помигать светодиодом.
На следующих занятиях дети научились работать с дальномером и кнопками, написали несколько программ и даже одну игру.
Под спойлерами – несколько программ, написанными ребятами в ходе занятий:
import blink
import time
r=blink.Pin(6)
y=blink.Pin (5)
g=blink.Pin(4)
y.mode("out")
g.mode("out")
r.mode("out")
while 1:
r.write(1)
time.sleep(2)
r.write(0)
y.write(1)
time.sleep(2)
y.write(0)
g.write(1)
time.sleep(2)
g.write(0)
import blink
import time
import ranging
l=blink.Pin(0)
d=blink.Pin(1)
l.mode("out")
d.mode("out")
ranging.set_echo(4)
ranging.set_trig(2)
while 1:
l.write(1)
d.write(1)
time.sleep(ranging.distance()/30)
l.write(0)
d.write(0)
time.sleep(ranging.distance()/30)
Закрытие смены
На закрытии лагеря ребята показали остальным учащимся, что они сделали на нашем курсе. На большой сцене выступили четыре человека с тремя работами:
Паша Бухтенко с работой “Светофор”
Юра Замятин и Саша Сенюков с игрой “Ковбои”
Андрей Ермаков с роботом-чертёжником
Научное будущее
Мы открыли набор на летнюю научно-образовательную школу «Ланат», которая пройдёт 16 июля — 5 августа. На летней школе будет целых два направления по программированию – наш курс с платами от Intel и курс прикладного программирования. За две недели ребята разработают свои проекты, лучшие из которых будут рекомендованы на конференцию «Ученые Будущего». Чтобы получить шанс поехать в школу, нужно принять участие в конкурсе.
Спасибо за внимание!
Автор: art1415926535