Постараюсь объяснить сущность принципа проектирования KISS просто и одновременно очень подробно. KISS – это очень общий и абстрактный принцип проектирования, который содержит в себе практически все остальные принципы проектирования. Принципы проектирования описывают как писать «хороший» код. Однако что значит хороший код? Некоторые считают, что это код, который выполняется максимально быстро, некоторые – что это код, в котором задействовано как можно больше паттернов проектирования… Но верный ответ лежит на поверхности. Код – это информация в чистом виде. А основные критерии ценности информации – это 1)достоверность 2)доступность 3)понятность. То, почему важны достоверностью и доступность – очевидно. От кода нет проку, если он работает с ошибками или если сервер с приложением «лежит». Почему же важна понятность кода? В понятном коде проще искать ошибки, проще его изменять, дорабатывать и сопровождать. Итак, понятность – основная ценность, к которой должен стремиться программист. Однако тут есть одна неувязочка. Дело в том, что понятность – вещь сугубо субъективная. Нужен некий более объективный критерий понятности. И этот критерий – простота. Действительно, простое приложение более понятное, нежели сложное. Однако простоты достичь сложно. Вот что пишет Питер Гудвин в книге «Ремесло программиста»:
Если проект прост, его легко понять… Разработать простой проект не так легко. Для этого нужно время. Для всякой сколько-нибудь сложной программы окончательное решение получается в результате анализа огромного объема информации. Когда код хорошо спроектирован, кажется, что он и не мог быть иным, однако возможно, что его простота достигнута в результате напряженного умственного труда (и большого объема рефакторинга). Сделать простую вещь сложно. Если структура кода кажется очевидной, не надо думать, что это далось без труда.
Итак, принцип проектирования KISS (keep it simple and straightforward) провозглашает, что простота кода – превыше всего, потому что простой код – наиболее понятный.
Практически все принципы проектирования направлены на достижение понятности кода. Нарушая какой-либо принцип проектирования, вы уменьшаете понятность кода. Непонятный код автоматически вызывает у человека ощущение того, что код сложный, так как его сложно понимать и модифицировать. При нарушении любого из этих принципов также нарушается и принцип KISS. Поэтому можно говорить, что KISS включает почти все остальные принципы проектирования.
Патерны проектирования описывают наиболее удачные, простые и понятные решения некоторых проблем. Если вы используете паттерн проектирования там, где нет проблемы, которую решает данный паттерн – то вы нарушаете KISS, внося ненужные усложнения в код. Если вы НЕ используете паттерн проектирования там, где есть проблема, соответствующая паттерну – то вы опять-таки нарушаете KISS, делая код сложнее, чем он мог бы быть.
На мой взгляд, принцип KISS может быть полезен лишь для начинающих проектировщиков, которые не знают или не понимают основных принципов проектирования. KISS защищает от неверного использования принципов проектирования и паттернов. Поскольку принципы и паттерны предназначены для увеличения понятности кода, то их правильное использование не может привести к уменьшению понятности кода. Однако если вы неверно понимаете принцип проектирования (например, истолковываете «не плодите лишних сущностей» как «плодите как можно меньше сущностей»), или соблюдая один принцип нарушаете десяток других, то KISS может стать для вас надёжной подушкой безопасности. В остальных случаях от KISS-а мало толку, т.к. он слишком общий и абстрактный. Остальные же принципы более конкретны и содержат более явные пути к достижению понятности и простоты кода.
Всвязи с тем, что представления разных людей о таком понятии как «простота» могут различаться, приобрели широкое распространение следующая заблуждения относительно KISS-a:
Заблуждение 1. Если считать, что простой код – это такой код, который проще всего написать, то можно истолковать, что принцип KISS призывает писать первое что взбредёт в голову, вообще не задумываясь о проектировании.
Заблуждение 2. Если считать, что простой код – это такой код, для написания которого требуется как можно меньше знаний, то можно истолковать, что принцип KISS призывает не использовать паттерны проектирования.
Под простотой же в данном случае следует понимать не сложный, лишенный искусственности, самый естественный, не трудный, легко доступный для понимания.
Автор: FiresShadow