Магистратура Академического университета готовит специалистов в сфере IT уже 7 лет. И из года в год мы сталкиваемся с недостаточной подготовленностью поступивших по профильным для нас курсам. Как следствие, нам приходится преподавать в магистратуре базовые (бакалаврские) курсы. Поэтому вполне закономерно, что мы пришли к идее открыть свой собственный бакалавриат.
В результате кропотливой работы была создана и аккредитована программа обучения бакалавров, и летом 2014 года состоялся первый набор. В этой связи хочется поделиться с вами опытом приема и — недолгого пока — обучения вчерашних школьников, одаренных в области математики и информатики, а также узнать ваше мнение о путях дальнейшего усовершенствования образовательного процесса.
Подготовка
Для разработки бакалаврской образовательной программы мы изучили программы ведущих IT факультетов России, Европы и Америки. В результате анализа и обсуждения этих программ, в том числе с привлечением наших партнеров – сотрудников и руководителей российских IT-компаний, – был составлен перечень дисциплин, которые действительно должны послужить базой для освоения в будущем курсов, посвященных актуальным теоретическим и прикладным направлениям в сфере информационных технологий. Создание бакалаврской программы «с нуля» позволило нам избавиться от всех устаревших и неактуальных дисциплин. При составлении программы, разумеется, мы учли все требования государственных стандартов, в том числе в отношении гуманитарных дисциплин.
Но для успеха бакалавриата одной учебной программы недостаточно, даже если она и самая современная. Для успеха нужны сильные студенты.
Приемная кампания
За лучшими студентами мы в первую очередь обратились в ведущие физико-математические школы Санкт-Петербурга. Первая же попытка провести встречу со школьниками окончилась фиаско — представителей университета пришло больше, чем школьников =). Стало понятно, что бакалавриат может и не состояться. В дальнейшем наши успехи были значительно лучше, но всё же до последнего дня нам было не понятно, удастся ли нам набрать сильную группу студентов.
Не зная наверняка уровень подготовки тех, кто к нам поступит, мы должны были заранее приготовиться к гибкому реагированию на запросы студентов. Для этого были разработаны тесты, позволяющие оценить общий уровень их подготовки и выявить проблемные области. В магистратуре Академического университета практикуются анонимные опросы студентов, в которых предлагается оценить каждую дисциплину (интерес к ней, актуальность ее изучения, «глубину» и «ширину» курса) и качество ее преподавания. Такой же принцип обратной связи мы использовали и в первом учебном семестре бакалавриата.
Отдельный вопрос — это разработка правил приема. Для того, чтобы такие правила разработать, нужно хорошо понимать, кто будет поступать. Грамотные правила приёма позволяют отобрать наиболее подготовленных и способных, равно как и заранее спрогнозировать результаты приема. И хотя подготовку приемной кампании мы начали заблаговременно и распространили информацию о наших бакалаврских программах среди одиннадцатиклассников ведущих физико-математических школ, опасения, что абитуриентов придет недостаточно, оставались. Ведь направление абсолютно новое, вуз, даже с учетом хорошей репутации нашей магистратуры, малоизвестен для школьников и, что немаловажно, для их родителей.
Вопреки нашим ожиданиям к окончанию приема борьба за возможность учиться у нас по образовательной программе кафедры MIT шла уже между победителями и призерами олимпиад, а тех, кто поступал к нам только по результатам единого экзамена, вообще не оказалось в списках. Разумеется, было очень обидно, что талантливые ребята с результатами ЕГЭ, близкими к максимально возможному (300 баллов из 300), не стали нашими студентами только потому, что не поучаствовали в олимпиаде, дающей льготы при поступлении. Эти моменты мы учли при составлении правил приема на 2015 год и скорректировали их так, чтобы шансы на зачисление были и у школьников, поступающих только по результатам ЕГЭ. Честно говоря, мы пока не знаем, каким будет конкурс в этом году: с одной стороны, мы стали известнее и нет эффекта «первого набора», с другой стороны, многие абитуриенты напуганы тем, что в прошлом году поступили исключительно олимпиадники. Если вы решили к нам поступать — заполните, пожалуйста, форму предварительных заявлений на поступление в бакалавриат, что поможет нам получить представление о предстоящем конкурсе.
По итогам приема 2014 года у нас в бакалавриате на кафедре МИТ обучаются 25 студентов: 20 юношей и 5 представительниц прекрасного пола. Все они — призеры и победители олимпиад по профильным предметам (информатике или математике):
Неожиданностью также было и то, что география абитуриентов, подавших заявления, оказалась очень обширна — от Калининграда до Сибири! Хотя поступили большей частью ребята из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, у нас также учатся студенты из Великого Новгорода, Москвы, Салавата, Магнитогорска, Димитровграда, Невинномысска и Киева.
Оказалось, что наше желание набрать сильных студентов само по себе стало одним из факторов, почему сильные студенты пришли к нам поступать: выбирая наш вуз, абитуриенты помимо всех прочих факторов оценивали будущую студенческую среду, то есть уровень подготовки тех, кто к нам поступает (победители и призеры каких олимпиад, количество баллов по ЕГЭ). Многие говорили о том, что хотели бы учиться в коллективе равных или даже более сильных студентов.
Вопросы к вам
А на что вы ориентировались, выбирая вуз при поступлении? Какие факторы были решающими? Куда поступали бы, если бы выбор вам предстояло сделать в этом году?
Первый семестр
Первый, точнее самый-самый первый, семестр бакалавриата позади, сессия закрыта, и теперь мы можем подвести итоги.
Отмечу сразу, что всё прошло довольно гладко. Набор у нас небольшой, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению каждого студента. Соотношение числа преподавателей к числу студентов у нас довольно близко к единице. У каждой группы также есть куратор, который оказывает всестороннюю поддержку и помощь в решении возникающих вопросов, отслеживает успеваемость и поддерживает обратную связь.
Ещё в начале семестра студенты нас очень сильно порадовали — большая часть первокурсников выиграла конкурс Комитета по науке и высшей школе и стали получать дополнительные именные стипендии Правительства Санкт-Петербурга. Кроме этого, осенью группа наших бакалавров заняла третье место в командном первенстве Региональной олимпиады по информатике и программированию.
Опрос по итогам первого полугодия показал, что в целом студенты довольны качеством образовательного процесса и учеба у нас им нравится =). Конечно, в течение семестра мы выявили множество различных недочётов. Так, например, опросы студентов позволили скорректировать темп некоторых лекций, который показался нашим студентам чересчур медленным. Кроме того, были замечены случаи расхождения практических занятий с лекциями по соответствующей дисциплине, дублирования информации на математических дисциплинах и прочие недочёты в программе, которые мы довольно оперативно исправили.
В целом, опять же по результатам опросов, студенты бакалавриата учатся с большим энтузиазмом, но есть те, кому освоение программы дается с большим трудом. Особенно математические курсы, тем более, что они у нас очень серьезные. Не стало неожиданностью то, что нагрузка у нас действительно очень серьёзная. В некоторых случаях нам пришлось попросить уменьшить количество домашних заданий, чтобы студенты успевали их делать.
А для вас высокая учебная нагрузка — это стимул или угнетающий фактор?
В общем, считаем, что итоги первого полугодия можно признать положительными. Но, конечно, нам есть куда расти.
Будет узнать о вашем опыте обучения в других вузах.
Что нравилось, а что нет в процессе обучения? Какие моменты, по вашему мнению, особенно важно учитывать на начальных курсах бакалавриата?
Автор: avsmal