Хочу рассказать о некоммерческом проекте Кодабра. Здесь мы учим детей программировать и создавать игры.
Предыстория
Как-то пришло осознание того, что максимум удовольствия в этой жизни фаундерам приносят три процесса — программирование, обучение других и общение с детьми. Мысли стали активно бурлить по поводу школы для детей, а активные действия начались с января 2014. Нас вдохновили такие проекты как codeclub.org.uk, code.org, cs-first.com. И мы решили использовать их опыт и организовывать бесплатные уроки на базе существующих школ, детских домов и иных детских учреждений.
Явный акцент сделали на мотивацию детей. Мы учим их делать мультфильмы, компьютерные игры, творить в цифровой вселенной.
Выбор аудитории и инструментов
Общение с друзьями в фейсбуке выявило явный интерес родителей с детьми возраста начальной школы, которые крайне положительно воспринимали идею. Поэтому решили попробовать с самых маленьких, прямо с первого класса.
В качестве языка программирования был выбран Scratch, визуальный язык программирования специально разработанный для детей. Во-первых, он доступен онлайн и не требует установки чего-либо. Во-вторых, это интегрированная среда, рисуешь код и сразу его исполняешь, сразу же видно результат. В-третьих, он заточен на создание мультфильмов и игр, в нем уже существует библиотека спрайтов и фонов, а также специальные “игровые” операторы, вроде “повернуть, если врезался в стену”.
Код при этом выглядит примерно так.
Мы набросали концепцию первого урока в виде игры по отлову мышей и приступили к делу.
Первый опыт
Через друзей я договорился с ближней к моему дому школой 1220 на ВДНХ. Пришел к завучу, показал примеры уроков. Познакомился с местным преподавателем информатики, чтобы он был в курсе и не чувствовал вдруг какой-либо конкуренции. Еще несколько недель согласований со всевозможными завучами и преподавателями и нам дали целый класс продленки, дети в возрасте 8 лет.
Благой мыслью была идея прежде потренироваться с детьми знакомых на дому. Первыми учениками Кодабры стали 8 летний Максим и 6 летняя Майя. И сразу же все пошло не так как планировалось. Они наперебой генерили идеи мультфильмов, перескакивали с идеи на идею, всячески манипулировали мной. За два часа мы сменили с десяток фонов и героев, обсудили около 15 возможных сценариев развития действий и в итоге сделали лишь один передвигающийся спрайт :)
Отсюда родились следующие правила:
- Двигаться маленькими спринтами. “А давайте сделаем чтобы герой двигался”. Отсекая в этот момент другие бурлящие идеи. Agile тут как никогда актуален :)
- Все время быть на чеку и отсекать манипуляции. Из опыта. Майя: “А давай сделаем, чтобы принцесса улыбалась”. Я: “Ну это долго, придется перерисовывать”. Майя: “А ты что не можешь что-ли? Я думала ты все можешь..”. И я думаю о том, как быстро перерисовать спрайт, а не двигаюсь дальше по уроку :)
- Скармливайте по кусочку, самый сладкий в конце. Сделать сразу так, чтобы герой двигался клавишами управления не всегда самая лучшая идея. Как только это получается дети начинают летать героями и играть в свои вымышленные игры, игнорируя реальность :)
Я учел этот опыт, и первый урок в классе прошел на удивление гладко. Сперва я предложил детям поуправлять мной с помощью инструкций “влево, вправо, вперед, назад”. Потом мы выписали их на доску в виде программы. Цель была довести меня до определенной парты. Подебажили код, так как он далеко не сразу повел меня в нужное место. И приступили непосредственно к Scratch. Фон, герой, передвижение. А потом переменная скорости. У детей был буквально взрыв эмоций, кто-то вводил миллионы, кто-то наоборот затормаживал. Наиболее активные тут же догадались создать вторых персонажей, самостоятельно навесили код. Я не ожидал такого успеха.
Обучение длилось две четверти. За это время мы попробовали с ребятами и code.org. Концепция коротких уроков-заданий конечно лучше ложится в школьную сетку уроков. Но уровень вовлеченности при создании “своих” вселенных в Scratch безусловно выше.
Ниже промежуточные результаты с уроков.
Следующим шагом было слегка расшириться на несколько школ и сформировать методику. Я прочитал доклады на РИТ и DevConf, по результатам к нам присоединились несколько человек с желанием преподавать. Договорились со школой 492 и детским социально-реабилитационным центром Отрадное. И ушли на летние каникулы.
Планы
Наша главная цель на пять лет — проникнуть в форме бесплатных уровок в максимальное число детских учреждений в РФ. Это могут быть как уроки проводимые волонтерами-преподавателями, так и экспериментальные уроки проводимые штатными преподавателями в основном учебном процессе.
Для ее достижения мы выделили несколько направлений:
- Формирование волонтерской системы и развитие бесплатных уроков в детских учреждениях.
- Разработка онлайн-платформы, которая будет содержать готовые интерактивные уроки с автоматическим отслеживанием уровня успеваемости конкретного ученика и поможет нам доносить нашу методику проще и быстрее.
- Попробовать платные углубленные курсы для старшеклассников.
Наш сайт все еще находится в разработке. Из публичных контактов пока доступен этот блог и группы в facebook и vk. В этом же блоге мы будем освещать все аспекты детского STEM-образования. От обзора инструментов и процессов до опыта реальных уроков.
Если у кого-то сформируется желание помочь в развитии проекта, мы будем только рады :)
Автор: lohansky