Предисловие
Некоторое время назад я затеял разработку бесплатного текстового редактора с красивым интерфейсом и широким удобным функционалом на платформе WPF. Довелось решить очень много технических задач, поэтому у меня накопился определённый опыт, которым хочу поделиться с другими людьми.
К делу
Разработчикам WPF, Silverlight и WinPhone-приложений хорошо знаком паттерн проектирования MVVM (Model — View — ViewModel). Однако если дополнительно применить к нему ещё немного фантазии, то может получиться что-то более интересное, и немного даже, осмелюсь заверить, революционное.
Допустим, у нас есть классическое окно (View) текстового редактора с меню, тулбар треем и статус баром, которые можно спрятать при желании. Перед нами стоит задача – сохранить позицию и размеры окна, а также визуальное состояние элементов при закрытии приложения, чтобы потом восстановить их.
Обычное решение, которое сразу напрашивается на ум, состоит в добавлении во вью-модель ряда дополнительных свойств для привязки (Top, Left, Width, Heigth, ShowToolBarTray, ShowStatusBar и других), а затем сохранение их значений, например, в файл. Но не будем спешить… Что если я вам скажу, что можно создать такую вью-модель, которая будет реализовывать необходимую функциональность по умолчанию, поэтому для решения задачи не нужно НИ ОДНОЙ дополнительной строки кода?
Сразу рекомендую скачать пример приложения, который я сделал специально для этой статьи (ссылка один или два), он поможет понять основные идеи и прочувствовать красоту подхода. Здесь же я приведу определённые части кода, на которые стоит обратить особое внимание.
В WPF часто используется привязка к свойствам, но существует также возможность привязки к элементам массива, которой пользуются довольно редко. Но вот она-то и открывает нам новые горизонты. Попробуем рассмотреть вью-модель, как словарь, где ключом-индексом будет имя свойства, по которому можно получить его значение.
Но как же нам лучше сохранять эти значения? Попробуем сериализовать вью-модели! Но?.. Это ведь не DTO-объект, да и как потом их десериализовать, ведь в конструктор часто нужно инжектировать другие параметры, а для десериализации обычно нужен конструктор без параметров? А вам никода не казалось инжектирование в конструктор несколько неудобным, например, при добавлении или удалении параметра ломались юнит тесты, и их тоже необходимо было править, хотя интерфейс тестируемого объекта, по сути, оставался прежним?
Поэтому откажемся от инжекций в конструктор, благо, существуют и другие способы для подобных целей, и пометим вью-модели атрибутом [DataContract], а свойства, которые нужно сериализовать, атрибутом [DataMember] (эти аттрибуты очень упрощают сериализацию).
Теперь создадим небольшой класс Store.
public static class Store
{
private static readonly Dictionary<Type, object> StoredItemsDictionary = new Dictionary<Type, object>();
public static TItem OfType<TItem>(params object[] args) where TItem : class
{
var itemType = typeof (TItem);
if (StoredItemsDictionary.ContainsKey(itemType))
return (TItem) StoredItemsDictionary[itemType];
var hasDataContract = Attribute.IsDefined(itemType, typeof (DataContractAttribute));
var item = hasDataContract
? Serializer.DeserializeDataContract<TItem>() ?? (TItem) Activator.CreateInstance(itemType, args)
: (TItem) Activator.CreateInstance(itemType, args);
StoredItemsDictionary.Add(itemType, item);
return (TItem) StoredItemsDictionary[itemType];
}
public static void Snapshot()
{
StoredItemsDictionary
.Where(p => Attribute.IsDefined(p.Key, typeof (DataContractAttribute)))
.Select(p => p.Value).ToList()
.ForEach(i => i.SerializeDataContract());
}
}
Тут всё просто – лишь два метода. OfType возвращающает нам статический экземпляр объекта требуемого типа, по возможноти десериализуя его, и Snapshot делает «снимок» объектов находящихся в контейнере, сериализуя их. Вызов Snapshot в общем случае можно осуществить лишь один раз при закрытии приложения, например, в обработчике Exit класса Application.
И напишем Json-сериализатор.
public static class Serializer
{
public const string JsonExtension = ".json";
public static readonly List<Type> KnownTypes = new List<Type>
{
typeof (Type),
typeof (Dictionary<string, string>),
typeof (SolidColorBrush),
typeof (MatrixTransform),
};
public static void SerializeDataContract(this object item, string file = null, Type type = null)
{
try
{
type = type ?? item.GetType();
if (string.IsNullOrEmpty(file))
file = type.Name + JsonExtension;
var serializer = new DataContractJsonSerializer(type, KnownTypes);
using (var stream = File.Create(file))
{
var currentCulture = Thread.CurrentThread.CurrentCulture;
Thread.CurrentThread.CurrentCulture = CultureInfo.InvariantCulture;
serializer.WriteObject(stream, item);
Thread.CurrentThread.CurrentCulture = currentCulture;
}
}
catch (Exception exception)
{
Trace.WriteLine("Can not serialize json data contract");
Trace.WriteLine(exception.StackTrace);
}
}
public static TItem DeserializeDataContract<TItem>(string file = null)
{
try
{
if (string.IsNullOrEmpty(file))
file = typeof (TItem).Name + JsonExtension;
var serializer = new DataContractJsonSerializer(typeof (TItem), KnownTypes);
using (var stream = File.OpenRead(file))
{
var currentCulture = Thread.CurrentThread.CurrentCulture;
Thread.CurrentThread.CurrentCulture = CultureInfo.InvariantCulture;
var item = (TItem) serializer.ReadObject(stream);
Thread.CurrentThread.CurrentCulture = currentCulture;
return item;
}
}
catch
{
return default(TItem);
}
}
}
Базовый класс для вью моделей выглядит тоже не сложно.
[DataContract]
public class ViewModelBase : PropertyNameProvider, INotifyPropertyChanging, INotifyPropertyChanged
{
protected Dictionary<string, object> Values = new Dictionary<string, object>();
private const string IndexerName = System.Windows.Data.Binding.IndexerName; /* "Item[]" */
public event PropertyChangingEventHandler PropertyChanging = (sender, args) => { };
public event PropertyChangedEventHandler PropertyChanged = (sender, args) => { };
public object this[string key]
{
get { return Values.ContainsKey(key) ? Values[key] : null; }
set
{
RaisePropertyChanging(IndexerName);
if (Values.ContainsKey(key)) Values[key] = value;
else Values.Add(key, value);
RaisePropertyChanged(IndexerName);
}
}
public object this[string key, object defaultValue]
{
get
{
if (Values.ContainsKey(key)) return Values[key];
Values.Add(key, defaultValue);
return defaultValue;
}
set { this[key] = value; }
}
public void RaisePropertyChanging(string propertyName)
{
PropertyChanging(this, new PropertyChangingEventArgs(propertyName));
}
public void RaisePropertyChanged(string propertyName)
{
PropertyChanged(this, new PropertyChangedEventArgs(propertyName));
}
[OnDeserializing]
private void Initialize(StreamingContext context = default(StreamingContext))
{
if (PropertyChanging == null) PropertyChanging = (sender, args) => { };
if (PropertyChanged == null) PropertyChanged = (sender, args) => { };
if (Values == null) Values = new Dictionary<string, object>();
}
}
Также унаследуемся от небольшого класса PropertyNameProvider, который пригодится нам в дальнейшем для работы с лямбда-выражениями.
[DataContract]
public class PropertyNameProvider
{
public static string GetPropertyName<T>(Expression<Func<T>> expression)
{
var memberExpression = expression.Body as MemberExpression;
var unaryExpression = expression.Body as UnaryExpression;
if (unaryExpression != null)
memberExpression = unaryExpression.Operand as MemberExpression;
if (memberExpression == null || memberExpression.Member.MemberType != MemberTypes.Property)
throw new Exception("Invalid lambda expression format.");
return memberExpression.Member.Name;
}
}
Отлично, на данном этапе мы реализовали возможность привязки к свойствам-индаксам. В xaml можно писать выражения следующего вида
Height="{Binding '[Height, 600]', Mode=TwoWay}"
где первый параметр — это имя свойства, а второй (опциональный) — его дефолтное значение.
Этот подход чем-то напоминает реализацию стандартного интерфейса IDataErrorInfo. Почему бы нам тоже не реализовать его? Хорошая идея, но не станем спешить, а примем её во внимание… Поиграем ещё с переопределением индексатора. Все помнят про ICommand, а в WPF существует ещё крутой механизм работы RoutedCommands и CommandBindings. Вот было бы классно писать реализацию команд во вью-модели подобным образом.
this[ApplicationCommands.Save].CanExecute += (sender, args) => args.CanExecute = HasChanged;
this[ApplicationCommands.New].CanExecute += (sender, args) =>
{
args.CanExecute = !string.IsNullOrEmpty(FileName) || !string.IsNullOrEmpty(Text);
};
this[ApplicationCommands.Help].Executed += (sender, args) => MessageBox.Show("Muse 2014");
this[ApplicationCommands.Open].Executed += (sender, args) => Open();
this[ApplicationCommands.Save].Executed += (sender, args) => Save();
this[ApplicationCommands.SaveAs].Executed += (sender, args) => SaveAs();
this[ApplicationCommands.Close].Executed += (sender, args) => Environment.Exit(0);
this[ApplicationCommands.New].Executed += (sender, args) =>
{
Text = string.Empty;
FileName = null;
HasChanged = false;
};
Ну, какая же вью-модель без автоматической нотификации свойств и лябда-выражений? Это должно быть по-любому.
public string Text
{
get { return Get(() => Text); }
set { Set(() => Text, value); }
}
А что если… Создать PropertyBinding наподобие CommandBinding и совсем чуть-чуть снова поиграть с индексатором?
this[() => Text].PropertyChanged += (sender, args) => HasChanged = true;
this[() => FontSize].Validation += () => 4.0 < FontSize && FontSize < 128.0 ? null : "Invalid font size";
Выглядит неплохо, неправда ли?
И, конечно, наша чудо-вью-модель.
[DataContract]
public class ViewModel : ViewModelBase, IDataErrorInfo
{
public ViewModel()
{
Initialize();
}
string IDataErrorInfo.this[string propertyName]
{
get
{
return PropertyBindings.ContainsKey(propertyName)
? PropertyBindings[propertyName].InvokeValidation()
: null;
}
}
public PropertyBinding this[Expression<Func<object>> expression]
{
get
{
var propertyName = GetPropertyName(expression);
if (!PropertyBindings.ContainsKey(propertyName))
PropertyBindings.Add(propertyName, new PropertyBinding(propertyName));
return PropertyBindings[propertyName];
}
}
public CommandBinding this[ICommand command]
{
get
{
if (!CommandBindings.ContainsKey(command))
CommandBindings.Add(command, new CommandBinding(command));
return CommandBindings[command];
}
}
public string Error { get; protected set; }
public Dictionary<ICommand, CommandBinding> CommandBindings { get; private set; }
public Dictionary<string, PropertyBinding> PropertyBindings { get; private set; }
public CancelEventHandler OnClosing = (o, e) => { };
public TProperty Get<TProperty>(Expression<Func<TProperty>> expression, TProperty defaultValue = default(TProperty))
{
var propertyName = GetPropertyName(expression);
if (!Values.ContainsKey(propertyName))
Values.Add(propertyName, defaultValue);
return (TProperty) Values[propertyName];
}
public void Set<TProperty>(Expression<Func<TProperty>> expression, TProperty value)
{
var propertyName = GetPropertyName(expression);
RaisePropertyChanging(propertyName);
if (!Values.ContainsKey(propertyName))
Values.Add(propertyName, value);
else Values[propertyName] = value;
RaisePropertyChanged(propertyName);
}
public void RaisePropertyChanging<TProperty>(Expression<Func<TProperty>> expression)
{
var propertyName = GetPropertyName(expression);
RaisePropertyChanging(propertyName);
}
public void RaisePropertyChanged<TProperty>(Expression<Func<TProperty>> expression)
{
var propertyName = GetPropertyName(expression);
RaisePropertyChanged(propertyName);
}
[OnDeserializing]
private void Initialize(StreamingContext context = default(StreamingContext))
{
CommandBindings = new Dictionary<ICommand, CommandBinding>();
PropertyBindings = new Dictionary<string, PropertyBinding>();
PropertyChanging += OnPropertyChanging;
PropertyChanged += OnPropertyChanged;
}
private void OnPropertyChanging(object sender, PropertyChangingEventArgs e)
{
var propertyName = e.PropertyName;
if (!PropertyBindings.ContainsKey(propertyName)) return;
var binding = PropertyBindings[propertyName];
if (binding != null) binding.InvokePropertyChanging(sender, e);
}
private void OnPropertyChanged(object sender, PropertyChangedEventArgs e)
{
var propertyName = e.PropertyName;
if (!PropertyBindings.ContainsKey(propertyName)) return;
var binding = PropertyBindings[propertyName];
if (binding != null) binding.InvokePropertyChanged(sender, e);
}
}
Теперь мы вооружены по полной, но нет предела совершенству. Как правило, вью-модель связывается со своим представлением (вью) в C# коде, но насколько бы было красиво эту привязку осуществлять непосредственно в xaml! Помните про наш отказ от инжекций в конструктор? Вот он нам и даёт такую возможность. Напишем небольшое расширение для разметки*.
public class StoreExtension : MarkupExtension
{
public StoreExtension(Type itemType)
{
ItemType = itemType;
}
[ConstructorArgument("ItemType")]
public Type ItemType { get; set; }
public override object ProvideValue(IServiceProvider serviceProvider)
{
var service = (IProvideValueTarget) serviceProvider.GetService(typeof (IProvideValueTarget));
var frameworkElement = service.TargetObject as FrameworkElement;
var dependancyProperty = service.TargetProperty as DependencyProperty;
var methodInfo = typeof(Store).GetMethod("OfType").MakeGenericMethod(ItemType);
var item = methodInfo.Invoke(null, new object[] { new object[0] });
if (frameworkElement != null &&
dependancyProperty == FrameworkElement.DataContextProperty &&
item is ViewModel)
{
var viewModel = (ViewModel) item;
frameworkElement.CommandBindings.AddRange(viewModel.CommandBindings.Values);
var window = frameworkElement as Window;
if (window != null)
viewModel.OnClosing += (o, e) => { if (!e.Cancel) window.Close(); };
frameworkElement.Initialized += (sender, args) => frameworkElement.DataContext = viewModel;
return null;
}
return item;
}
}
Вуаля, готово!
DataContext="{Store viewModels:MainViewModel}"
Обращаю внимание на то, что во время привязки у контрола изменяется не только DataContext, но и заполняется коллекция CommandBindings, значениями из вью-модели.
(* чтобы перед расширениями для разметки не писать префиксов вроде "{foundation:Store viewModels:MainViewModel}", они должны быть реализованы в отдельном проекте и в этом же проекте в файде AssemblyInfo.cs нужно написать что-то вроде
[assembly: XmlnsDefinition("http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml/presentation", "Foundation")]
[assembly: XmlnsDefinition("http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml/presentation", "Foundation.Converters")]
[assembly: XmlnsDefinition("http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml/presentation", "Foundation.MarkupExtensions")]
)
Подобным образом приукрасим привязку к индексам, о которой речь шла выше.
public class ViewModelExtension : MarkupExtension
{
private static readonly BooleanConverter BooleanToVisibilityConverter = new BooleanConverter
{
OnTrue = Visibility.Visible,
OnFalse = Visibility.Collapsed,
};
private FrameworkElement _targetObject;
private DependencyProperty _targetProperty;
public ViewModelExtension()
{
}
public ViewModelExtension(string key)
{
Key = key;
}
public ViewModelExtension(string key, object defaultValue)
{
Key = key;
DefaultValue = defaultValue;
}
public string Key { get; set; }
public string StringFormat { get; set; }
public string ElementName { get; set; }
public object DefaultValue { get; set; }
public object FallbackValue { get; set; }
public object TargetNullValue { get; set; }
public IValueConverter Converter { get; set; }
public RelativeSource RelativeSource { get; set; }
public override object ProvideValue(IServiceProvider serviceProvider)
{
var service = (IProvideValueTarget) serviceProvider.GetService(typeof (IProvideValueTarget));
_targetProperty = service.TargetProperty as DependencyProperty;
_targetObject = service.TargetObject as FrameworkElement;
if (_targetObject == null || _targetProperty == null) return this;
var key = Key;
if (_targetProperty == UIElement.VisibilityProperty && string.IsNullOrWhiteSpace(key))
key = string.Format("Show{0}",
string.IsNullOrWhiteSpace(_targetObject.Name)
? _targetObject.Tag
: _targetObject.Name);
key = string.IsNullOrWhiteSpace(key) ? _targetProperty.Name : key;
if (!string.IsNullOrWhiteSpace(StringFormat)) Key = string.Format(StringFormat, _targetObject.Tag);
var index = DefaultValue == null ? key : key + "," + DefaultValue;
var path = string.IsNullOrWhiteSpace(ElementName) && RelativeSource == null
? "[" + index + "]"
: "DataContext[" + index + "]";
if (_targetProperty == UIElement.VisibilityProperty && Converter == null)
Converter = BooleanToVisibilityConverter;
var binding = new Binding(path) {Mode = BindingMode.TwoWay, Converter = Converter};
if (ElementName != null) binding.ElementName = ElementName;
if (FallbackValue != null) binding.FallbackValue = FallbackValue;
if (TargetNullValue != null) binding.TargetNullValue = TargetNullValue;
if (RelativeSource != null) binding.RelativeSource = RelativeSource;
_targetObject.SetBinding(_targetProperty, binding);
return binding.ProvideValue(serviceProvider);
}
}
В xaml можно писать так:
Width="{ViewModel DefaultValue=800}"
Итоги
Пожалуй, достаточно, я преподнёс много информации в сжатом виде, поэтому для полноты понимания лучше ознакомиться с примером проекта.
Резюмируя всё сказанное, можно выделить следующие плюсы подхода:
— чистый, лаконичный и структурированный код. Интерфейсная логика, слабо связанная с бизнес-логикой, инкапсулируется внутри базовых классов вью-модели, в то время как конкретная реализация вью-модели содержит именно ту логику, которая тесно связана с бизнес-правилами;
— простота и универсальность решения. Ко всему прочему, сериализация позволяет очень гибко настраивать интерфейс приложения с помощью конфигурационных файлов;
— удобная реализация валидации через интерфейс IDataErrorInfo.
Минусы:
— отказ от инжекций в конструктор (хотя это и не обязательное требование);
— некоторая неявность решения для человека, не знакомого с ним.
Освоив данный подход и имея в распоряжении всего несколько базовых классов, вы сможете комфортно, быстро и качественно писать приложения с богатым интерактивным интерфейсом, при этом оставляя вью-модели чистыми и компактными.
Очень надеюсь, что статья окажется для вас полезной! Спасибо за внимание!
P.S. Не знаю точно, как в Silverlight, но на WinPhone-платформе есть некоторые ограничения (отсутствуют расширения разметки, RoutedCommands и CommandBindings), однако при большом желании, думаю, это можно обойти.
P.P.S. Как я уже сказал выше, все описанные методы, применены мной при создании полноценного текстового редактора. Те, кому интересно, что же в итоге получилось за творение, могут найти его по этой ссылке. Мне кажется, что в программировании и поэзии очень много общего: также как мастер слова способен несколькими фразами выразить то, на что у обычного человека уйдет не один абзац, так и опытный программист решает сложную задачу несколькими строками кода.
Вдохновения вам!
Автор: poemmuse