Предисловие
Так получилось, что я руковожу разработкой ПО, хотя меня этому не учили. Учился сам. Но были учителя. Учителя — это не те, кто учит, а те, у кого учатся. Мне повезло, у меня такие наставники были.
Еще больше помню начальников, у которых я учился тому, как не надо руководить людьми. Со временем у меня накопился небольшой словарь, по фразам из которого я начал отличать подобных руководителей. Эти высказывания, как правило, звучат в некотором сопутствующем контексте, в котором они имеют вполне определенное значение.
Наполеон Бонапарт говорил: «Армия львов под управлением барана всегда проиграет армии баранов под управлением льва». Так вот, по моим наблюдениям, львы подобных фраз себе не позволяют. И, если вы слышите похожие высказывания в свой адрес, делайте выводы.
Словарь
Все плохо! Надо делать быстрее! Надо делать лучше!
Контекст. Постоянные негативные оценки прогресса проекта без всякой конкретики. Раздувание недостатков и ошибок сотрудников до космических размеров. Постоянная публичная критика участников команды и жалобы вышестоящему руководству на некомпетентность исполнителей.
Что значит. Руководитель не способен оценить сложность решаемых задач, эффективность способов их решения и реальное состояние проекта.
У нас незаменимых нет!
Контекст. Постоянное давление. Нереальные сроки. Сверхурочные. Авралы. Непрерывная критика и понижение самооценки (заодно можно сэкономить на зарплате!). Грубость. Запугивание.
Что значит. Руководитель стремится удерживать подчиненных вне зоны комфорта. «Настоящие лидеры задают трудные вопросы и выбивают людей из зоны их комфорта. Затем они управляют возникающим стрессом!», ((с) Р.А. Хейфетц, Д.Л. Лори, «Работа лидера», 1997.)
После проекта останутся только лучшие!
Контекст. Постоянный поиск виновных и «козлов отпущения». Наказания. Разжигание конкуренции в команде. Исполнители проекта распадаются на несколько противоборствующих клик.
Что значит. Руководитель осознает, что если он не возглавит «охоту на ведьм», то врагом проекта может оказаться он сам. Действует по принципу «разделяй и властвуй».
Ты в ответе за все!
Контекст. Обязанности определены самым общим образом. Поручения не зависят от обязанностей. Правила меняются по ходу игры. Назначение в несколько проектов одновременно. Загрузить работой так, чтобы времени на обдумывание чего-либо не оставалось. Постоянно находить какие-нибудь «важные и неотложные» дела. Чем больше, тем лучше — обязательно что-нибудь провалит.
Что значит. Сотрудник должен постоянно ощущать свою вину. В таком состоянии он становится более управляемым.
Думать – это моя работа! Просто, делай, как я сказал!
Контекст. Строгий контроль всех работ через активное личное наблюдение. Руководитель замыкает на себя принятие решений по всем вопросам. Влезает во все самые мелкие работы, от структуры таблиц в БД до цвета шрифтов в интерфейсе.
Что значит. Руководитель считает себя самым компетентным. Полностью отсутствует доверие участникам проекта. Мнительность. Не способность делегировать полномочия. Исходит из предпосылок индустриальной эпохи Генри Форда: «Работники ленивы, поэтому им необходимы внешние стимулы для работы. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания».
Выполняй, что тебе поручено, и не лезь не в свое дело!
Контекст. Удержание работников в неинформированном состоянии. Замыкание всех внешних и внутренних потоков информации на себя. Фильтрация и искажение информации в личных интересах. Строгое разграничение прав доступа к проектной документации и исходным кодам. Ограничение доступа в Интернет. Препятствование общению с коллегами из других компаний.
Что значит. Полная зависимость исполнителей от более информированного начальника, следовательно, лучшая управляемость.
Методологию создавали умные люди, а программисты некомпетентны!
Контекст. Методология принимает все решения, люди не принимают решения вовсе. Многоступенчатая бюрократия. Все процессы регламентированы. Все делается по инструкции. Эксперименты запрещены. Применяемые методы ограничены. Установлен тотальный контроль соблюдения регламентов. Инструкции постоянно разрастаются вследствие попыток учесть все возникающие новые ситуации. Внедрены всеобъемлющие нормы и метрики. Большая часть времени исполнителей тратится на соблюдение правил и писанину, которую никто никогда не читает. Большая доля «сизифова труда».
Что значит. Некомпетентность, безграничная вера руководителя в методологию с большой буквы «М» — всеобъемлющую теорию того, как следует решать весь класс задач, возникающих в процессе производства.
Босс хочет, что бы мы закончили проект в два раза быстрее. Как? Это ваша забота. Вам за это деньги платят!
Контекст. Интересы фирмы, команды, продукта и его пользователей не учитываются вовсе. Руководитель не принимает ни одного решения без согласования с начальством. Испытывает постоянную потребность «угадать и угодить». Культивирует любимчиков в команде, которые никогда с ним не спорят.
Что значит. Руководитель несамостоятелен, избегает любой ответственности, полностью зависит от своего руководства. Всегда согласен с его мнением, как бы оно не расходилось с его собственными взглядами и мнением его команды.
Это надо было сделать еще вчера! Обучение, анализ, проектирование и рефакторинг – это все потом!
Контекст. Темп поступления проблем превышает скорость их решения. Большинство задач, которые получают участники проекта, имеют наивысший приоритет и срочность. Героический труд (у плохих генералов всегда много героев). Большой проблемный код.
Что значит. Руководитель не умеет управлять приоритетами, постоянно занимается пожаротушением, полностью погружен в решение неотложных вопросов. Времени на уточнение целей, разработку стратегии, адекватное планирование, оценку и повышение эффективности применяемых процессов у него не остается.
Твое поведение непрофессиональное / некорпоративное!
Контекст. Как правило, без дополнительных комментариев. Произносится при любом проявлении несогласия с руководителем или сомнения в правильности принятых им решений.
Что значит. Пресечение любой критики и опасного для себя поведения подчиненных. Руководитель не имеет необходимого опыта. Не является специалистом в своей области. Сильно зависим от окружения и обстоятельств.
Я сделал все, что мог!
Контекст. Проект провалился.
Что значит. Перекладывание вины на команду.
Если бы я не «строил» команду, ничего бы не получилось!
Контекст. Проект, таки, не провалился.
Что значит. Приписывание всех успехов себе.
ЗЫ. Готовы дополнить?
Автор: craft_brother