Я хочу поднять тему, о которой в нашей сфере говорят недостаточно: «Психическое здоровье инженеров ПО, в особенности тех из нас, кто принял на себя роль лидера». Являясь соучредителем технологического стартапа, я часто испытываю тревожность. Это один из тех аспектов, которые сопутствуют нашей деятельности, но в описании вакансии не приводятся.
Если вспомнить конкретно 2017 год, то он стал для меня весьма неприятным. Я регулярно испытывал панические атаки, сидел на релаксантах и пытался писать код, находясь под серьёзным давлением дедлайнов и новых ответственностей. Тогда я как раз унаследовал от своего предшественника должность главы отдела информационных технологий. Теперь я отвечал за небольшую команду разработчиков. При этом наш стартап дал многим партнёрам множество обещаний. Моей же задачей была их реализация, и я мог их либо нарушить, либо выполнить. У меня получилось и то и другое.
Психические недуги всё ещё в некоторой степени стигматизируются обществом. Ты не можешь взять однодневный больничный, сказав команде: «У меня проблемы с головой и нужен отдых». Немногие осознают, что такое панические атаки, и почему из-за них тебе вдруг нужен выходной. И я полностью таких людей понимаю. То же касалось меня, пока я не дошёл до стадии выгорания (или психического срыва). До этого я представления не имел, зачем принимать препараты для снижения тревожности. Я думал, что все проблемы в голове. Разве ты не можешь контролировать свои мысли? По всей видимости, не всегда.
Когда у меня впервые диагностировали «тревожное расстройство», я плохо понимал, что это такое, поэтому отправился на Reddit почитать похожие истории других людей. Мне хотелось узнать, как они справляются с теми же симптомами в стремлении выжить. Чтение этих историй немного успокаивало меня во время панических эпизодов. Представьте, что сидите на рабочем месте и пишете код, как вдруг по вашему телу пробегает волна первобытного страха, всеохватывающее чувство ужаса, которое вас поглощает, и вы в этом состоянии открываете Reddit, чтобы почитать истории людей, переживающих то же самое. Это был мой механизм копинга, и он сработал.
К сожалению, моя история не уникальна. Она может коснуться любого инженера ПО. Я был перфекционистом, достигатором, который любил держать все процессы под контролем и в налаженном виде, чтобы они выполнялись максимально эффективно. У меня чётко настроены привязки клавиш, удобным образом организованы файлы DOT, плюс я полагаюсь на автоматизацию. Думаю, что всё это свойственно большинству разработчиков. Мы стремимся к эффективности.
Легко всё держать под контролем, когда ты занят только программированием, например, на уровне джуна. У тебя есть чётко определённая задача, которую старший коллега переформулировал из некоего смутного описания, полученного от владельца продукта. Ты его отлаживаешь, работая в своё удовольствие, получаешь следующее задание и устраняешь обнаруженные баги. В этом контексте беспокойств у тебя никаких. Твоя единственная задача — учиться и совершенствоваться. Жизнь хороша.
По мере роста ты начинаешь понимать реалии бизнеса. В бизнесе нет места совершенству. В нём не получится держать всё под контролем. По факту ты не только не можешь повлиять на бо́льшую часть происходящего вокруг, но при этом очень многое также остаётся неопределённым. Попытки распланировать следующий месяц превращаются в математическую задачу с вероятностными переменными.
🥸 Вот пример неопределённости в бизнесе: генеральный директор говорит тебе, что пообещал самому крупному клиенту новую функциональность, которую нужно создать как можно быстрее с максимальным приоритетом. Ещё через день он сообщает, что с таким же максимальным приоритетом надо создать другую функцию, полностью противоречащую первой. Когда ты отвечаешь ему, что они обе не могут иметь максимальный приоритет, он говорит: «У тебя получится».
Для меня в 2017 году всё это стало мощнейшим эмоциональным штормом — я старался контролировать все неопределённые моменты вокруг:
- Отслеживать все нависающие нереалистичные дедлайны.
- Писать много кода самостоятельно, чтобы обеспечить выполнение данных стейкхолдерам обещаний, не подвергая разработчиков выгоранию. В итоге я стал больше работать и меньше спать.
- Я переживал за платёжную ведомость очередного месяца и пытался контролировать нашу траекторию продвижения.
- Старался поддерживать скорость разработчиков и вписываться в сжатый бюджет, балансируя между дальнейшим ростом и текущими задачами.
- Пытался контролировать текучку разработчиков и следить, чтобы джуниоры развивались.
- Бывали дни, когда я программировал без остановки или присутствовал на нескольких совещаниях подряд, забыв о том, что такое регулярное питание, сон и даже расслабление.
К выгоранию меня привело не что-то одно значительное. Это была комбинация факторов, способствовавших моему перманентному состоянию стресса.
Примечание: я помню, как просыпался на выходных и лишь первые несколько минут, ещё лёжа в кровати, чувствовал себя здорово, после чего меня охватывала тревожность.
В конце концов я пошёл на приём к врачу, и сейчас мне намного лучше. Но потребовалось много времени.
▍ Не все дедлайны одинаково важны
Я не собираюсь философствовать на тему того, как сохранять правильный баланс работы и личной жизни, и как не оказывать столько негативного влияния на не связанные с работой аспекты жизнедеятельности. Но я могу уверенно сказать, что раньше этот баланс у меня был нарушен. Думаю, что сейчас всё выравнивается, но только благодаря тому, что моя компания идёт в гору — у нас повысился финансовый оборот, стало больше верных клиентов и сформировалась отличная команда. А что было до? Я считал, что баланс между работой и жизнью — это миф. Я думал, что каждый дедлайн — святое обязательство, а каждый проект критически важен, и если вы не находитесь онлайн 24/7, то всё развалится. Было ли это правдой? Иногда.
💡 Некоторые люди меня спрашивали: «Почему ты так много работаешь? Что самое худшее может случиться?» Невыплата зарплаты сотрудникам и банкротство компании. Я думаю, что это достаточно серьёзная причина, чтобы пойти на риск выгорания. По крайней мере, я так думал раньше. А сейчас? Возможно, это всё равно достойная причина, но теперь я бы подошёл к этому вопросу иначе.
Подобные ситуации не редкость. Ты всегда находишься на грани и считаешь, что судьба всей компании зависит от твоего очередного шага. Это подобно пребыванию в состоянии постоянной боеготовности, когда замедление создаёт ощущение, что ты всех подводишь. Будучи техническим директором или занимая любую другую руководящую техническую роль, ты принимаешь решения, которые могут привести либо к успеху, либо к провалу всей операции. И да, это захватывает, но также создаёт почву для тревожности.
Однажды, к примеру, наш деплой рухнул перед самым релизом основной версии. Генеральный директор подчеркнул, насколько важным был этот проект, и мы все дружно взялись за его восстановление. Мы боялись худшего: что клиент выйдет из себя, если узнает, что мы откладываем релиз. Я находился в постоянном стрессе и думал, что нам предстоит совершить чудо. Естественно, мы его совершили.
Но знаете, что? После всего этого хаоса оказалось, что в ту неделю заказчики проекта находились в отпуске, и релиз ещё много дней даже не проверялся. Весь этот стресс, безумная спешка — и ради чего? Мы зачастую так переживаем о дедлайнах, будто они выбиты в камне. Но так ли это? Мы стараемся изо всех сил с мыслями о том, что делаем как можно лучше для бизнеса. А что, если бы мы просто… этого не делали? Не все дедлайны одинаково важны. Конкретно этот релиз мог подождать, а тот дедлайн можно было пропустить. Нельзя постоянно пренебрегать своим здоровьем и рассудком.
Не все дедлайны одинаково важны. Источник: Monkeyuser.com
В технологическом мире есть негласное правило, что ты всегда должен быть погружен в работу на 100%. Но это не выполнимо. Я на собственной шкуре познал, что не каждый дедлайн сродни «выполни-или-умри». Порой отодвигание релиза на одну неделю – это лучшее, что ты можешь сделать для себя и своей команды.
▍ Что мне помогло
Как вы наверняка догадались, я отобрал несколько приёмов, которые серьёзно мне помогли. Не буду утверждать, что я эксперт в психиатрии, и не собираюсь давать вам совет. Я просто решил поделиться теми способами, которые помогли мне, на случай, если вы окажетесь в подобной ситуации.
Во-первых, тревожность и выгорание реальны. Причём они не проходят сами собой просто так. Я это узнал на собственном опыте. Поэтому очень важно почувствовать, когда вы начинаете выгорать или становитесь тревожным. В моём случае это оказался момент, когда я начал ненавидеть работу, которой обычно наслаждался. Это состояние сопровождалось чувством глубочайшего ужаса и нарушением сна. Естественно, я не думаю, что кто-то сможет упустить такие симптомы, просто мне потребовалось полгода, чтобы их распознать и отправиться к психиатру. Я думал, что у меня просто зимняя депрессия. Попробуй тут разберись…
Важно уметь сказать «Нет» некритическим задачам в нерабочее время, а также провести грань между работой и остальной жизнью. Я пока не особо хорошо с этим справляюсь, но учусь отключаться от рабочих процессов в нерабочее время. Перестаю читать почту, не провожу «быстрых проверок» проектов, даже не открываю MacBook. Это по-прежнему трудно, но уже не так. Ещё бывает, что мои партнёры звонят в выходные с просьбой что-либо сделать. Если только это не какой-то критический момент, я говорю им, что займусь в понедельник. Поверьте, мир не рухнет, если вы скажете кому-то, что сделаете это на 24 или 48 часов позже.
Надеюсь, это не станет нормой. Источник: Todoist
Я отказался от кофеиновых напитков и алкоголя. Было нелегко, но это помогло мне снизить нервозность и восстановить сон. Ещё я увлёкся прогулками. Моя цель – 12 500 шагов в день, обычно с прослушиванием подкаста. Это моё новое (старое) увлечение. Прогулка помогает проветрить голову и переключиться с рабочего режима. К тому же, выполнение поставленной цели каждый день является своеобразной победой.
Ещё одним важным моментом для меня стало рассмотрение текущих процессов в перспективе. Теперь я всегда задаю себе вопрос: «А будет ли это важно через два года?» Вас удивит, как часто ответом оказывается «нет». Это снимает напряжение. Теперь я без проблем позволяю себе пропустить дедлайн. Как я уже говорил, не каждый из них нависает ультиматумом «выполни-или-умри». Порой очень даже разумно отложить что-либо, чтобы снизить беспокойство.
Уведомления на телефоне? Почти полностью исчезли. Если возникнет что-то реально срочное, оно меня найдёт. Одни только эти меры значительно снизили лишний стресс. Ко мне вернулся фокус внимания. Я больше не отвлекаюсь на постоянные «Динь! Динь!»
Но есть ещё один момент, оказавший неожиданно сильное влияние: изучение темы психического здоровья и эмоционального интеллекта. Понимание, что кто-то может бороться с проблемой, о которой я ничего не знаю, сделало меня более эмпатичным лидером и коллегой. Я стал иначе взаимодействовать с командой. Я научился больше слушать и меньше гадать, а также подходить к каждой ситуации более добродушно и понимающе. Никогда не знаешь, вдруг немного сострадания в этот напряжённый период поможет кому-то избежать выгорания.
Когда я испытывал перегрузку, то не шёл сразу за помощью к специалисту. Думал, что справлюсь сам. Для меня было стыдно обращаться к психиатру, ведь таким образом я должен был признать, что «сломлен». С тех пор я понял очень многое. Во-первых, быть уязвимым – это абсолютно нормально. Если вы чувствуете перегрузку, не бойтесь обратиться за помощью к специалисту. Мы все люди. Тут нечего стыдиться. В действительности это один из храбрейших поступков, который вы можете совершить. Мы обращаемся к врачам в случае физического недомогания, так почему в случае психического здоровья должно быть иначе?
Если коротко, то для меня всё сошлось к нескольким небольшим, устойчивым изменениям и формированию более добродушного отношения к самому себе. Это не всегда легко, и я продолжаю учиться, но эти шаги помогли мне найти более здоровый баланс.
▍ Наш величайший ресурс
Вы уже слышали это раньше, но я повторю: «Наш величайший ресурс – это не код, который мы пишем. Это мы. Наше здоровье, наш рассудок, наша возможность присутствовать в моменте и наслаждаться жизнью вне окна терминала». Инженеры ПО и сооснователи технологических компаний вроде нас более подвержены эмоциональным и психическим упадкам. Депрессию не волнует, сколько у вас звёзд на GitHub, или насколько масштабируемым вы умудрились сделать свой кластер Kubernetes.
Я на личном опыте узнал, что не каждую возникшую на работе проблему нужно решать мне. Раньше я воспринимал трудности клиентов лично, позволяя уровню стресса достигать пиковых значений. Но теперь я стал лучше распознавать, что находится в зоне моего контроля, а что нет. Не могу помочь клиенту из-за разницы в часовом поясе или из-за отсутствия нужного опыта? Ничего страшного. Для этого есть команда, и эти проблемы не лежат все на мне.
Я находился в состоянии стресса и выгорания, что сказывалось на моей работе, отношениях, да на всём. Только когда я начал ставить акцент на своём благополучии, обстоятельства вокруг стали меняться к лучшему. Я не скажу, что теперь весь мой мир наполнен радугами и пони, но всё реально изменилось. Я стал более эффективным инженером, лидером, другом и более счастливым человеком, чем раньше.
Если вы дочитали до этого момента, знайте – вы не одиноки. Ситуация может улучшиться. Если вы перегружены, попросите помощи. В этом нет стыда. Выясните, что вдохновляет вас вне работы – будь то ваша семья, новое хобби или просто отдых с домашними питомцами – и выделите для этого заслуженное время.
Любая компания, которая измеряет вашу ценность тем, как быстро вы выгораете, не стоит вашего времени или таланта. Так что я повторю ещё раз: «Наш величайший ресурс – это не код, который мы пишем. Это мы сами, живые и живущие жизнь».
Если вы предпочитаете смотреть видео, а не читать, или просто хотите увидеть моё лицо – я записал видеоверсию этой статьи в стиле подкаста. В ней я более углублённо проговариваю всё, о чём здесь писал.
Автор: Дмитрий Брайт