
Когда мы говорим о современных разработках в области нейросетей и машинного обучения, то первое имя, которое приходит на ум — это Андрей Карпаты. Молодой словак быстро стал звездой в данной области и одним из главных авторитетов по части конкретного программирования систем. Это тот человек, который обучал Джона Кармака, в частности.
Андрей Карпаты — сооснователь компании OpenAI (GPT-4, ChatGPT) и ведущий разработчик автопилота Tesla. Впрочем, из «Теслы» он недавно ушёл по очевидной причине: есть вероятность, что человечество стоит на пороге грандиозного открытия, с которым ничто не сравнится по важности — оно разделит историю нашего вида на до и после сингулярности. Речь идёт об AGI, то есть ИИ общего назначения. Если так, то сейчас нет смысла работать больше ни над чем.
▍ Карьера и проекты
Андрей Карпаты родился в Братиславе (Словакия) в 1986 году и эмигрировал в Канаду в возрасте 15 лет.
В 2009 году завершил обучение в университете Торонто (информатика/физика + математика), в 2011-м — аспирантуру в университете Британской Колумбии (машинное обучение для робототехники), а в 2015 году защитил диссертацию, посвящённую конволюционным/рекуррентным нейронным сетям и их применению в компьютерном зрении, обработке естественного языка и их пересечении.
Разработал и стал основным лектором первого курса по глубокому обучению в Стэнфордском университете — CS 231n: «Конволюционные нейронные сети для распознавания образов». С годами этот класс стал из самых больших в Стэнфорде, а в первые годы вообще рос в геометрической прогрессии: 150 студентов в 2015 году, 330 в 2016-м, 750 в 2017-м.
Попутно Андрей прошёл три стажировки в Google Brain в 2011 году (самообучение нейросети по видеоматериалам), затем в Google Research в 2013 году (обучение с учителем по видеоматериалам YouTube) и в DeepMind в 2015 году (глубокое обучение с подкреплением).
В 2015 году стал сооснователем научной лаборатории OpenAI, которая сейчас известна всему миру благодаря генератору изображений DALL-E, большой языковой модели GPT-4 (вышла 14 марта 2023 года) и чат-боту ChatGPT, который работает на этой модели.

Оригинальная модель GPT, иллюстрация из научной статьи от 11 июня 2018 года
Изначально OpenAI планировалась как некоммерческая организация, которая будет «свободно сотрудничать» с университетами и исследователями со всего мира. Однако в 2019 году для некоммерческой корпорации была зарегистрирована коммерческая дочерняя компания OpenAI Limited Partnership (OpenAI LP) с ограничением на 100-кратный максимальный размер прибыли.
Впрочем, к тому времени из организации уже ушли двое сооснователей: Илон Маск и Андрей Карпаты (в 2017-м). Первый сослался на конфликт интересов в связи с разработкой автопилота Tesla, а второй перешёл на работу как раз в Tesla в качестве ведущего разработчика этого автопилота, над которым и трудился шесть лет, с перспективой создания полностью автономной системы Full Self-Driving.
После шестилетнего напряжённого труда Андрей ушёл в саббатикал, уволился из Tesla, а последние полгода занимался только записью обучающих видеороликов на YouTube по созданию нейросетей, с пошаговыми инструкциями и фрагментами исходного кода на Github (эти видеоролики с примерами рекомендуются всем начинающим).
В рамках этой обучающей активности в начале 2023 года Андрей выложил в опенсорс NanoGPT — максимально простой код (300 строк train.py
и 300 строк model.py
) для обучения/настройки GPT среднего размера. Код написан на основе minGPT в обучающих целях, чтобы любой мог обучить нейросеть с нуля на приемлемом оборудовании. Всё предельно понятно (с пошаговыми инструкциями на видео). В частности, текущий train.py
воспроизводит GPT-2 (124 млн) с OpenWebText на одном узле 8XA100 40GB всего за четыре дня обучения.

В феврале 2023 года Карпаты объявил о возвращении в OpenAI.

«Я присоединяюсь к OpenAI (снова :)). Как и многих других людей из сферы ИИ и за её пределами, меня очень вдохновляет влияние их работы, и я лично получил от неё большую пользу. Потенциал будущего особенно интересен; мне очень приятно снова влиться в работу и присоединиться к разработке», — написал Андрей.
Таким образом, он снова вернулся в научную лабораторию, где трудился в 2015–2017 гг.
▍ Software 2.0. Непонятный софт будущего
Перед уходом из OpenAI в 2017 году Карпаты написал интересную статью Software 2.0, в которой рассказал об использовании нейросетей в программировании.
По его мнению, нейросети совершат фундаментальный сдвиг в разработке, позволив создавать принципиально более сложное ПО, недоступное для понимания человеку, как показано на иллюстрации ниже.

Классический стек Software 1.0 написан на понятных языках типа Python и C++. Он состоит из явных инструкций для компьютера, созданных программистом. Написав каждую строку кода, программист определяет конкретную точку в пространстве программы с некоторым желаемым поведением.
В отличие от этого, Software 2.0 будет написано на гораздо более абстрактном, недружественном человеку языке, например, в виде весов нейронной сети. Человек не будет принимать активного участия в написании кода, потому что весов очень много (в типичных сетях миллионы), а кодировать непосредственно в весах довольно сложно.
Программа будет выглядеть примерно таким образом (фрагмент):

Задача программиста заключается не столько в написании кода, сколько в определении некоторой желаемой цели поведения программы. Например, «удовлетворить набор пар примеров на входе и выходе» или «выиграть партию в Go». Программист устанавливает цели и создаёт грубый скелет кода (т. е. архитектуру нейронной сети), который определяет подмножество программного пространства для поиска, а дальше использовать имеющиеся в его распоряжении вычислительные ресурсы для поиска в этом пространстве программы, которая работает.
«В случае нейросетей мы ограничиваем поиск непрерывным подмножеством программного пространства, где процесс поиска может быть сделан (что несколько удивительно) эффективным с помощью обратного распространения и стохастического градиентного спуска», — пишет Карпаты.

Таким образом, Software 1.0 есть исходный код, написанный человеком (например, несколько файлов .cpp
), который компилируется в двоичный файл, выполняющий полезную работу.
В Software 2.0 исходный код состоит из:
- Набора данных, который определяет желаемое поведение.
- Архитектуры нейронной сети, которая даёт грубый скелет кода, но с множеством деталей (весов), которые необходимо заполнить.
В процессе обучения нейросети набор данных преобразуется в бинарную конечную нейросеть. В большинстве практических приложений архитектуры нейросетей и системы обучения станут стандартизированным товаром, поэтому большая часть «разработки» примет форму «курирования, выращивания, массирования и очистки помеченных наборов данных».
Это в корне меняет парадигму программирования, с помощью которой мы итеративно разрабатываем наше программное обеспечение. По мнению Карпаты, команды разработчиков разделяется на две группы:
- программисты 2.0 (специалисты по маркировке данных) редактируют и расширяют наборы данных;
- несколько программистов 1.0 поддерживают и итеративно разрабатывают окружающую инфраструктуру кода обучения, аналитику, визуализации и интерфейсы маркировки.
Программное обеспечение (1.0) пожирает мир, а теперь ИИ (2.0) пожирает программное обеспечение.
Переход с 1.0 на 2.0 мы сейчас видим во многих отраслях, где начинают активно применяться нейросети.
В недавнем посте «Глубокие нейросети 33 года назад и 33 года спустя» Карпаты экстраполировал развитие нейросетей с 1989 до 2055-го. Он предложил посмотреть на нейросети 1989 года с крошечными датасетами и представить, что точно так же будущие исследователи будут смотреть на нейросети 2023 года. Они будут казаться игрушечными и обучаться за одну минуту на личном ПК или смартфоне.
Датасеты станут примерно в 10 миллионов раз больше, чем у наших детских экспериментов типа GPT-4 или GPT-5, которую некоторые нетерпеливые инвесторы уже сравнивают с AGI.

Даже если архитектура нейросетей остаётся примерно такой же, увеличение количества параметров даёт качественный результат в функционировании моделей. Например,

Несложно посчитать, что количественная разница между
Андрей Карпаты считает, что в наиболее экстремальной экстраполяции через несколько десятилетий нам вообще не понадобится обучать новые нейросети:
«В 2055 году мы будем просить выросший в десять миллионов раз мегамозг нейронной сети выполнить какую-нибудь задачу, проговорив (или подумав) её на родном языке. И если вы попросите достаточно вежливо, он подчинится. Да, вы по-прежнему сможете обучать нейронные сети… но зачем это будет нужно?»
Послесловие. Согласно статистике Metaculus, ещё год назад средневзвешенный прогноз пользователей по сроку появления сильного ИИ приходился на 2043 год. Но в апреле 2022 года после появления новостей о будущей GPT-4 произошёл тектонический сдвиг вниз до 2028-го года. На данный момент техносообщество сдвинуло наиболее вероятный срок ввода в эксплуатацию AGI уже на май 2026 года. То есть у нас остались считаные месяцы (37)…

Судя по всему, технологии в этой области развиваются гораздо быстрее, чем предполагалось. Возможно, наши современники станут свидетелями самой важной революции в истории человечества. И не последняя роль в этом принадлежит разработчикам моделей для обучения нейросетей, в том числе Андрею Карпаты.
Если когда-нибудь сбудется сюжет фильма «Терминатор» и будущие поколения пришлют в прошлое машину, чтобы изменить историю, то именно Андрей может стать главной целью для этой машины.
- Джастин Танни
- Джей Фриман (saurik)
- Михал Залевски
- Джон Кармак: 1, 2
- Марк Руссинович
- Юрки Алакуйяла
Автор: Анатолий Ализар