Прочитав пост юзера agent0 о нехороших преподавателях, которые читают с бумажки, я решил написать комментарий с дельным советом от новоиспеченного бакалавра. Комментарий немного перерос в статью.
Прошу, перед прочтением этого поста ознакомиться с первой статьей, что бы лучше понять суть.
Я сейчас заканчиваю четвертый курс в одном из Одесских технических вузов, параллельно с этим у меня уже набегает четвертый год стажа работы web-разработчиком. Я работал на фрилансе, делая убогие сайты на joomla, позже, работая в аутсорс компании дорос до свободного оперирования несколькими фреймворками, до хайлоадов и небольшой работой тимлидом первым помощником тимлида в становлении команды. Сейчас у меня свой, большой проект и небольшой магазин техники. Я, оглядываясь на мой студенческий и рабочий опыт, могу утвердить, что я понимаю о чем говорю.
К моменту второго курса у меня было столько же негодования, сколько и у автора вышеуказанной статьи. Я долго возмущался по поводу бумажек в руках преподавателей, по поводу их требований и качества преподносимой информации и непосильной сложности домашних заданий. В статье я несколько раз заметил здравую мысль, которую я хочу помочь развить у нынешних студентов и у самого автора поста-гневности:
Я с таким же успехом мог пойти работать и вечером изучать то, что мне нужно.
Если немного глубже попытаться понять эту мысль, то всем сразу раскроется суть высших учебных заведений. Я хочу сказать, что ни один ВУЗ в мире(!!!) не даст Вам никаких знаний. Нельзя сидеть и ждать, пока знания волшебным образом проникнут к Вам в голову, только от того, что вы будете находиться в стенах здания с соответствующей табличкой. Даже находясь в MIT необходимо очень много, самостоятельно, работать над собой. Если студент сам не будет лопатить много документации — то он этому и не научиться, а на сегодняшний день чтение документации занимает 50-60% рабочего времени программиста. Решая задачи более высокого уровня, чем уровень умения — человек развивается. С таким подходом мне удалось за неделю добиться от человека, который никогда в глаза не видел web-разработку, очень, на мой взгляд больших успехов в освоении git и фреймворка CodeIgniter. Привет Виталик! :) Результат — отличный каталог товаров с бесконечным уровнем вложений категорий. Да, не фокус, но от новичка большего ждать не требуется. (забыл сказать, что в этом году я, с моим компаньоном уже брали к себе на преддипломную практику студентов нашего ВУЗа).
Нам, на первом курсе, прямо на первой паре, декан сказал следующие слова:
Сам факт того, что Вы сюда поступили еще ничего не значит. Ваша судьба и уровень Вашей квалификации зависит только от Вас.
Самая большая проблема, что никто этого до сих пор не понял. И на мой вопрос к преподавателю по операционным системам: «А будем ли мы программировать под *nix» — я увидел очень грустный взгляд и услышал фразу: «если бы, хотя бы 10% студентов этим интересовались и смогли бы попробовать осилить...»
Давайте вернемся к теме о преподавателях.
Как я говорил раньше, я долго негодовал, по поводу бумажек в руках преподавателя, по поводу некомпетентности оных, тем более мне было с чем сравнивать, за стенами ВУЗа, в офисе, у меня были наставники — гуру проектирования хайлоад систем. Когда я подумал о том, что не так — я понял. Преподаватель — это преподаватель, человек занятый воспитательной работой с шумной аудиторией, принятием экзаменов, выделением времени на пересдачи и защиты курсаков. Физически не возможно уловить все нововведения новой iOS SDK при такой жизни. По настоящему компетентные люди работают в офисах больших компаний и если, не дай бог, они все перейдут на темную сторону преподавания, то они через пол года потеряют свою компетентность.
По поводу бумажек я скажу: нельзя инженеру все знать наизусть, всегда есть справочники и литература, к примеру я запомнил, что в PHP функция strpos() пишется именно так, а не str_pos() только через год, после работы разработчиком и сейчас, некоторые решения я не смогу вспомнить на ходу, полезу в старый код или поищу на базах снипеттов.
Проблему с требованиями я решил еще во второй половине второго курса. Я просто их начал выполнять, я научился, получая на парах информацию об арифметике, дома решать дифференциальные уравнения. (Жаль не могу найти иллюстрацию, хорошая была, канула в лету). Тем более в таком ритме, что надо завтра показать что то работающие, при этом сегодня ты совсем не разбираешься в этом — придеться жить еще несколько лет, после окончания ВУЗа и на работе никаких поблажек не будет, ибо там крутятся деньги.
Суть.
Правильный студент — это такой студент, который способен сдать предмет, не появляясь ни разу на парах.
Решили провести опрос среди студентов разных институтов — за сколько
те сдадут китайский язык. Подходя к физтеховцу:
— За сколько китайский сдашь?
— Ну, месяца за два.
Приходят в МГУ:
— За сколько китайский сдашь?
— Ну, где-то за месяц.
Приходят в МИФИ:
— За сколько китайский сдашь?
— Методичка есть?
— Есть!
— Ну сейчас докурю и пошли сдавать....
Как следствие, нужно уметь правильно расставлять приоритеты, понимать что тебе нужно и получать только то, что тебе нужно, остальной шлак (типа «создания почтового ящика на yandex.ru», будете смеяться, но у нас была такая лабораторная работа на первом курсе) отсеивать или отсиживать.
Эпилог
Я не пытаюсь оправдать преподавателей — шарлатанов (привет, мой зав. кафедры! :) (это не про него, это он так называет всех преподавателей на нашей кафедре) ). С такими преподавателями всегда можно бороться интеллектом — это не проблема.
Я пытаюсь сказать, что предмет негодования многих студентов основан на желании получить знания за 5 лет притирания штанов, а не за 5 лет усердной и кропотливой работы.
P.S. Прошу прощения, за размещение в хабы «программирование». Добавить в хаб «учебный процесс в it» — карма не позволяет, никак руки не доходят решить проблему. Тем не менее, многие проблемы по части программирования берут свою корни еще в ВУЗах.
Спасибо за внимание!
Автор: toxa_1