В детстве отец иногда доверял мне свой паяльник. Я занимался нехитрой пайкой, но чаще поглядывал, как руки отца то окунали паяльник в канифоль, то цепляли кусочек припоя. Запах канифоли с тех пор всегда будит во мне воспоминания. Кто бы мог подумать, что я буду так же увлеченно паять, но уже не батиным, а навороченным американским паяльником, и не на кухне в квартире детства, а в Массачусетском Технологическом институте.
Что ты ожидаешь от одного из самых крутых университетов мира? Выматывающие лекции и бесконечные формулы на белесых от мела досках? Конечно. Умудренная семи пядей во лбу профессура со всего мира? Обязательно. Но престижный Massachusetts Institute of Technology знаменит не только этим. MIT ценят за близость к индустрии. Буквально в нескольких кварталах от университетских корпусов в Бостоне расположены офисы техногигантов, таких как Google и Microsoft. Студентов учат не только инженерному делу, но и практическому его применению, а также умению хорошо продать свою идею, или найти человека, который продвинет твою инновацию на рынок.
Знаменитый Гарвард находится в двух станциях метро от MIT. Умники — гарвардские выпускники, разбирающиеся в бизнесе, просто приходят к тру инженерам и создают новые компании. Это место генерирует новые стартапы каждый день. И я совсем не удивился, когда услышал очередное задание от преподавателя воркшопа. Каждому из нас надо было во что бы то ни стало получить скидку в местных магазинах. Один парень так старался на кассе в сетевом Best buy, что продавщица черкнула ему свой номерок и имя в чеке.
Что ж, это тоже успех.
Санкт-Петербург, весна 2013 года — за моими плечами ИТМО и несколько разрабовских работ.
К тому времени совсем молодой российский Сколтех (Сколковский институт науки и технологий) набирает студентов в магистратуру. Обучение на английском, все в лучших традициях MIT, и более того, Сколтех и создан при поддержке Массачусетского технологического института. На должность ректора Сколтеха приглашен профессор MIT Эдвард Кроули. Программу магистратуры предваряет поездка в США — месячный Innovation Workshop. Не раздумывая я подаю документы и принимаюсь готовиться к вступительным испытаниям.
Процесс поступления я запомнил следующим образом: собираешь и отправляешь документы, тебя приглашают в Москву, где проводят трехдневный хакатон и собеседования. Там же сдаешь TOEFL. Все получилось так быстро, что американской визой я занимался уже в Питере. Отпечатки пальцев, несколько вопросов за жизнь, подтверждающие документы от Сколтеха и выписка со счета с кругленькой суммой. Зачисление в магистратуру и одобрение визы — я не знаю, чему я больше радовался!
Мне пришлось подготовить внушительный пакет документов. Диплом с высоким средним баллом, два рекомендательных письма, резюме, список публикаций, эссе на тему своих целей и стремлений и personal statement. Как перевести последнее, я толком не знаю. Что-то вроде описания жизненного пути «как я дошел до жизни такой, что изучал и чему научился». Пришлось перетряхнуть в памяти всю свою жизнь, начиная со школы, и задуматься над многими вещами, о которых, так уж получилось, я ранее не думал серьезно.
Перелет в Бостон
занял порядка 10-12 часов. Нас встретили, посадили в типично американские огромные черные джипы и отвезли в общежитие, где нас ждала пицца. Боже, о чем еще может мечтать человек после долгого перелета?
Для изучения города нам устроили scavenger hunt по Бостону. С помощью подсказок мы искали специальные монеты, которые были раскиданы по улицам. Я думаю, это выглядело забавно: группки русских и не только студентов носятся по бостонским закоулкам, ищут монеты и донимают местных бесконечными вопросами. Но нам было весело! В выходные занятий не было, за несколько уикендов мы успели изучить окрестности, покататься на яхтах, выехать на океан и даже смотаться в Нью-Йорк.
Рядом с MIT и Гарвардом есть магазины, где можно купить футболки, кружки и другие вещи с символикой университетов. И все это не для туристов. Студенты искренне гордятся тем, где они учатся. На футболках то и дело мелькают надписи “Nerd pride”. Бостонцы знают и уважают людей из MIT. В один из вечеров я пробрался на концерт в Бостоне.
На пути обратно я встретил много людей, которые махали мне и кричали: «MIT rules» и «engineers forever».
После такого тебя просто переполняет мотивация учиться дальше!
В будни каждый день был расписан по часам. Мы начинали в 9 утра и заканчивали ближе к семи вечера. Нередко, чтобы успеть всё, преподаватели продолжали занятия за обедом, на лужайке или в кафе. Однажды мы немного устали и закапризничали. Кто-то бурчал — мол либо ужин, либо учеба. Тогда кто-то предложил: “Давайте совмещать, но только если будет пюрешка.”. Лекции во время еды не нравились, но с пюрешкой так уж и быть были согласны. Все горячо поддержали эту идею. И вы знаете, преподаватель на следующий день выкатил нам тазик с пюрешкой! “Ох, уж эти странные русские, черт с вами, ешьте свою mashed potato”, — рассмеялся он, и продолжил занятие. Мы были в восторге.
И в этом весь дух отношений между студентами и преподавателями. Это история про уважение и страсть. Все вокруг пашут, фигачат, и ты тоже начинаешь ускоряться. Когда приходишь к человеку, который помогает тебе составить твой индивидуальный план обучения в MIT и говоришь: “Я хочу вот эти курсы и еще вот эти”. Он смотрит на тебя с облегчением и выдает: «Наконец-то человек, который знает, чего хочет».
В погружении в процесс помогают и “стены”. Все аудитории доступны, нет никаких охранников. По всей территории MIT прекрасный бесплатный вай-фай. (Честно, я сначала подумал, что во всей Америке так. Каково было мое огорчение, когда я вышел в Бостон!).
Вот неполный список того, что мы изучали за 3 недели:
математика в инновациях, как добиться быстрого успеха, лидерство, интеллектуальная собственность, инновации и дизайн в инженерии, как правильно писать тексты, инновации и производство, разработка и дизайн продукта, этика и вывод продукта на рынок. Лидерство преподавал серьезный мужик со званием из армии США. Услышав его голос, я сразу узнал его: это был тот самый голос из военных американских фильмов.
Помимо занятий с утра до вечера, в свободное время за 3 недели надо было сделать свой собственный проект или продукт. Кто-то разработал автоматизированный полив, наша команда выкатила систему видеонаблюдения для распознавания того, что человек засыпает. Были еще отдельные тимбилдинговые игры по решению какой-то интересной задачи. Например, надо было используя веревки снять «крышку с нефтяной скважины». Починить ее и поместить на место. При условии, что приближаться к скважине можно не ближе чем, на 4 метра.
Нас учили как создавать свои собственные стартапы и компании. Да, они были комнатными, но еще не раз мне пригодится этот опыт в карьере, другим ребятам — в науке.
Там я снова взял в руки паяльник и увидел вживую всякие роборуки
На одном из занятий Innovation Workshop преподаватель вручил мне паяльник и сказал что-то в духе: “Паяй, сынок”. Один преподаватель с помощью света передавал звук. Есть проблема с передачей информации со спутников на землю. Провод не бросить, увы. А что если можно пустить луч, огромная штука его примет и все будет работать! Примерно так он объяснил следующие действия: “Смотрите, что могу! Он дает что-то типа приемника одному из нас, а сам берет небольшую указку, которая светит еле видимым светом. Наводит на приемник луч и мы слышим музыку… Убирает — музыка замолкает. Как ты это делаешь, маг?
И так каждый день. То, что я видел вызывало искренний интерес, какое-то детское восхищение и желание во всем этом участвовать. Как будто на меня навели луч и появилась музыка, которой раньше я не замечал. Ну, если не музыка, то второе дыхание.
После той поездки кто-то из ребят углубился в науку и учится на PhD в Англии, кто-то ушел в data science, а кто-то открыл свою компанию и запускает спутники в космос. Я свое вдохновение конвертировал в страсть: я детально изучал все что давали в Сколтехе, а что не давали — отбирал и изучал. Лаборатория робототехники в Сколтехе сделана по образу и подобию соответствующей лаборатории в MIT. Я еще много провел в ней времени, получив доступ к квадракоптерам, 3d-принтерам, лазерным резакам и другому крутому оборудованию, которое я раньше не видел.
Все знания, которые я получил имели практическую направленность. И это очень круто. Ты не просто считаешь дифференциальные уравнения, ты потом с их помощью отображаешь снимки МРТ.
Это как паять сложную схему: ты максимально вовлечен — и головой и руками.
Автор: Arutar