Команда Rust рада сообщить о выпуске новой версии, 1.45.0. Rust — это язык программирования, позволяющий каждому создавать надёжное и эффективное программное обеспечение.
Если вы установили предыдущую версию Rust средствами rustup
, то для обновления до версии 1.45.0 вам достаточно выполнить следующую команду:
rustup update stable
Если у вас ещё не установлен rustup
, вы можете установить его с соответствующей страницы нашего веб-сайта, а также посмотреть на GitHub.
Что вошло в стабильную версию 1.45.0
Данный выпуск содержит два больших изменения: исправление давних дефектов при преобразовании между целыми числами и числами с плавающей точкой и стабилизация фич, необходимых для того, чтобы как минимум один веб-фреймворк смог работать на стабильном Rust.
Исправление дефектов в преобразованиях
Изначально Issue 10184 была открыта в октябре 2013 года, за полтора года до выпуска Rust 1.0. Так как rustc
использует LLVM в качестве backend-компилятора, когда вы пишете подобный код:
pub fn cast(x: f32) -> u8 {
x as u8
}
компилятор Rust в версиях 1.44.0 и раньше генерировал следующее LLVM-IR:
define i8 @_ZN10playground4cast17h1bdf307357423fcfE(float %x) unnamed_addr #0 {
start:
%0 = fptoui float %x to i8
ret i8 %0
}
fptoui
реализует преобразование и является сокращением от "floating point to unsigned integer".
Но здесь есть проблема, описанная в документации:
Инструкция ‘fptoui’ преобразовывает операнд с плавающей точкой в ближайшее (округляя до нуля) беззнаковое целое значение. Если значение не помещается в
ty2
, то результирующее значение будет испорченным.ОригиналThe ‘fptoui’ instruction converts its floating-point operand into the nearest (rounding towards zero) unsigned integer value. If the value cannot fit in ty2, the result is a poison value.
Следующая часть, если только вы регулярно не копаетесь в недрах компиляторов, может быть не совсем понятна. Она полна жаргона, но есть более простое объяснение: если вы приводите большое число с плавающей запятой к маленькому целому числу, вы получаете неопределённое поведение.
Это означает что, например, поведение следующего кода не определено:
fn cast(x: f32) -> u8 {
x as u8
}
fn main() {
let f = 300.0;
let x = cast(f);
println!("x: {}", x);
}
На моём компьютере с Rust 1.44.0 этот код печатает "x: 0", но т.к. его поведение не определено, напечатать он может всё что угодно. Это мы называем ошибкой «корректности» (ведь unsafe
кода тут нет) — то есть ошибка, когда компилятор делает неправильные вещи. Мы отмечаем их в нашем трекере как I-unsound, и относимся к ним очень серьёзно.
Однако эта ошибка заняла много времени для исправления. Причина в том, что было очень неясно, каким должен быть правильный путь.
В итоге было принято решение сделать так:
as
будет выполнять "насыщающее приведение" (saturating cast),- будет добавлено новое
unsafe
приведение, если вы хотите пропустить проверки.
Это очень похоже на доступ к массиву, например:
array[i]
проверит, чтобы убедиться, чтоarray
содержит по крайней мереi + 1
элемент,- можно использовать
unsafe { array.get_unchecked(i) }
, чтобы пропустить проверку.
Итак, что такое насыщающее приведение? Давайте посмотрим на слегка изменённый пример:
fn cast(x: f32) -> u8 {
x as u8
}
fn main() {
let too_big = 300.0;
let too_small = -100.0;
let nan = f32::NAN;
println!("too_big_casted = {}", cast(too_big));
println!("too_small_casted = {}", cast(too_small));
println!("not_a_number_casted = {}", cast(nan));
}
Выведет:
too_big_casted = 255
too_small_casted = 0
not_a_number_casted = 0
То есть слишком большие числа превращаются в максимально возможное значение. Слишком малые числа дают наименьшее возможное значение (равное нулю). NaN выдаёт ноль.
А это новый API для небезопасного приведения:
let x: f32 = 1.0;
let y: u8 = unsafe { x.to_int_unchecked() };
Но, как всегда, использовать этот метод рекомендуется лишь в крайних случаях. Как и при доступе к массиву, компилятор часто может соптимизировать проверки, делая эквивалентными безопасные и небезопасные версии, где это возможно доказать.
Стабилизация функциональных процедурных макросов в выражениях, шаблонах и стейтментах
В Rust 1.30.0 мы стабилизировали «функциональные процедурные макросы в позиции элемента». Например, крейт gnome-class
:
Gnome-класс — это процедурный макрос для Rust. Внутри макроса мы определяем Rust-о подобный мини-язык, имеющий расширения, позволяющие вам определять подклассы GObject, их свойства, сигналы, реализации интерфейса и остальные функции GObject. Цель состоит в том, чтобы не требовать небезопасного кода с вашей стороны.
Это выглядит так:
gobject_gen! {
class MyClass: GObject {
foo: Cell<i32>,
bar: RefCell<String>,
}
impl MyClass {
virtual fn my_virtual_method(&self, x: i32) {
... do something with x ...
}
}
}
В "позиции элемента" — это некий жаргон, но в основном это означает, что вы можете вызывать только gobject_gen!
в определённых местах в вашего кода.
Rust 1.45.0 добавляет возможность вызывать процедурные макросы в трёх новых местах:
// представим, что мы имеем процедурный макрос "mac"
mac!(); // позиция элемента, то, что было стабилизировано ранее
// но здесь представлены 3 новых:
fn main() {
let expr = mac!(); // в выражении
match expr {
mac!() => {} // в шаблоне
}
mac!(); // в стейтменте
}
Возможность использовать макросы в большем количестве мест интересна, но есть ещё одна причина, по которой многие разработчики давно ждали эту функцию: Rocket. Популярный веб-фреймворк Rocket, первоначально выпущенный в декабре 2016 года, часто называют одной из лучших вещей, которую может предложить экосистема Rust. Вот пример "Привет, мир" из его предстоящего релиза:
#[macro_use] extern crate rocket;
#[get("/<name>/<age>")]
fn hello(name: String, age: u8) -> String {
format!("Hello, {} year old named {}!", age, name)
}
#[launch]
fn rocket() -> rocket::Rocket {
rocket::ignite().mount("/hello", routes![hello])
}
До этого дня Rocket зависела от функциональности из ночной версии компилятора для предоставления своей гибкости и эргономики. По факту, как можно видеть на домашней странице проекта, тот же пример что выше в текущей версии Rocket требует наличия свойства proc_macro_hygiene
для компиляции. Тем не менее, как вы можете догадаться из названия свойства, сегодня оно попадёт стабильный выпуск! Данная проблема для отслеживания истории ночных функций в Rocket. Теперь они все проверены и готовы к использованию!
Следующая версия Rocket всё ещё находится в разработке, но когда она выйдет, многие будут очень довольны :)
Изменения в стандартной библиотеке
В Rust 1.45.0 были стабилизированы следующие функции:
Arc::as_ptr
,BTreeMap::remove_entry
,Rc::as_ptr
,rc::Weak::as_ptr
,rc::Weak::from_raw
,rc::Weak::into_raw
,sync::Weak::as_ptr
,sync::Weak::from_raw
,sync::Weak::into_raw
,str::strip_prefix
,str::strip_suffix
,char::UNICODE_VERSION
,Span::resolved_at
,Span::located_at
,Span::mixed_site
,unix::process::CommandExt::arg0
.
Также теперь можно использовать char
с диапазонами для итерации по символам:
for ch in 'a'..='z' {
print!("{}", ch);
}
println!();
// Выведет "abcdefghijklmnopqrstuvwxyz"
Полный список изменений вы можете увидеть в детальных примечаниях к выпуску.
Другие изменения
Синтаксис, пакетный менеджер Cargo и анализатор Clippy также претерпели некоторые изменения.
Участники 1.45.0
Множество людей собрались вместе, чтобы создать Rust 1.45.0. Мы не смогли бы сделать это без всех вас, спасибо!
От переводчиков
С любыми вопросами по языку Rust вам смогут помочь в русскоязычном Телеграм-чате или же в аналогичном чате для новичковых вопросов. Если у вас есть вопросы по переводам или хотите помогать с ними, то обращайтесь в чат переводчиков.
Данную статью совместными усилиями перевели nlinker, funkill, Hirrolot и blandger.
Автор: RustLangRu