Широко распространено мнение, что музыкальные способности и талант к программированию взаимосвязаны. Многие профессиональные музыканты питают склонность к точным наукам. Например, Борис Гребенщиков окончил факультет прикладной математики СПбГУ, а гитарист Radiohead Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood) с детства неровно дышал к программированию.
Чтобы добиться успеха в любой из двух сфер деятельности, необходимо умение мыслить творчески и системно и распознавать закономерности. Но даже если прямой связи между этими занятиями нет, нельзя отрицать того, что большая часть программистов так или иначе увлекается музыкой. Некоторые даже пишут песни. В том числе про свою профессию.
Именно о них и пойдёт речь.
Фото Katie Wardrobe / CC BY-SA
Авторская музыка
Авторская музыка
Code Monkey
Джонатан Коултон (Jonathan Coulton) в представлении не нуждается. Через всё творчество этого американского автора-исполнителя проходит гик-тематика. Его песни из игр компании Valve известны миллионам слушателей. Ну а собственный опыт работы программистом вдохновил Джонатана на создание хита под названием Code Monkey.
Эта полуавтобиографическая поп-панк-песня про бессмысленный труд и несчастную любовь быстро завоевала сердца пользователей Slashdot и впоследствии даже звучала в начальных титрах одноимённого мультфильма на американском ТВ.
Песни к релизам OpenBSD
Арсенал у непрестанно враждующих членов open-source-сообщества бывает самый разнообразный. У команды OpenBSD он в большой степени музыкальный. Начиная с версии 3.0 к каждому значительному релизу операционной системы прилагаются композиция и иллюстрирующий её комикс.
Иногда в произведениях просто рекламируется новая функциональность продукта, но время от времени они используются для атаки на идеологических врагов проекта, таких как сотрудники Cisco и Apache. Предлагаем вам послушать на удивление качественный трек про внутреннюю кухню OpenBSD (с неожиданно органичным сочетанием хип-хопа и средневековой баллады), приуроченный к выпуску первой компиляции песен проекта на CD.
Таких сборников, к слову, было уже целых три.
Emergent Collective One
Emergent Collective One — это компиляция музыкальных произведений IT-специалистов, преимущественно Flash-разработчиков. Жанрово диск очень эклектичен: на нём присутствует как танцевальная музыка, так и экспериментальная электроника. Особенно на этом фоне выделяется гангста-рэп про PHP образца середины 2000-х. Альбом выпущен по лицензии Creative Commons и доступен для бесплатного скачивания на Bandcamp.
IE is being mean to me
Закроем раздел песней, которая, к счастью, утратила актуальность. Программист Скотт Уорд (Scott Ward), занимаясь фронт-эндом в канадском стартапе With.us, написал песню про боль вёрстки под Internet Explorer. Прошли годы, и IE канул в Лету, как и фирма, где работал Скотт. Но всегда можно послушать эту песню и вспомнить былое. А потом с облегчением выдохнуть.
Тематические каверы
Тематические каверы
Free Software Song
Ричарда Столлмана (Richard Stallman) тяжело любить и невозможно ненавидеть. Создатель GNU Emacs и GCC внёс титанический вклад в популяризацию свободного софта. Но этим его послужной список не ограничивается. Оказывается, Ричард долгое время сочинял гиковские пародии на песни народов мира. Самая известная — Free Software Song, исполняемая на мотив болгарской народной Sadi moma bela loza.
Приятно, что Ричард подходит к своему занятию не без иронии и не считает себя ни поэтом, ни музыкантом. Приглашаем вас насладиться гимном свободного софта в исполнении самого гуру.
PR-Mex
Первый российский коллектив в нашем списке. PR-Mex — музыкальный проект из Нижнего Новгорода, состоящий из 1С-разработчиков Леонида Паутова и Артёма Ерёмина. Какое-то время ребята играли хеви-метал, но известность им принёс именно юмористический материал.
Первая студийная запись дуэта была выпущена в 2010 году, через шесть лет после его основания, и мигом стала популярной в Рунете. Эта пародия на знаменитый совместный трек Eminem и Dido рассказывает историю обычного программиста, безуспешно пытающегося достучаться до исполнительного директора 1С и попутно сходящегося с ума.
После успеха композиции группу начали приглашать выступить. Несмотря на то что команда в последние годы затихла, многие пользователи Рунета помнят её по сей день.
ScaleAbility
Кремниевой долиной овладела новая мания. Теперь почти в каждом амбициозном стартапе есть свой а капелла коллектив, и они регулярно устраивают совместные концерты.
Сотрудники Apple поют в группе The Keynotes, работники Facebook назвали свой коллектив The Vocal Network, а от имени LinkedIn выступает InTune. Спрос на подобную музыку растёт: с каждым годом конкуренции всё сильнее. У тех же Google образовалось как минимум три а капелла коллектива — Googapella, Alphabeat и ScaleAbility; о последнем и пройдёт речь.
ScaleAbility существуют уже больше десяти лет. Они исполняют пародии на шлягеры, делая акцент не столько на программировании, сколько на работе в Google как таковой. В их репертуаре — песни про внутреннюю техподдержку, язык программирования Go и даже кавер на ранее упомянутую песню Джонатана Коултона.
В новогодние праздники будет ко двору их переделка 12 days of Christmas, где вместо подарков перечисляются технические проблемы, возникающие во время праздничной нагрузки.
Композиции Дилана Битти
Системный архитектор, видное лицо в лондонском .NET-сообществе и по совместительству музыкант Дилан Битти (Dylan Beattie) делает пародии на популярные песни и исполняет их на конференциях по всему миру. Кроме того, он изучает русский и регулярно посещает Россию, в том числе чтобы делиться своим опытом.
У него найдутся перепевки на любой вкус: под музыку Pink Floyd Дилан жалуется на устаревшие практики в больших компаниях, в пародии на Питера Гэбриэла (Peter Gabriel) говорит о важности профессионального развития, а в You Give REST a Bad Name ругает плохих API-разработчиков.
Пародии для конференций
Пародии для конференций
SUSECon
Весёлое видео на популярную песню — хороший способ привлечь внимание к своей конференции. Эту стратегию взяли на вооружение IT-компании. Организаторы SUSECon год за годом выпускают качественные клипы, пародирующие всем известные хиты. Бренд SUSE всегда выделялся на фоне конкурентов, и такой способ продвижения ему прекрасно подходит.
Интересно, что в профессиональной записи этих песен участвуют сотрудники самой компании. У них есть как пародии на The Beatles (CoDe Together), Rage Against The Machine (Coding in the Name of), так и более коммерческий материал. Например, в пародии на Maroon 5 (SUSE. Yes, Please) они устраивают концерт-сюрприз в практически пустом дата-центре — по аналогии с оригинальным видео, где группа приезжала на случайные свадьбы. А Uptown Funk Марка Ронсона и Бруно Марса они превратили в песню о патчинге без перезагрузки (Uptime Funk).
Эти видео стали неотъемлемой частью имиджа конференции, так что для следующего года организаторы даже запустили конкурс музыкальных пародий.
Java-конференции
Рекламные музыкальные видео особенно любят снимать организаторы Java-конференций, стремящиеся развеять миф о Java как об устаревшем, исключительно энтерпрайзном языке.
Норвежская JavaZone — первая в списке. Именно благодаря своим промовидео она приобрела популярность далеко за пределами Java-комьюнити. Вы наверняка видели их пародии на The Shining (Write Once, Run for Your Life) и Game of Thrones (A Songs of Bytes and Wire). А восемь лет назад, рекламируя JavaZone 2010, организаторы выпустили пародию на Poker Face певицы Lady Gaga (Lady Java).
Годом позже в Oracle сделали собственное пародийное рэп-видео и приурочили его релиз к JavaOne 2011. Несмотря на резонанс — ролик набрал более полутора миллионов просмотров — похожих клипов компания больше не выпускала.
Наконец, устроители российской конференции JPoint в 2014 году не только выпустили «агитационное» рэп-видео, но и уговорили Никиту Джигурду с выражением прочитать на камеру восхваляющее этот язык программирования стихотворение.
Больше о звуке и музыке — в нашем Мире Hi-Fi и Telegram-канале:
Улыбка может звучать и это заразительно
Есть ли специальные наушники для сериалов
Автор: Audioman