«Как и в случае появления любой новой технологии, рецепт успеха включает в себя сочетание технических знаний, деловой хватки и навыков доставки» — Erik T. Heidt, Gartner Research Vice President
Зачем?
Несмотря на устоявшийся тренд и частые обсуждения «облаков», все чаще сталкиваюсь с путаницей определений даже в ИТ-кругах. Настоящей статьей я постараюсь системно и в лаконичной форме закрепить ключевые понятия облачных технологий.
Облако
Облако – это маркетинговый термин, метафора, используемая для упрощения описания сложных технологических аспектов модели работы сервисов с применением облачных вычислений.
Сегодня крупнейшие поставщики облачных сервисов, такие как Microsoft, Amazon, Google, Alibaba, предоставляют вычислительные ресурсы и технологии, с помощью которых решаются самые различные отраслевые задачи, формируются сервисы для индивидуальных потребителей. Развитие облачных тем обусловлено рядом причин, в т.ч. технологических:
- взрывной рост количества вычислительных устройств,
- экспоненциальное увеличение объемов данных;
- возросшие вычислительные мощности и снижение их стоимости,
- гибкость управления ИТ, развитие технологий виртуализации;
- доступность сети Интернет и увеличение пропускной способности каналов связи.
Определение Gartner — Cloud Computing
Gartner определяет облачные вычисления как стиль, в котором масштабирование и гибкие возможности ИТ предоставляются как служба с использованием интернет-технологий.
Характеристики облачных вычислений
Национальным институтом стандартов и технологий США NIST определены следующие характеристики облачных вычислений:
- On-demand self-service — самообслуживание по требованию, без необходимости взаимодействия с сотрудниками каждого поставщика услуг;
- Broad network access — универсальный сетевой доступ к сервису через стандартные механизмы различных платформ;
- Resorce pooling — объединение ресурсов для предоставления услуг без необходимости понимания потребителем точных определений;
- Rapid elasticity – эластичность, выделение и высвобождение ресурсов в атематическом режиме для соразмерного масштабирования;
- Measured service — Измеримость предоставляемых услуг, возможность мониторинга ресурсов и учет потреблений.
Модели обслуживания (*aaS)
Предоставление услуг с использованием облачных вычислений в зависимости от уровня абстракции определяется одной из трех основных моделей обслуживания:
- Infrastructure as a Service (IaaS) –инфраструктура как услуга.
- Platform as a Service (PaaS) –платформа как услуга;
- Software as a Service (SaaS) –программное обеспечение как услуга.
В зависимости от класса предлагаемого решения, могут быть представлены и другие модели обслуживания:
- Backup-as-a-Service;
- Storage-as-a-Service;
- Database-as-a-service;
- Data-as-a-Service;
- и пр.
Модели развёртывания (Cloud)
В зависимости от модели развертывания облака делятся на:
- Частное облако (Private Cloud) – концентрация ресурсов под управлением одной организацией;
- Публичное облако (Public Cloud) – концентрация ресурсов под управлением стороннего поставщика облачных сервисов;
- Гибридное облако (Hybrid Cloud) – объединение локальной или частной инфраструктуры с публичным облаком с целью предоставление преимуществ двух подходов.
Вариант, когда мы размещаем ресурсы на стороне провайдера, при этом контроль за ресурсами остается за организацией (пример — Collocation) – сценарий частного облака.
В зависимости от назначения облаков, можно выделять также:
- общественные облака (Community cloud);
- государственные (Government Cloud);
- и иные.
Чаще можно услышать об одном из двух подходов в развертывании решений, обладающих соответствующими особенностями:
On-Demand
Решения по требованию относится к различным облачным подписным моделям, самым популярным из которых является программное обеспечение как услуга (SaaS). В этом варианте вы не берете на себя расходы на инфраструктуру и оборудование, и вы не несете ответственности за то, что ИТ-команда будет поддерживать бесперебойную работу. У вас будет ежемесячная подписка, обновления будут автоматически, а ответственность за обеспечение работоспособности сервисов на должном уровне делегирована на поставщика облачных сервисов.
On-Premise
Благодаря традиционному решению, Вы владеете инфраструктурой, оборудованием и операционной системой, а также серверами программного обеспечения и баз данных. В этом случае Вы также отвечаете за техническое обслуживание и поддержку. Вы обеспечиваете ИТ-экспертизу, чтобы все это работало на завяленном уровне, и вы решаете, когда и хотите ли вы платить за обновления.
Общие преимущества облачных вычислений
К основным преимуществам облачных вычислений можно отнести следующие критерии:
- Затраты (сокращение капитальных и эксплуатационных затрат)
- Скорость (планирование нагрузок, самообслуживание)
- Глобальный масштаб (географический охват, вариативность конфигураций)
- Продуктивность (высвобождение ресурсов на приоритетные задачи)
- Производительность (современное оборудование и эффективность)
Подписка (Subscription)
Предоставление облачных сервисов в большинстве случаев предполагает подписку – бизнес-модель, где клиент должен заплатить цену подписки, чтобы иметь доступ к продукту или услуге.
Такая бизнес-модель реализована не только в ИТ, примерами подписок могут быть:
- Услуги ЖКХ;
- Услуги сотовой связи;
- Подписка на газеты и журналы;
- SaaS и пр.
При этом выделяются следующие виды подписок:
- Основанные на фиксированном (fixed) наборе товаров или услуг;
- Основанные на неограниченном (unlimited) использовании услуги или набора услуг;
- Основанные на оплате по мере роста потребностей/возможностей (pay-as-you-go);
- Основанном на базовом доступе или минимальному объему с возможностью дополнительной оплаты функциональных возможностей и/или услуг.
Частный случай последнего варианта – модель Freemium, когда в бесплатном режиме сервис ограничен функциональными возможностями или ресурсами.
Автор: Чёрный властелин