В этом туториале я рассмотрю пошагово, как отправлять со своего сервера уведомления на свой (или не свой) смартфон, какие средства для этого понадобятся. Эти способы универсальны и подойдут для любого языка программирования, т.к. напрямую используют API гугла, без использования библиотек. Отправить можно на смартфоны с Android, iOS и в браузеры с поддержкой Push API (на сегодня это Chrome, Firefox и их производные).
В общем всем тем, кто давно хотел отправлять уведомления со своего домашнего сервера на свой смартфон, но не знал с чего начать, посвящается.
Немного истории. В начале (с версии андроида 2.2) у гугла для доставки использовалась система C2DM (Android Cloud to Device Messaging), начиная с июня 2012 для этого стали предлагать использовать GCM (Google cloud messaging).
В настоящее время используется универсальная платформа Firebase, которая помимо доставки уведомлений имеет ещё много всяких других возможностей. Firebase тоже успела эволюционировать и протокол первого поколения уже считается устаревшим и для доставки сообщений рекомендуется использовать протокол второго поколения.
Технически, уведомления отправляются с сервера не напрямую в смартфон, а на некий промежуточный сервер, на котором при необходимости хранятся до 4-х недель (настраиваемо), и по возможности отправляются получателю. Т.е. если смартфон находится оффлайн, сервер ждёт. Как только появляется возможность — отправляет.
1. Регистрируемся в Firebase
Для регистрации в Firebase понадобится учётка гугла.
Жмём «Перейти к консоли».
Затем «Добавить проект».
Вводим название проекта. Рекомендую в диапазоне 8-16 символов.
Выбираем страну. Жмём «Создать проект».
2. Настраиваем Firebase
Прокручиваем до блока «Notifications», жмём «Начать».
Вам предложат выбрать приложение, для которого ваши уведомления будут отправляться.
Шаги для Andriod-приложения:
Шаг 1 — Вводим название проекта на Andriod.
Жмём «Зарегистрировать приложение».
Шаг 2 — Жмём «Скачать google-services.com».
Добавляем скачанный файл конфигурации в проект, рядом с файлом build.gradle (тем, который персональный для приложения).
Жмём «Продолжить».
Шаг 3 — Добавляем в проект зависимости.
в файл /build.gradle строчку
classpath 'com.google.gms:google-services:3.1.0'
в файл /<app-module>/build.gradle строчку
apply plugin: 'com.google.gms.google-services'
Тут всё, жмём «Готово».
После настройки приложения, можно сразу протестировать работает ли связь отправив тестовое сообщение (нет нельзя, у нас ещё нет ID клиента, куда слать).
3. Настройка приложения Android на приём уведомлений.
Важное примечание: некоторые оболочки, например MIUI, могут блокировать уведомления, если приложение не запущено или не висит в фоне. Делается это якобы для экономии заряда батареи.
Грубо говоря, отправлять можно два вида уведомлений:
— уведомление по запросу,
— уведомление с полезной нагрузкой.
У них разные способы взаимодействия с приложением.
Уведомление по запросу выведет уведомление в области уведомлений, но только в случае если приложение свёрнуто. При тапе пользователя оно откроет заранее выбранную (при отправке) активити приложения, и передаст бандлом экстра-параметры.
Уведомление с полезной нагрузкой требует наличия в приложении пары служб, в которые и передаётся управление, но на длительность не дольше 10 секунд.
Ниже приведён пример службы, которая отвечает за генерацию ID клиента.
package ru.pyur.loga;
import android.util.Log;
import com.google.firebase.iid.FirebaseInstanceId;
import com.google.firebase.iid.FirebaseInstanceIdService;
public class TestFirebaseInstanceIdService extends FirebaseInstanceIdService {
public static final String TAG = "TestFbseInstIdSvc";
@Override
public void onTokenRefresh() {
String refreshedToken = FirebaseInstanceId.getInstance().getToken();
Log.d(TAG, "Refreshed token: " + refreshedToken);
//~sendRegistrationToServer(refreshedToken);
}
}
И пример кода службы, принимающей сообщения. Приложение должно быть запущено, или висеть в фоне, иначе не гарантируется приём сообщений. Некоторые оболочки, например MIUI, в целях экономии, режут всё подряд, в том числе привелегии фоновых служб.
package ru.pyur.loga;
import android.app.Notification;
import android.app.NotificationManager;
import android.content.Context;
import android.support.v4.app.NotificationCompat;
import android.util.Log;
import com.google.firebase.messaging.FirebaseMessagingService;
import com.google.firebase.messaging.RemoteMessage;
import static ru.pyur.loga.AcMain.context;
public class TestFirebaseMessagingService extends FirebaseMessagingService {
public static final String TAG = "TestFbseMsgngSvc";
@Override
public void onMessageReceived(RemoteMessage remoteMessage) {
Log.d(TAG, "From: " + remoteMessage.getFrom());
if (remoteMessage.getData().size() > 0) {
Log.d(TAG, "Message data payload: " + remoteMessage.getData());
String val1 = remoteMessage.getData().get("val1");
String val2 = remoteMessage.getData().get("val2");
String val3 = remoteMessage.getData().get("val3");
int color = (1<<16)|(1<<8)|(0);
ShowNotification(val1, val2, color);
}
if (remoteMessage.getNotification() != null) {
Log.d(TAG, "Message Notification Body: " + remoteMessage.getNotification().getBody());
}
}
@Override
public void onDeletedMessages() {
// In some situations, FCM may not deliver a message. This occurs when there are too many messages (>100) pending for your app on a particular device
// at the time it connects or if the device hasn't connected to FCM in more than one month. In these cases, you may receive a callback
// to FirebaseMessagingService.onDeletedMessages() When the app instance receives this callback, it should perform a full sync with your app server.
// If you haven't sent a message to the app on that device within the last 4 weeks, FCM won't call onDeletedMessages().
}
void ShowNotification(String title, String text, int color) {
NotificationCompat.Builder mNotify = new NotificationCompat.Builder(context, "");
mNotify.setLights(color, 100, 200);
mNotify.setSmallIcon(R.drawable.service_icon);
mNotify.setContentTitle(title);
mNotify.setContentText(text);
mNotify.setDefaults(Notification.DEFAULT_SOUND);
NotificationManager mNotificationManager = (NotificationManager) getSystemService(Context.NOTIFICATION_SERVICE);
int mId = 1001;
try { mNotificationManager.notify(mId, mNotify.build()); }
catch (Exception e) { e.printStackTrace(); }
}
}
не забудьте прописать службы в манифесте.
<service
android:name=".TestFirebaseMessagingService">
<intent-filter>
<action android:name="com.google.firebase.MESSAGING_EVENT"/>
</intent-filter>
</service>
<service
android:name=".TestFirebaseInstanceIdService">
<intent-filter>
<action android:name="com.google.firebase.INSTANCE_ID_EVENT"/>
</intent-filter>
</service>
ID клиента генерируется на устройстве, но вы сами выбираете способ доставки этого ID к себе на сервер.
Вот теперь можно протестировать, отправив тестовое сообщение из консоли.
4. Отправляем уведомление со своего сервера
Существует несколько способов обмена данными с сервером Firebase. Мы рассмотрим два способа обмена по протоколу HTTP.
Протокол первого поколения — Legacy HTTP
Понадобится ключ. Жмём на гайку, выбираем «Настройки проекта».
Вкладка «Cloud Messaging».
Копируем «Устаревший ключ сервера».
<?php
// ------------------------ test fcm send. legacy ------------------------ //
$socket = @fsockopen('ssl://fcm.googleapis.com', 443, $errno, $errstr, 10);
if (!$socket) die('error: remote host is unreachable.');
// ---- уведомление для трея ---- //
$payload = '{
"to" : "cGAFgPJGf-s:APA91bF**...**aEVM17c9peqZ",
"notification" : {
"title" : "Моё первое сообщение",
"body" : "(Legacy API) Привет!",
"sound": "default"
}
}';
// или
// ---- уведомление для службы ---- //
$payload = '{
"to" : "cGAFgPJGf-s:APA91bF**...**aEVM17c9peqZ",
"data":{
"val1" : "Моё первое сообщение",
"val2" : "(Legacy API) Привет!",
"val3" : "какие-то дополнительные данные"
}
}';
$send = '';
$send .= 'POST /fcm/send HTTP/1.1'."rn";
$send .= 'Host: fcm.googleapis.com'."rn";
$send .= 'Connection: close'."rn";
$send .= 'Content-Type: application/json'."rn";
$send .= 'Authorization: key=AIzaSy***************************IPSnjk'."rn";
$send .= 'Content-Length: '.strlen($payload)."rn";
$send .= "rn";
$send .=$payload;
$result = fwrite($socket, $send);
$receive = '';
while (!feof($socket)) $receive .= fread($socket, 8192);
fclose($socket);
echo '<pre>'.$receive.'</pre>';
?>
Здесь в поле «to» надо подставить ID клиента. В http заголовок «Authorization: key=» подставить «Устаревший ключ сервера».
Протокол второго поколения — (Modern) HTTP v1.
(источник: developers.google.com/identity/protocols/OAuth2ServiceAccount)
Не спрашивайте, почему вторая версия протокола называется V1, видимо первая считалась бетой и носила нулевой номер.
Я не углублялся в подробности, но так понимаю этот протокол более универсальный и имеет более широкие возможности, чем просто отправка уведомлений.
<?php
// ------------------------ test fcm send. modern ------------------------ //
// -- шаг 1. вычисляем JWT -- //
$JWT_header = base64_encode('{"alg":"RS256","typ":"JWT"}');
$issue_time = time();
$JWT_claim_set = base64_encode(
'{"iss":"firebase-adminsdk-mvxyi@<your-project>.iam.gserviceaccount.com",'.
'"scope":"https://www.googleapis.com/auth/firebase.messaging",'.
'"aud":"https://www.googleapis.com/oauth2/v4/token",'.
'"exp":'.($issue_time + 3600).','.
'"iat":'.$issue_time.'}');
// см. примечание
$private_key = '
-----BEGIN PRIVATE KEY-----
MIIEvQIBADANBgkqhkiG9w0BAQEFAASCBKcwggSjAgEAAoIBAQCwR1biSUCv4J4W
****************************************************************
****************************************************************
...
****************************************************************
teTJImCT6sg7go7toh2ODfaPmeI0nA/LwSjzWs0b8gdIYPT5fAsvfQiND0vu/M3V
7C/z/SmIKeIcfOYrcbWQwTs=
-----END PRIVATE KEY-----
';
$data = $JWT_header.'.'.$JWT_claim_set;
$binary_signature = '';
openssl_sign($data, $binary_signature, $private_key, 'SHA256');
$JWT_signature = base64_encode($binary_signature);
$JWT = $JWT_header.'.'.$JWT_claim_set.'.'.$JWT_signature;
// -- шаг 2. авторизируемся и получаем токен -- //
$socket = @fsockopen('ssl://www.googleapis.com', 443, $errno, $errstr, 10);
if (!$socket) die('error: remote host is unreachable.');
$payload = 'grant_type=urn%3Aietf%3Aparams%3Aoauth%3Agrant-type%3Ajwt-bearer&assertion='.rawurlencode($JWT);
$send = '';
$send .= 'POST /oauth2/v4/token HTTP/1.1'."rn";
$send .= 'Host: www.googleapis.com'."rn";
$send .= 'Connection: close'."rn";
$send .= 'Content-Type: application/x-www-form-urlencoded'."rn";
$send .= 'Content-Length: '.strlen($payload)."rn";
$send .= "rn";
$send .= $payload;
$result = fwrite($socket, $send);
$receive = '';
while (!feof($socket)) $receive .= fread($socket, 8192);
fclose($socket);
echo '<pre>'.$receive.'</pre>';
// -- parse answer JSON (lame) -- //
$line = explode("rn", $receive);
if ($line[0] != 'HTTP/1.1 200 OK') die($line[0]);
$pos = FALSE;
if (($pos = strpos($receive, "rnrn", 0)) !== FALSE ) {
if (($pos = strpos($receive, "{", $pos+4)) !== FALSE ) {
if (($pose = strpos($receive, "}", $pos+1)) !== FALSE ) {
$post = substr($receive, $pos, ($pose - $pos+1) );
$aw = json_decode($post, TRUE);
$access_token = $aw['access_token'];
}
else die('} not found.');
}
else die('{ not found.');
}
else die('rnrn not found.');
// -- шаг 3. отправляем запрос на Firebase сервер -- //
$socket = @fsockopen('ssl://fcm.googleapis.com', 443, $errno, $errstr, 10);
if (!$socket) die('error: remote host is unreachable.');
$payload = '{
"message":{
"token" : "cGAFgPJGf-s:APA91bF**...**aEVM17c9peqZ",
"notification" : {
"title" : "Заголовок сообщения",
"body" : "(Modern API) Моё первое сообщение через Firebase!"
}
}
}';
// или
$payload = '{
"message": {
"token" : "cGAFgPJGf-s:APA91bF**...**aEVM17c9peqZ",
"data":{
"val1" : "Заголовок сообщения",
"val2" : "(Modern API) Моё первое сообщение через Firebase!",
"val3" : "дополнительные данные"
}
}
}';
$send = '';
$send .= 'POST /v1/projects/pyur-test-id/messages:send HTTP/1.1'."rn";
$send .= 'Host: fcm.googleapis.com'."rn";
$send .= 'Connection: close'."rn";
$send .= 'Content-Type: application/json'."rn";
$send .= 'Authorization: Bearer '.$access_token."rn";
$send .= 'Content-Length: '.strlen($payload)."rn";
$send .= "rn";
$send .=$payload;
$result = fwrite($socket, $send);
$receive = '';
while (!feof($socket)) $receive .= fread($socket, 8192);
fclose($socket);
echo '<pre>'.$receive.'</pre>';
?>
по адресу console.firebase.google.com/project/poject-id/settings/serviceaccounts/adminsdk надо скопировать «Сервисный аккаунт Firebase» и подставить в переменную "$JWT_claim_set", в поле «iss».
Жмём «Создание закрытого ключа»
Создаём ключ, сохраняем, никому не показываем. В скачанном файле будет содержаться «Закрытый ключ», его подставляем в переменную "$private_key".
Хинт: токен, полученный в шагах 1 и 2 можно и нужно кешировать в локальном временном хранилище, например файле, или базе данных. И только по истечении времени (по умолчанию один час), запрашивать у сервера авторизации следующий токен.
Важно! Перед использованием Modern Http API необходимо явно разрешить его использование здесь: console.developers.google.com/apis/library/fcm.googleapis.com/?project=your-project
Бонус, дополнительные параметры для уведомлений:
sound — либо «default», либо имя ресурса в приложении. Должен располагаться в "/res/raw/". Формат MP3, AAC или ещё чего подходящее.
icon — меняет иконку уведомления. Должна храниться в «drawable» приложения. Если отсутствует, FCM будет использовать иконку приложения (указанную как «launcher icon» в манифесте приложения).
tag — Следует использовать для группировки однотипных уведомлений. Новые уведомления будут выводиться поверх уже имеющихся с таким же тегом.
color — цвет иконки, задаётся как "#rrggbb" (у меня в MIUI не заработало)
click_action — запускаемое активити, при нажатии пользователем на уведомлении.
Заключение
В будущем API вероятно будет изменяться, объявляться depricated и т.п. Поэтому сегодня думаю стоит делать сразу на протоколе HTTP v1.
Мне будет интересно почитать в комментариях оригинальные способы применения уведомлений, помимо новых сообщений из вконтактика. К примеру у меня настроен мониторинг вентиляторов ардуиной, и если они остановятся, отправляется уведомление.
Да, я в курсе, что существует Zabbix и т.п., но тема статьи — домашние сервера, и прочие умные дома. Считаю системы корпоративного класса перебором в любительских поделках.
Автор: Юрий Пресняков