Украинский неприбыльный проект «Prometheus» появился сравнительно недавно. Это — открытые бесплатные онлайн-курсы, авторы которых — преподаватели лучших университетов страны, таких как Киево-Могилянская академия или киевский Политех. Сам список курсов достаточно многогранный: в нём и гуманитарные науки, и компьютерные дисциплины. Три недели назад Prometheus начал краудфандинговую кампанию и уже успел собрать больше, чем планировал. Сооснователь проекта Иван Примаченко согласился ответить на вопросы Geektimes.
В интернете можно найти довольно много онлайн-курсов по разным темам, в том числе и на русском языке. Есть ли у вас некая «киллер-фича», позволяющая вас выбрать среди остальных подобных ресурсов?
С момента запуска проекта мы сразу же ориентировались не на отдельные курсы, а на цельные циклы курсов. Первыми из них осенью 2015 года мы запустили циклы курсов по предпринимательству и гражданскому образованию. Цикл курсов по предпринимательству позволит получить достаточно знаний и навыков (от менеджмента и маркетинга до налогообложения и юридических аспектов ведения бизнеса), чтобы открыть собственный бизнес или технологический стартап. Цикл курсов по гражданскому образованию дает представление о том, как сделать страну лучше и включает в себя курсы от борьбы с коррупцией до урбанистики. Уже осенью 2016 будут запущены циклы курсов по программированию и анализу данных, которые должны дать слушателям объем знаний и умений, достаточный для получения должности уровня Junior.
Ну а «киллер-фичей», с прицелом на которую изначально и создавался проект, должна стать интеграция наших курсов в университетское образование в формате смешанного обучения (blended learning). Уже этой осенью Prometheus запустит пилотный проект смешанного обучения в нескольких вузах страны, среди которых Киевский политехнический институт и Украинский католический университет. Вместо традиционных лекций студенты по всей стране смогут слушать онлайн-лекции преподавателей Гарварда, Стэнфорда или Киево-Могилянской академии, в онлайне же выполнять задания и получать ответы на форумах курсов. В офлайне останутся семинары и физические лабораторные, которые нерационально переносить в онлайн, консультации преподавателей, которые теперь смогут уделить куда больше времени индивидуальной работе со студентами, и, конечно, финальный контроль. Результаты прохождения такого курса будут, как и в случае с обычными университетскими курсами, вноситься в диплом. Первые эксперименты MIT со смешанным обучением продемонстрировали фантастические результаты (прирост учебных показателей больше чем на 35%) поэтому мы возлагаем большие надежды на этот эксперимент. В случае успешного проведения пилота, мы будем инициировать технологическую реформу образования на базе смешанного обучения.
Каков статус документа об окончании ваших курсов? Если я упомяну о нём в резюме, насколько значимым это окажется для работодателя?
Мы сознательно отказались от государственной сертификации наших курсов. Сегодня, когда традиционное высшее образование на постсоветском пространстве в значительной степени обесценилось, у лучшего национального вуза и у никому не известного частного «университета по выдаче корочек» одинаковый диплом государственного образца. Что их отличает, так это реальное качество образования и возникшая на этой основе репутация. Поэтому мы не гонимся за аккредитацией, а стремимся делать максимально качественный образовательный продукт и честно зарабатывать репутацию.
С другой стороны, по нашим наблюдениям, сертификаты о прохождении массовых онлайн-курсов постепенно начинают цениться работодателями. Конечно, несколько таких сертификатов не дадут вам работы (впрочем, как и диплом), но могут дать собеседование и, в любом случае, станут дополнительным плюсом при приеме на работу. Кроме того, многие прогрессивные работодатели рассматривают такие сертификаты как доказательство желания соискателя развиваться и наличия достаточной самодисциплины для этого. Главное же в массовых онлайн-курсах — это качественные знания, которые можно бесплатно на них получить.
Ваши курсы бесплатные. На какие средства существует проект?
Когда нас спрашивают про бюджет проекта, мы любим шутить, что Prometheus в начале своего пути финансировался из аспирантской стипендии и преподавательской зарплаты сооснователей. Мы — неприбыльный общественный проект, но, конечно, нам нужны средства для создания новых курсов и поддержки старых. В этом мы опираемся на пожертвования наших пользователей, гранты и продажу верифицированных сертификатов, которые удостоверяют, что сертификат выдан на имя того слушателя, который действительно проходил курс. Прямо сейчас мы организовали краудфандинговую кампанию, в рамках которой собираем деньги на новые курсы и пилотный проект смешанного обучения в университетах.
Насколько курсы соответствуют реальным университетским программам? Допустим, что я хочу самостоятельно подготовиться к сдаче экзаменов на летней сессии.
Зависит от конкретного курса. Большинство наших курсов являются сокращенными версиями университетских курсов. Хотя, например, «Разработка и анализ алгоритмов. Часть 1» является аналогом первого семестра курса, который преподается в Киевском политехническом институте. В 2016 мы уже создали и планируем создать еще несколько курсов, которые будут по объему соответствовать стандартным университетским курсам, в частности, по предметам, которые читаются одновременно на многих факультетах. Например, мы уже запустили курсы по экономике и предпринимательству для непрофильных факультетов, а также перевели легендарный гарвардский курс основ программирования CS50.
С апреля, когда у вас запустился этот курс, прошло совсем немного времени, но, возможно, есть какие-нибудь результаты? Статистика слушателей, успешность, еще что-нибудь ?
Мы полностью дублировали этот знаменитый Гарвардский курс и запустили его как онлайн, так и на базе бесплатных групп офлайн-подготовки в дюжине городов. Курс еще не закончился, поэтому подводить итоги рано, но количество зарегистрированных пользователей уже превзошло все наши ожидания и перевалило за 60 000 человек!
А вообще, есть ли какой-нибудь статистический срез по популярности курсов у вас? Скажем, самые популярные — IT-курсы, за ними идут бизнес-курсы, затем чисто гуманитарные.
Как и на Западе, наиболее популярные наши курсы – IT (программирование, алгоритмы, тестирование программного обеспечения) и бизнес-курсы (предпринимательство, создание стартапов, финансовый менеджмент, коммуникационные инструменты построения репутации). Естественно, востребован курс бизнес-английского. Гуманитарные курсы замыкают рейтинг популярности, хотя и на них регистрируется в разы больше пользователей, чем мы могли предполагать в начале работы над проектом.
Допустим, я преподаватель университета. Могу ли я разместить свой курс у вас? Есть ли ограничения по темам (если курс слишком специфичен, к примеру, общая электротехника специфических агрегатов).
Мы бесплатно предоставляем свои методические консультации и сайт в качестве платформы для всех курсов, которые соответствуют формату массового открытого онлайн-курса, а также концепции Prometheus. Если преподаватель, компания или вуз готовы сделать по-настоящему качественный курс на академическую тему – мы с удовольствием разместим его у нас. Что значит «академическая тема»? Давайте скажем так: курсы по астрологии и народной медицине на сайт точно не попадут, хотя нам их уже предлагали.
Если я из сельской местности с плохим интернетом, где нет возможности смотреть видео онлайн. Скачать видео возможно? Что насчёт мобильного приложения? Планируете ли вводить геймификацию или какой-нибудь рейтинг участников? Скажем, топ-10 лучших учеников курса?
На самом деле, популярность нашего небольшого неприбыльного проекта застала всех участников команды врасплох. Никто не ожидал, что без всякого рекламного бюджета, за полтора года после старта мы получим более 230 тысяч зарегистрированных пользователей. Последние месяцы мы были слишком заняты тем, чтобы справиться с необходимостью масштабировать проект и быстро создавать новые курсы, так что о масштабных технических доработках сайта речь не шла. В ближайшие полгода мы планируем запустить приложения на Android и iOS, сделать возможность загружать видео стандартным функционалом наших курсов и начать первые эксперименты с геймификацией.
Нет ли мысли об объединении с курсами вроде EdX или Coursera? Например, разместить свои курсы на их площадке?
Это физически невозможно. EdX и Coursera работают лишь с университетами, которые находятся на ведущих позициях в мировых рейтингах, и международными организациями уровня МВФ. Даже если бы они сделали исключение для 1-2 украинских вузов, это стало бы обычной пиар-акцией, ведь для достижения нашей цели – создания 150 массовых бесплатных онлайн-курсов, объединенных в циклы, необходимо участие всех ведущих преподавателей страны из разных вузов. Опыт других стран (от Великобритании и Франции до Китая) подтверждает, что набравшись опыта на международных платформах, вузы все равно уходят на национальные площадки.
Какой движок использовался для создания курсов? Open EdX? Если нет, то возможно это самописное решение? Сколько программистов и сисадминов заняты на проекте?
Мы используем обычный WordPress для главной страницы и open source движок Open edX с рядом собственных доработок для обеспечения работы самих курсов. Это однозначно лучшее техническое решение для массовых онлайн-курсов на данный момент – хоть работать с ним и нелегко. Но это в любом случае лучше, чем вкладывать безумное количество времени и средств в написание собственного аналога, который, в лучшем случае, повторит функционал Open edX. Тем более, что Prometheus делается крошечной командой добровольцев – за всю техническую часть отвечает технический сооснователь проекта Алексей Молчановский.
В онлайн-обучении есть серьёзная проблема самодисциплины: на начало курсов записывается много людей, а к концу остаются только высоко мотивированные люди. Вы решаете как-то эту проблему? Можете дать цифры по любому из курсов: сколько людей записалось, а сколько закончило?
Мы делали инфографику на основе результатов наших первых курсов: «Финансовый менеджмент» и «История Украины». В мире массовые онлайн-курсы успешно завершает где-то 7% от зарегистрированных слушателей. Результаты большинства наших курсов показывают чуть более высокие результаты: 10%, однако мы считаем, что можно добиться ощутимо большего. Для этого мы стремимся разбивать видео на небольшие фрагменты до 7 минут, стараемся разнообразить стандартные тесты и другие «закрытые» задания интересными «открытыми» вопросами и привлекать слушателей к активному общению на форумах.
Кроме того, необходимо понимать, что проблема с низким процентом успешного завершения массовых онлайн-курсов во многом надумана. Когда, например, курс “Финансовый менеджмент” преподавателя Киево-Могилянской бизнес-школы успешно завершает 10% слушателей, нужно помнить, что в абсолютных цифрах это более 4000 человек (на курсе зарегистрировано уже больше 40 000 слушателей) — больше, чем количество студентов, которые ежегодно прослушивают этот предмет во всех украинских вузах вместе взятых.
Сколько времени занимает подготовка одного курса? Видео подгоняется под конспект лекций или существует как отдельный продукт? Подготовкой занимается только один человек — автор курса? Как решается вопрос с тем, что далеко не у всех людей есть ораторские способности или, скажем так, не очень выразительная манера говорить?
Это напрямую зависит от длительности и сложности курса. Простые короткие курсы можно сделать и за 3 месяца, в то время как работа над длительными сложными курсами может растянуться на полгода и больше. Создание курса начинается с отбора лектора: мы ищем людей, которые являются не просто классными специалистами в своем деле, но и отличными лекторами. Собираем отзывы их коллег и студентов, разговариваем с самими кандидатами в преподаватели. Затем наш разработчик курсов вместе с лектором создают подробный план курса. После пробной записи начинаются полноценные съемки, где преподавателю помогает режиссер. Вообще, мы постоянно совершенствуем процесс подготовки курсов, анализируем свои ошибки, закрепляем удачные находки – это динамический процесс.
Для курса существует некая фокус-группа? Можно отправить свой фидбек? Курс может корректироваться?
Возможность на лету анализировать восприятие слушателями учебных материалов и изменять курс в соответствии со статистическими показателями – одно из главных преимуществ массовых онлайн-курсов. Например, преподаватель может посмотреть на процент успешных ответов на тестовые задания и увидеть, что если этот показатель для большинства тестов держится в диапазоне 50-70 %, то для одного из заданий он составляет всего 30%. Сразу становится очевидным, что либо вопросы этого теста непонятно сформулированы, либо эта тема в соответствующей лекции была плохо объяснена. Мы также сейчас начинаем активно использовать небольшие фокус-группы, чтобы не допустить таких проблем в принципе.
Находились ли студенты курсов, которые мошенничали с формами отправки результатов тестов?
Пока таких случаев мы не замечали, хотя, почти наверняка, некоторые пользователи списывают. В целом, это довольно бессмысленное занятие. Любой, даже самый престижный сертификат сам по себе дает людям лишь приглашение на собеседование. Если за этим сертификатом не стоят реальные знания, полученные в ходе обучения на курсе, это сразу станет очевидным в личной беседе.
Насколько актуальны бизнес-курсы в Украине? Есть мнение, что культура управления в нашей стране ещё не достигла того уровня, когда можно применять общемировые практики (это не означает, что их нельзя изучать, просто применить их физически будет негде)
Многие из наших слушателей – владельцы собственного бизнеса или люди, которые хотят его создать. Так что, обучаясь мировым практиками и инновациям в ведении бизнеса, они сразу могут применить их на деле и внести свой вклад в практику ведения бизнеса в стране. Капля камень точит.
Вы лично видите какие-либо проблемы для онлайн-образования в Украине? Или, возможно, вам известны какие-то специфические моменты организации у нас такого бизнеса?
Массовые открытые онлайн-курсы — очень молодой формат и поэтому компетентных специалистов в этой сфере пока можно пересчитать по пальцам. А еще, конечно, это не тот стартап, который позволит быстро отбить деньги и начать получать прибыль, так что с поисками финансирования всегда сложно. Но, с другой стороны, как и в большинстве постсоветских стран, в Украине идеальные условия для внедрения онлайн-курсов от лучших преподавателей страны: огромный разрыв между горсткой нормальных университетов и большинством псевдовузов, а также традиционное уважение и стремление к знаниям. А еще много высокообразованных людей, которые сегодня и являются главной целевой аудиторией массовых онлайн-курсов по всему миру.
Автор: jeston