Удивительно, что такая книга, как эта, до сих пор не была замечена на Хабре. Не могу не попытаться исправить этот недочет.
Итак, хочу представить вам книгу американского информатика Дугласа Роберта Хофштадтера «Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда».
Ахилл: Вот если бы книга называлась «Гориллы, серебро, золото» или «Эму, золото…» — тогда бы я еще мог понять…
Черепаха: Может быть, вы предпочли бы «Медь, серебро, бабуины»?
Будучи написано более тридцати лет назад, это невероятное произведение ничуть не утратило своей интересности.
ГЭД переполнено игрой слов и смыслов, уровнями вложенности и надложенности, разрывами четвертой стены, пятой и N-ой. ГЭД — книга об логике абстракций, написанная не сухими формулами а живыми примерами. Созданные автором странные персонажи каждую главу ведут странные диалоги в стиле Льюиса Кэррола, а потом автор простым языком без особой математики разъясняет смысл, подсмысл и мета-смысл их разговора.
Ахилл: Ух ты!.. Чего же мне пожелать? А, знаю: это пришло мне в голову еще когда я в первый раз читал «Тысячу и одну ночь» — эти немудреные сказочки, вставлены одна в другую наподобие матрешки. Я хочу иметь не три, а СТО желаний? Здорово, правда, г-жа Ч.? Никогда не понимал, почему эти балбесы в сказках не догадываются попросить то же самое?
Черепаха: Может быть, сейчас вы поймете.
Гений: Мне очень жаль, Ахилл, но я не исполняю мета-желаний.
Ахилл: Мне бы хотелось знать, что такое мета-желание…
Гений: Но это уже мета-мета-желание, Ахилл, а их я тоже не могу исполнить.
Ахилл: Что-о? Ничего не понимаю…
О чем говорят Ахилл с Черепахой? О разном. О музыке Баха, картинах Эшера и логике Геделя. О искусственном и естественном интеллекте. О музыкальном каноне с элементами палиндрома. О языках программирования. О руках, рисующих самих себя. О теоремах Ферма и Гольдбаха. О идеальном граммофоне, проигрывающем любую пластинку. О пластинке с резонансной частотой, подобранной так, что бы разрушить идеальный граммофон. О геноме человека. О философии Дзен. И, все время, сквозь текст или в открытую — о логике Геделя, картинах Эшера и музыке Баха.
ГЕД не похож на чистую фантазию автора, как многие прочие книги. Скорее это путеводитель по мирам бесконечной вложенности смыслов и рекурсий, рожденных одновременно с логикой (то есть бывших всегда). Это то, что лучше помогает понимать абстрактные тонкости программирования. И глубже обдумывать странные вопросы бытия. «Гедель, Эшер, Бах» — лучшая философская книга об абстракциях, которую вы можете прочесть.
Кстати, раз уж вы дошли до сюда, вам пора бы прекратить внимать моим восторженным речам, и приняться за изучение самой книги. Ее легко найти в сети, например, здесь. Хотя, вы ведь уже читали ГЭД? Или прочтете в будущем? Или читаете?
Краб: Понятно. Ваша книга кажется довольно интересной. Пожалуй, я ее как-нибудь прочитаю. (Листает рукопись, останавливаясь на последнем Диалоге.)
Автор: Думаю, что вас особенно заинтересует последний Диалог, поскольку там есть кое-какие занимательные замечания об импровизации, произнесенные довольно забавным героем — а именно, вами!
Краб: Неужели? И что же вы заставили меня говорить?
Автор: Подождите минутку, и вы увидите сами. Все это — часть Диалога.
Ахилл: Вы хотите сказать, что все мы СЕЙЧАС находимся в Диалоге?
Автор: Разумеется! А вы думали, нет?
Автор: celen