Я не знаю, корректно ли публиковать такие посты на хабре: его суть — просьба подписать мою петицию к Президенту РФ. Поэтому прошу модераторов понять мою ситуацию и оставить его.
Думаю, у каждого программиста есть свой “домашний” проект, над котором он работает в свободное время. Каждый верит, что когда-нибудь придет успех, его проект станет мега-известным, и все будет круто!
Что ж господа, я сделал это! Три года назад, 11 января 2013 года я выложил первую версию своего приложения “Билеты РЖД”. За три года им воспользовалось более миллиона человек, оно было на 1ом месте в топе “Выбор Google”, оно стало луреатом престижной премии CNews Awards, обогнав приложения от Яндекса и Правительства Москвы, и продало билетов на сумму более 1 млрд. рублей.
Проблема лишь с “все будет круто”. Думаете я стал счастливее, или, может быть, богаче? Отнюдь: этот проект стал моим проклятьем. К его трехлетию я прихожу не заработав ни копейки, с нервами, сточенными об “российскую реальность”, и с успешным приложением, существование которого висит на волоске.
Под катом я расскажу как так получилось, и почему петиция к Президенту РФ, которую я прошу подписать — последний шанс на выживание моего проекта.
Однажды мой Galaxy S2 завис. Завис так, что пришлось вынимать батарейку. Завис во время покупки билета на сайте РЖД, в самый неподходящий момент: деньги уже списаны, а билет еще не подтвержден (читай — не куплен). Второй раз рисковать не стал — полез в Google Play за нативным приложением от РЖД. Его не оказалось. Там вообще не было ничего подобного. И я подумал: вот оно!
В тот момент я не был знаком с “мобильной” разработкой. Даже не знал Java. Но я решил сделать приложение для РЖД, во чтобы то ни стало. Делал по вечерам, выходным. Дописывал в больнице, отлеживаясь после операции. В первой версии был только просмотр наличия мест на поезда. На это ушло пол года. Да, мог бы сделать быстрее, но мне хотелось сделать самое удобное и качественное приложение.
И я сделал это. 11 января 2013 года я опубликовал его. Я был не первым (уже были похожие приложения), но лучшим.
РЖД и все его структуры отказали мне как в каком либо сотрудничестве в принципе. Как тогда, так и сейчас, приложение — всего лишь парсер для сайта РЖД, не более. Основные проблемы такого подхода:
1. РЖД постоянно банит мои сервера. Не смею их осуждать — это нормальный шаг защиты от злоумышленников (подозревают что я DDoS’ер?). Но я не злоумышленник, мои пользователи — тоже.
2. Частые и непредсказуемые обновления сайта РЖД, после которых приложение перестает работать.
3. Невозможно ввести комиссию, так как все деньги идут напрямую РЖД. Я пробовал встраивать рекламу, но специфика приложения такова, что им пользуются крайне редко — от рекламы больше недовольства пользователей чем выгоды.
С реализацией покупки билетов градус моей ответственности перед пользователями вырос. Проблему с сотрудничеством нужно было решать. Я звонил по всем телефонам РЖД, писал письма, ездил куда посылали. Везде стандартный набор ответов: молчание/мы не можем вам помочь/обещание выяснить кто может помочь с последующим молчанием.
Многие великие люди высказывали мысль вроде: “Не нужно гнаться за успехом. Главное заниматься тем, что вам нравиться и постоянно совершенствоваться в этом — успех придет сам”. Я всегда верил и буду верить в эти слова. Тем более что это действительно работает!
За все время существования приложение я не вложил в его раскрутку ни копейки. Пользователи сами выбирали его. Google сам разместил его на первом месте в своем топе. Когда меня пригласили на CNews Awards — я не думал что выиграю у Яндекса или Правительства Москвы, но это случилось… Что ж, видимо у РЖД другие правила игры.
2015 год стал кошмаром. РЖД осознал что его сайт не очень, и начал его активно переделывать. В лучшем случае после их релиза у приложения отваливалась часть функционала. В худшем — оно начинало работать неправильно.
Выросла стоимость аренды серверов. Хоть я и работаю через сайт РЖД, под капотом у меня сложная система с несколькими языками, базами данных, очередями и прочими плюшками, которые просят приличных ресурсов.
Весной РЖД ввел на сайте капчу, разрешив 4 “безкапчевых” запроса поездов с одного IP. Я думал это конец, но спасли друзья — предоставили возможность временно пользоваться инфраструктурой их проекта. Одно но: она находиться в Америке. Теперь я меняю IP раз в 4 запроса. Теперь весь траффик идет через Америку. Понятно что при таком подходе о скорости и стабильности речи идти не может.
Летом начались проблемы из-за ввода национальной платежной системы: списывались удвоенные суммы, в случае возвратов или проблем деньги не возвращались обратно пользователю, и т.п. Некоторые эпизоды едва-ли не доходили до суда. Это были не мои ошибки, но пользователю это трудно донести: все косяки РЖД, банков, хостера всегда валились на меня.
Я продолжал попытки подружиться с РЖД, но изменил подход: теперь звонил, писал, ездил не в структуры РЖД, а к конкретным людям. В том числе пытался достучаться до разработчиков сайта РЖД. Хоть я и узнал много нового, результатов это не принесло. В итоге создал петицию в адрес РЖД с требованием сделать приложение официальным. Я разослал ее всему высшему руководству РЖД, предупредив, что в случае игнорирования буду писать Президенту.
Все изменилось с рождение сына. Безусловно, это лучшее что случалось в мое жизни. Но дети требуют времени и денег. Время на приложение находилось лишь ночью, и далеко не каждый день. Я приходил домой после работы, ел, купал малыша, час отдыхал, и уезжал обратно в офис работать над приложением. До 4х утра. Стоит ли говорить, что следующий день пролетал мимо.
С деньгами тоже были проблемы. Однажды в кармане осталось пару тысяч, и пришлось решать: купить еды или оплатить сервер приложения… я выбрал сервер — Show must go on.
Начались проблемы в семье. В очередной ночной поход жена встала в двери и сказала что не отпускает. Она сказала что дала мне полтора года, в течении которых ни разу не упрекнула за ночные уходы, поездки в Москву и пр. Но время прошло, а дело не сдвинулось. Она спросила что я буду делать дальше?
А я… Я ушел (не от жены и семьи, как многие предполагают в комментах, а пошел ночью рабортать над приложением). Ушел, потому что очередной релиз сайта РЖД сломал мне кучу функционала. Ушел, потому что на мне лежит ответственность за сотни тысяч пользователей. Ушел, потому-что не знал что ей ответить.
В тот момент я себя возненавидел. Я начинал все это холостяком, когда мое время принадлежало только мне, но сейчас все изменилось… И я не могу найти себе оправдания почему из-за моей веры/мечты/надежды должны страдать девушка, доверившая мне свою жизнь, и маленький малыш, который безумно счастлив когда его папа просто рядом.
Тем временем РЖД ответил на петицию. Впервые за почти 3 года ответ был вразумителен. Да, он содержал требования, которые я никогда не смогу выполнить, но главное — они ответили! Заинтересовались! Это победа! Так думал я. Напрасно. На следующее мое письмо я жду ответ уже 2 месяца.
Наступил декабрь. Период сложный — у РЖД релиз за релизом. Бывало так, что днем у меня отваливалась часть функционала, ночью я адаптировал приложения под их изменения, а на следующее утро, придя на работу, я обнаруживал что что-то снова отвалилось. Начались проблемы и у самого сайта РЖД — то приложение в контейнер не загружено, то АСУ Экспресс-3 недоступна, то пользователи с кириллическими логинами войти не могут. Мне пришлось выключить систему оповещения об ошибках, благодаря которой я мог быстро реагировать на изменения.
В один из релизов они ввели капчу на вход в аккаунт (для тех, кто часто заходит). С ее вводом отвалился мой последний оплод стабильности — автотесты покупки / возврата / просмотра билетов. С ее вводом сотни пользователей ежедневно натыкаются на ошибку “Вход в аккаунт потребовал капчу. Ее ввод пока не реализован — воспользуйтесь сайтом РЖД.”. И дай бог, если это случается не при посадке на поезд, когда нужно показать билет проводнику. Дай бог, если пользователь помнит свой пароль чтоб зайти на сайт, ибо практика показывает, что многие его забывают…
Вы не поверите, но теперь я боюсь заходить на почту. Боюсь открывать консоль мониторинга. Боюсь в очередной раз увидеть что я снова кого-то подвел. Что из-за проблем с моим приложением кто-то не смог купить последний билет. Кому то не удалось показать билет проводнику и пришлось лезть на сайт. Что просто приложение не работает уже несколько часов.
Я просто устал. Устал подводить свою семью. Устал работать по ночам. Устал обещать друзьям что скоро слезу с их шеи. Устал быть виноватым без вины. Но больше всего я устал подводить своих пользователей. Так больше не может продолжаться.
Без РЖД мне никогда не сделать качественное приложение, это факт. Все эти проблемы решаются одной подписью в их верхах. Но за три года я не приблизился к ней ни на шаг. Видимо, я выбрал не тот путь. Пора сменить курс.
Да, я решил писать президенту РФ. Пусть многие считают меня наивным, но я верю в него! Это мой президент, и я уверен что он поможет в трудную минуту. Поможет тогда, когда никто не хочет помогать.
Есть лишь одна проблема — привлечь его внимание. Именно поэтому я прошу подписать эту петицию. Один я с этим не справлюсь. Но вместе — мы сможем.
В конце хочу сказать вот что: Все говорят что это паршивая затея. Что я ничего не добьюсь. Что в лучшем случае прикроют приложение, в худшем — меня.
Возможно, это так. Но для меня эта борьба не только за приложение. Это борьба за мою мечту. Это борьба за мои принципы. Это борьба за веру в мою страну.Веру, которой почти не осталось.
Я не могу отступить. Так что, как говорил рыцарский девиз — Делай что должно, и будь что будет.
Спасибо.
С момента написания этого поста кое-что изменилось. РЖД мне ответили и дословно сказали что не собираются помогать. В последнем письме к РЖД я предупреждал их о репутационных рисков моего обращения… и они выложил свое приложение. Может это и совпадение, но странно что сейчас — оно было в стадии активного тестирования еще год назад, я уж думал что они его забросил. В любом случае, скорее, это не меняет моих планов, скорее, даже мотивирует. Поэтому прошу — не проходите мимо.
Автор: mitaichik