Запускаем приложение под Android ч.2 — финансы, продвижение (из личного опыта)

в 10:31, , рубрики: android, мобильная разработка, монетизация, опыт, Программирование, продвижение приложений

Запускаем приложение под Android ч.2 — финансы, продвижение (из личного опыта) - 1

Продолжаю статью про опыт разработки и запуска мобильного приложения, без личного опыта программирования. Первая часть, в которой я описал возникновение идеи, поиск программиста, прототипирование, разработку и запуск — доступна вот здесь.

Во второй части я расскажу о:

  • финансах — во что нам обошлась разработка и запуск
  • продвижении — интересные моменты, которые мы обнаружили


Прежде чем перейти к статье по существу, сделаю небольшое отступление.

Для чего я это всё пишу? Пишу я это, потому что практической информации о монетизации, продвижении, разработке в интернете «кот наплакал». Перед погружением в этот проект, я не один час посвятил поиску информации, которая могла бы помочь, ответить на вопросы: делать или нет, на какой доход можно рассчитывать, сколько вообще стоит разработка приложения? Не могу сказать, что информационный вакуум, но практического опыта очень мало, вот, делюсь, восполняю.
Итак…

Финансы

Я бы условно разделил затраты в нашем случае на четыре части:

  1. Наёмная разработка
  2. Наёмное наполнение
  3. Платное продвижение
  4. Собственные ресурсы

Наёмная разработка: в сумме разработка приложения + серверной части для создания контента + пара обновлений с корректировками функционала по первым отзывам, обошлась нам в 20 000 рублей. По моим оценкам, трудозатраты программиста составили 40-60 рабочих часов. Программист, — это студент второго курса нашего Красноярского ВУЗа, работал в свободное от учебы и сессии время. Разработка, от старта до запуска, заняла примерно 2 месяца.

Наёмное наполнение: стартовый объем материалов для запуска (примерно 3000 статей-шпаргалок) мы с партнёром сделали самостоятельно, так что это относится к собственным ресурсам, о них ниже. После запуска, учитывая пожелания и отзывы в маркете, а так же опираясь на собственное понимание учебного процесса и популярности предметов, мы наняли человека на «добивку» базы материалов до 6000 статей-шпаргалок. Это обошлось нам в 8 000 рублей, срок выполнения работ примерно месяц. Исполнитель — знакомая мамочка в декретном отпуске, трудозатраты примерно по 2-3 часа в день на наполнение.

Платное продвижение: Что бы обеспечить стартовые установки и не остаться с 30-40 пользователями мы предприняли некоторые усилия. Подробней о продвижении ниже, финансовая же часть составила примерно 2 000 рублей. Эти деньги были потрачены на рекламу в ВК.

Собственные ресурсы: Из своих ресурсов, которые условно бесплатные, было затрачено:

  • дизайн логотипа, баннеров, рекламных материалов
  • прототипирование
  • стартовое наполнение до 3000 статей-шпаргалок
  • реклама в своей группе ВК посвящённой образованию (примерно 6000 участников)
  • рекламный баннер на своём сайте посвящённом образованию (примерно 2000-3000 посетителей в сутки)
  • поиск подходящих групп в ВК для размещения рекламного поста и переговоры с администраторами о размещении

Я затрудняюсь точно оценить эти ресурсы в рублях. Учитывая цены выше и то, что собственное время бесценно, примем стоимость этих ресурсов в 10 000 рублей, такая оценка не должна занизить затраты, получаем:

Разработка: 20 000 руб.
Наполнение: 8 000 руб.
Продвижение: 2 000 руб.
Свои ресурсы: 10 000 руб.
Итого: 40 000 руб.

В комментариях я готов ответить на вопросы о финансах, в том числе и на обвинения в сговоре с Google и Яндекс с целью создать на рынке труда монопольное положение работодателей и экономить тем самым на труде программистов.

Продвижение

Для продвижения использовались следующие ресурсы:

  • Стандартная реклама ВК
  • Платный пост в группе ВК
  • Договорные бесплатные посты в группах ВК
  • Реклама в своей группе ВК (образовательная тематика)
  • Баннер на своём сайте (образовательная тематика)
  • Внутренние факторы маркета

Стандартная реклама ВК
На мой взгляд, Вконтакте предоставляет очень хорошую платформу для рекламы мобильных приложений.
Плюсы — большой охват аудитории, высокие возможности по социальному и гео- таргетингу, гибкая настройка бюджетов и цены рекламы, статистика не только по кликам, но и по установкам.
Минусы — не всегда адекватная модерация. Тут я имею ввиду, что одно и то же объявление может отклоняться по разным причинам или быть принято без замечаний, зависит это, насколько я понимаю, от модератора, его компетентности и настроения.

Объявление, которое мы рекламировали, выглядело вот так:
Запускаем приложение под Android ч.2 — финансы, продвижение (из личного опыта) - 2

Я подобных объявлений в ВК не видел ни разу, полагаю они показываются только пользователям с мобильных платформ, в нашем случае с Android.
Рекламный кабинет берёт ссылку на магазин, сам «подхватывает» логотип, вставляет кнопку «Установить», отображает количество оценок и среднюю оценку из магазина.

Вот такая статистика рекламной кампании:
Запускаем приложение под Android ч.2 — финансы, продвижение (из личного опыта) - 3

За основное время, Март, средняя стоимость установки составила 6.20 руб./установку. Приложение поставил каждый сотый участник рекламной кампании. В первую половину Марта удавалось даже выжимать 4 руб./установку, но потом, видимо, конкуренция вытесняла объявление, падали просмотры, приходилось повышать ставку.

Кстати, рекомендация! Тестируя рекламную кампанию не идите на поводу у ВК, кабинет будет предлагать слишком высокие ставки за 1000 показов. 80-100 рублей или больше. При таких ставках бюджет будет сливаться очень быстро, а цена пользователя будет высокой. Методом научного тыка (он же метод проб и ошибок, он же метод полного перебора) мы установили оптимальной для себя цену 20р/1000 показов. Таким образом, бюджет 100 р./день «сливался» примерно за 10-12 часов. Установки получались недорогими.

Мы откручивали только один рекламный баннер, так что простор для оптимизации был очень высокий. Насколько я знаю, при грамотном подходе, используют большое количество баннеров с разным дизайном, разными текстами и методом А/В тестирования выводят конверсию на существенно более высокий уровень. Полагаю в нашем случае можно было снизить цену установки ещё в несколько раз.

Итог стандартной рекламы ВК: 251 установка за 1591 рубль. (6,34 руб. / пользователь)

Платный пост на стене ВК
Ещё 500 руб. было потрачено на платный пост в группе что-то вроде «Весёлый студент», примерно на 50-60 тыс. подписчиков. Пост размещался на 4 часа в вечернее время. Оплата переводом на Яндекс.Деньги. Результат, примерно 20-30 репостов. Установки из этого источника проследить к сожалению не удалось. Так как само приложение не имеет какой-то «киллер-фичи» и вряд ли будет сильно распространятся вирусным путём (репосты), этот канал мы признали негодным и более так не рекламировались.

Бесплатные посты ВК
Так же мы отобрали порядка 40-50 групп ВК образовательной или студенческой тематики и пытались разместить информацию о приложении там. На открытых стенах писали сами, на закрытых — связывались с администраторами. В итоге удалось разместить около 10 сообщений. Итог неизвестен.
Из неожиданного. Хороший отклик такие посты получили в небольших, СНГшных группах. И сами группы были небольшие, и администраторы групп были нацелены не на монетизацию, а на пользу аудитории.

Реклама в своей группе ВК (образовательная тематика)
Был размещён и закреплён пост в своей группе ВК на 6000 подписчиков. Установки отследить сложно, пост набрал определённое количество лайков и репостов. Но статистически не значимое.

Баннер на своём сайте (образовательная тематика)
Баннер на своём вел в магазин приложений через сокращатель goo.gl. Этот сокращатель даёт определённую статистику по переходам, что намного лучше «слепого» размещения в группах ВК.
Вот статистика за всё время:
Запускаем приложение под Android ч.2 — финансы, продвижение (из личного опыта) - 4

Не знаю почему Google так интересно рисует график с 2011 года. Но на графике видно, что максимум кликов был в Июне, 1103 перехода. И 3308 переходов за всё время показа баннера. Но! Вряд ли все эти переходы были нашими.
Что я имею ввиду видно из следующей иллюстрации:
Запускаем приложение под Android ч.2 — финансы, продвижение (из личного опыта) - 5

1315 переходов за всё время с мобильной платформы Android.
Опираясь на конверсию ВК = 0,22 установки за 1 переход, можем оценить полезность баннера = 1315 * 0,22 = 291 установка.
Итог баннера, оценочно: 291 установка за всё время показа.

Я вот так подробно описываю все эти установки, их смешное количество 291 тут, 250 там, не просто так. Эти стартовые установки очень важны, почему, спросите вы? Потому что затем вступает в ход уже внутреннее продвижение приложения в маркете.

Внутренние факторы маркета
Если ваше приложение полезное, то чем больше людей им пользуется, тем больше хороших оценок, больше установок, меньше отказов, благодаря этим факторам приложение выше ранжируется в топе, попадает в более высокие результаты в поиске по ключевым словам.
Я назвал эту часть продвижения — внутренние факторы маркета.

Много где написано, и я напишу снова, обеспечьте качественное наполнение маркета при публикации приложения. Сделайте информативные скриншоты, составьте понятное описание, дайте приложению говорящее название, точно отражающее суть.

Конечно, у Гугла есть определённый алгоритм, по которому он ранжирует приложения в результатах поиска. Мы не ставили экспериментов как влияют те или иные факторы, установки, оценки, отзывы, активность издателя. Могу поделиться субъективными наблюдениями и одним объективным фактом.

Субъективные наблюдения: гугл ценит активность издателя, приложения которые регулярно обновляются и в которых издатель работает с отзывами ранжируются выше «заброшенных». После старта приложение скачет в результатах поиска очень сильно, попадает на первые места, на последние, туда-сюда. Когда позиция «устаканится» сдвинуть её будет сложнее. Количество установок если и играет роль, то не очень большую. Имея небольшое количество установок можно занимать первые места.

Объективное наблюдение: и одновременно совет. В название приложения вы не сможете впихнуть все слова, которые вам нужны для поиска. Поэтому подумайте о том, как ещё кроме «шпаргалки» и «шпаргалки для студентов» вас могут искать и внесите подходящий текст в описание. Сперва у нас в описании был просто общий текст: какое замечательное приложение и что в нем есть полезного. Но после того, как мы внесли в описание список предметов, по которым есть шпаргалки, установки возросли в 1.5 — 3 раза! Связанно это с тем, что добавив такие слова как «история», «право», «медицина» и т.д. мы попали на первые места в поиске по запросам «шпаргалки история» и т.п. хотя ранее вовсе не фигурировали в поиске.

Результаты роста позиций в маркете фиксировали вот так:
Запускаем приложение под Android ч.2 — финансы, продвижение (из личного опыта) - 6

Из этой таблицы видно, что приложение уверенно входит в топ приложений по запросу «шпаргалки». Думаю через 2-3 месяца и по основному запросу «шпаргалки» мы займём первое место.

Завершая рассказ хочу сказать, что очень хотел уместить сюда ещё и монетизацию, статистику и выводы, но текст получается слишком раздутым.
Поэтому оставлю ещё немного и на третью статью. Отсюда, кстати, вопрос, а нужно продолжать или нет (опрос добавлен)?

Благодарю за внимание, опечатки прошу в личку, в комментариях буду часа через два.

Автор: dDmx

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js