К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей

в 12:00, , рубрики: космонавтика, проектирование, ракетостроение, ракеты-носители

Когда я учился в МАИ на 601 кафедре, то у нас была программа «Проектно-баллистического расчёта баллистических ракет и ракет-носителей» DEP. В ней нам предлагалось выполнять курсовые проекты и дипломные проекты.

Заставка программы DEP

Заставка программы DEP
Внешний вид программы DEP
Внешний вид программы DEP

Сам код программы был написан в далёких годах на фортране 66 при некотором участии тех, кто проектировал ракеты у Королёва. Далее программа модернизировалась до 1993 года, а в 1996-1998 годах обзавелась интерфейсом. К сожалению, программа не могла работать в новом тысячелетии и требовала перевода дат. А сейчас данная программа отказывается запускаться в принципе. До 2005 года она была именно в таком виде, дорабатывали ли её после этого, мне не известно. Вот я и решил в свободные минутки разобраться в данной программе и попробовать её реанимировать.

Когда я начал вникать в алгоритмы её работы и в математический аппарат, то был крайне удивлён. Это, по сути, профессиональная программа с некоторым урезанием функционала и физическим упрощением. Она прям «каноническая», почти точный аналог тех программ (и математических моделей), которые применялись при проектировании почти всех ракет ОКБ-1.

Плюсы:

  • Возможность расчёта баллистических ракет и РН от 1 до 4 ступеней. Позже была добавлена функция расчёта пакетных схем, но не знаю, работала ли она.

  • Возможность выведения на заданные эллиптические орбиты в перигей на любое заданное наклонение с любой широты точки старта. Это вам не только круговая орбита с азимутом пуска 90 градусов.

  • Возможность учёта ограничений по максимальному скоростному напору и перегрузке за счёт плавного дросселирования ДУ.

  • Возможность введения баллистической паузы в конце работы первой ступени.

  • Формирование управления программой угла тангажа, а не всякими там приблизительными «около оптимальными» зависимостями.

  • Применение неплохих численных методов интегрирования и нахождения корней, за счёт чего достигнута высокая скорость, точность и хорошая сходимость. Часть функций, зашитых в программе, была отключена для студентов.

  • Уже в изначальной версии включена возможность учёта многоразовости в расчёте масс.

Минусы:

  • Плоское выведение со всеми вытекающими.

  • Убрано влияние нормальных (поперечных) аэродинамических сил.

  • Убрано влияние атмосферы на этапе полёта 2, 3 и 4 ступеней.

  • Нет возможности сбрасывать головной обтекатель. Но можно помудрить и приблизить задачу к реальному решению.

  • Нет никаких полей падения. Хотя пытливый студент мог эту информацию получить по блоку первой ступени, хоть и цифры получатся приблизительные.

  • Нет возможности выводиться не в перигей. Не критично, но в профессиональном использовании необходимо.

  • Упрощённая физическая модель атмосферы и загрублённые физические величины.

  • Небольшие ошибки, не сильно влияющие на результат.

В итоге данная программа может считать с точностью до 1% к реальности, хоть и затруднено её профессиональное использование. А для студенческих задач она очень и очень хороша. При некоторых ухищрениях её вполне можно использовать на предварительных этапах для профессиональной разработки ракет-носителей.

Но так как данная программа не работает, пришлось написать свою с некоторыми улучшениями:

  • Увеличение точности сходимости.

  • Возможность старта РН с малыми тяговооружённостями.

  • Более плавный доворот угла тангажа после разделения.

  • Более точное «облизывание» ограничений.

  • Убрал ошибку расчёта относительной массы ПГ и масс составных частей.

  • Прочие вкусовые улучшения.

DEP. Тут видно как ограничение перегрузки в 4 единицы превращается…

DEP. Тут видно как ограничение перегрузки в 4 единицы превращается…
DEP. Тут тоже самое…

DEP. Тут тоже самое…
DEP. А вот тут ошибку с массами заметить крайне сложно.

DEP. А вот тут ошибку с массами заметить крайне сложно.

Понимаю, насколько сложно было писать программу в те года, когда не было даже видео-дисплейного интерфейса для быстрой проверки. А некоторые ошибки даже сейчас фиг найдёшь. Так что снимаю шляпу перед разработчиками исходной программы и теми, кто её дорабатывал и улучшал. В итоге всё остальное я оставил без изменения, чтобы сравнить результат. Результат получился, по сути, одинаковый, значит все методы, математические и физические модели взяты аналогичные. Зато теперь есть возможность показать на примере как «канонически» выбирать основные проектные параметры ракет-носителей.

Давайте спроектируем ракету с массой ПГ 470 кг. Орбита назначения:

  • Апогей – 500 км.

  • Перигей – 268 км.

  • Широта точки старта 63 градуса (в районе Плесецка).

  • Наклонение орбиты – 98 градусов.

Ограничения:

  • Двухступенчатый тандем.

  • Максимальная перегрузка – 5 единиц.

  • Пауза при разделении – 8 секунд.

Сразу оговорюсь, что все приведённые мной характеристики берутся не совсем случайным способом, но я и сильно не вдумывался в них и не пересчитывал. Поэтому это не совсем бред, но и ориентироваться на данные значения не стоит.

Продолжим. Напервой ступени у нас будет кислород‑керосиновая ДУ с удельной тягой 282 сек на уровне моря и 310 сек в пустоте. На второй ступени кислород‑керосиновая ДУ с удельной тягой 340 сек в пустоте. Программа считает, что на этапе полёта 2 ступени атмосферы уже нет. Соотношение компонентов на ступенях 2.36, плотность ЖК 1140 кг/м3, керосина — 830 кг/м3.

Считаем, что у нашей РН отношение стартовой массы к площади поперечного сечения составит 16500 кг/м2.

Далее введём следующие статистические коэффициенты:

  • Относительная масса топливного отсека - отношение массы конструкции топливного отсека ракетного блока ступени к массе топлива ступени.

  • Относительная масса двигательной установки - отношение массы двигательной установки ракетного блока ступени к силе тяге двигательной установки ступени в кгс.

  • Относительная масса системы управления - отношение массы системы управления и прочего радиоэлектронного оборудования ракетного блока ступени к начальной массе ракетного блока ступени.

  • Относительная масса прочих элементов - отношение массы прочих элементов конструкции ракетного блока ступени к начальной массе ракетного блока ступени.

Эти коэффициенты сначала берутся из статистики и потом уточняются в ходе итерационных расчётов. В реальном же проектировании коэффициентов более 30. Введём эти коэффициенты для нашей ракеты:

Номера ступеней

1 ступень

2 ступень

Относительная масса топливного отсека

0,04

0,06

Относительная масса двигательной установки

0,012

0,015

Относительная масса системы управления

0,005

0,012

Относительная масса прочих элементов

0,02

0,025

Для оценки эффективности ракеты можем использовать отношение массы полезного груза к стартовой массе РН – «Мюпг». Можно использовать отношение массы полезного груза к «сухой» массе РН. Но я предлагаю сразу оценивать эффективность по стоимости ракеты - «Ст», что по моему мнению является более действенным способом, по сравнению с двумя другими. Введём для этого стоимость единицы конструкции РН. Стоимость килограмма топливного отсека будет равняться 1 условной единицы, ДУ - 4, СУ – 6, прочих элементов 1.5.

Теперь про основные проектные параметры. Так как количество ступеней ограничено, а характеристики ДУ и нагрузка на мидель определены заданием, то нам остаются для выбора только:

  • Относительная конечная масса - отношение конечной массы ступени к начальной массе ступени.

  • Начальная тяговооружённость ступени – отношение земной тяги (в кгс) к стартовой массе ступени. По сути, стартовая перегрузка.

  • Угол наклона вектора скорости к местному горизонту в конце работы первой ступени.

Тут следует учесть, что ступенью называется та часть ракеты, которая летит именно сейчас, а не та, которая отваливается. Это каноническое определение, которое эквивалентно термину «субракета». Программа угла тангажа будет подбираться программой автоматически для удовлетворения целевой задачи. Ну и забыл про коэффициент аэродинамического сопротивления, вот его зависимость от числа Маха:

Зависимость Cx от числа Маха

Зависимость Cx от числа Маха

Приступим к выбору основных проектных параметров. Начнём прогон параметров со следующих параметров:

Номера ступеней

1 ступень

2 ступень

Относительная конечная масса

0,3

-

Начальная тяговооруженность

1,3

1

Угол наклона вектора скорости

28

-

Получаем из программы Мюпг = 0.013083, Ст = 6 717.197.

Получили и хорошо. Бывает, что можно пальцем в небо ткнуть в нереализуемый вариант, который ничего не выводит. Далее надо варьировать параметрами. Попробуем поварьировать углом и относительной конечной массой первой ступени (Мюк):

К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 7
К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 8

Тут мы видим сравнение по двум критериям (стоимость и Мюпг) и оптимумы примерно совпадают и по углу, и по Мюк. Это не удивительно, так как оба параметра в основном баллистические и стоимости аналогичных элементов блоков первой и второй ступеней одинаковы.

Далее принимаем:

Номера ступеней

1 ступень

2 ступень

Относительная конечная масса

0,18

-

Начальная тяговооруженность

1,3

1

Угол наклона вектора скорости

20

-

Получаем Мюпг = 0.019024, Ст = 4 197.924.

Теперь поварьируем углом и стартовой тяговооружённостью 1 ступени:

К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 9
К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 10

А вот тут уже результаты разные. Если угол и там и там даёт оптимум почти в одной точке, то тяговооружённость уже даёт различные оптимумы. Но мы выбираем оптимум в районе минимальной стоимости. Далее принимаем:

Номера ступеней

1 ступень

2 ступень

Относительная конечная масса

0,18

-

Начальная тяговооруженность

1,4

1

Угол наклона вектора скорости

18

-

Получаем Мюпг = 0.019933, Ст = 4 111.341.

Теперь поварьируем тяговооружённостями обеих ступеней:

К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 11
К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 12

Тут тоже получаем интересные результаты. Далее принимаем:

Номера ступеней

1 ступень

2 ступень

Относительная конечная масса

0,18

-

Начальная тяговооруженность

1,5

0,6

Угол наклона вектора скорости

18

-

Получаем Мюпг = 0.021207, Ст = 3 905.781

Вернёмся к первому варианту оптимизации и уточним:

К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 13
К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 14

Тут уже ловим всяких блох. Сэкономлю время и далее принимаем близкое к оптимальному:

Номера ступеней

1 ступень

2 ступень

Относительная конечная масса

0,18

-

Начальная тяговооруженность

1,5

0,66

Угол наклона вектора скорости

17,5

-

Получаем Мюпг = 0.021348, Ст =3 887.687

На этом останавливаемся, так как все остальные изменения уже практически ничего не меняют в части выбранного критерия эффективности. Можете заметить, что для проектно-баллистического анализа не нужны абсолютные значения, нужны только относительные. Даже масса ПГ в этих расчётах никак не участвует. Но так как оптимум найден, пришло время посмотреть на массы:

Номера ступеней

1 ступень

2 ступень

Начальные массы, кг:

22 015,76

2 352,86

Конечные массы, кг:

3 962,84

664,27

Массы топлива, кг:

18 052,92

1 688,59

Массы окислителя, кг:

12 680,03

1 186,03

Массы горючего, кг:

5 372,89

502,56

Массы топливных отсеков, кг:

722,12

101,32

Массы двигательных установок, кг:

396,28

23,29

Массы систем управления, кг:

98,31

22,59

Массы прочих элементов, кг:

393,26

47,07

Массы средств спасения, кг:

0,00

0,00

Объёмы топлива, м3:

17,60

1,65

Объёмы окислителя, м3:

11,12

1,04

Объёмы горючего, м3:

6,47

0,61

Относительные массы:

0,10687

0,19976

Диаметр миделя, м:

1,30

Относительная масса ПГ ракеты:

0,02135

Масса ПГ, кг:

470,00

Плотность окислителя, кг/м3:

1 140,00

1 140,00

Плотность горючего, кг/м3:

830,00

830,00

Соотношение компонентов, О"/"Г":

2,36

2,36

Суть выбора основных проектных параметров и проектно-баллистического анализа состоит в том, что после оптимизации конкретные весовые и прочие характеристики получаются по щелчку пальцев. Сама же программа каждый прогон параметров проводит за пару секунд. В итоге мы имеем все параметры РН «грамм к грамму». Правда тут отсутствуют характеристики двигателей, но это штука вкусовая. Вообще тут могут быть получены любые характеристики. В цифры можно сильно не вглядываться, это просто пример. Но считаем, что на второй ступени получились слишком малые массы системы управления и двигательных установок и их необходимо увеличить в 2,5 раза и на треть соответственно. Поменяем весовые коэффициенты, в скобках предыдущие:

Номера ступеней

1 ступень

2 ступень

Относительная масса топливного отсека

0,04

0,06

Относительная масса двигательной установки

0,012

0,02 (0,015)

Относительная масса системы управления

0,005

0,03 (0,012)

Относительная масса прочих элементов

0,02

0,025

С новыми коэффициентами при старых проектных параметрах:

Номера ступеней

1 ступень

2 ступень

Относительная конечная масса

0,18

-

Начальная тяговооруженность

1,5

0,66

Угол наклона вектора скорости

17,5

-

Получаем Мюпг = 0.019346, Ст = 4 559.289.

Цена увеличилась на 17%, а относительная масса полезного груза на 10%.

Снова поварьируем тяговооружённостями обеих ступеней:

К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 15
К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 16

Далее принимаем:

Номера ступеней

1 ступень

2 ступень

Относительная конечная масса

0,18

-

Начальная тяговооруженность

1,6

0,63

Угол наклона вектора скорости

17,5

-

Получаем Мюпг = 0.019842, Ст = 4 542.292.

Много не выиграли, но приятно. Посмотрим, что даст варьирование угла и Мюк:

К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 17
К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 18

Опять блошиная охота. Принимаем:

Номера ступеней

1 ступень

2 ступень

Относительная конечная масса

0,17

-

Начальная тяговооруженность

1,6

0,63

Угол наклона вектора скорости

16

-

Получаем Мюпг = 0.019708, Ст = 4 517.237.

Попробуем ещё погонять:

К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 19
К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 20

Ну тут уже рассматриваем графики с лупой. Получаем конечное близкое к оптимальному решение:

Номера ступеней

1 ступень

2 ступень

Относительная конечная масса

0,17

-

Начальная тяговооруженность

1,54

0,63

Угол наклона вектора скорости

16

-

Получаем Мюпг = 0.019457, Ст =4 512.203.

В итоге немного поменялись относительные проектные параметры, но стоимость сильно отыграть не получилось. Итоговые массовые характеристики РН:

Номера ступеней

1 ступень

2 ступень

Начальные массы, кг:

24 155,59

2 312,00

Конечные массы, кг:

4 106,45

697,32

Массы топлива, кг:

20 049,14

1 614,68

Массы окислителя, кг:

14 082,14

1 134,12

Массы горючего, кг:

5 967,01

480,56

Массы топливных отсеков, кг:

801,97

96,88

Массы двигательных установок, кг:

446,40

29,13

Массы систем управления, кг:

109,22

55,26

Массы прочих элементов, кг:

436,87

46,05

Массы средств спасения, кг:

0,00

0,00

Объёмы топлива, м3:

19,54

1,57

Объёмы окислителя, м3:

12,35

0,99

Объёмы горючего, м3:

7,19

0,58

Относительные массы:

0,09571

0,20329

Диаметр миделя, м:

1,37

Относительная масса ПГ ракеты:

0,01946

Масса ПГ, кг:

470,00

Плотность окислителя, кг/м3:

1 140,00

1 140,00

Плотность горючего, кг/м3:

830,00

830,00

Соотношение компонентов, "О"/"Г":

2,36

2,36

Считаем, что массы нас удовлетворяют и заканчиваем оптимизацию.

Как видно, выбор основных проектных параметров на базе проектно-баллистического анализа достаточно удобный инструмент. Можно оперативно найти оптимальное решение и приступить к конструктивно-компоновочной проработке проекта ракеты-носителя. Правда после проработки могут немного измениться весовые характеристики, нагрузка на мидель и т.п. Но, итерации за три, решение получится достаточно проработанным. Для студента это крайне полезный инструмент, чтобы выполнить курсовой проект или написать дипломную работу, а также позволяет достаточно неплохо прочувствовать что куда тянет. Можно подобрать параметры под существующий двигатель, под их различное сочетание и т.п. Так что крайне рекомендую обучающимся по специальности проектирования ракет-носителей требовать современную версию программы DEP или её аналог.

Примерный алгоритм проектирования

Примерный алгоритм проектирования

Специалистам же без аналогичного инструмента не обойтись. Приходится вечно бегать к баллистикам и тратить нервы. А баллистики в 99,9% случаев считают в килограммах и взаимное влияние характеристик не изучают. Вместо всего этого можно практически в одни руки найти достаточно оптимальное решение. Правда у специалистов программа несколько потяжелее, посложнее и требует больше времени для анализа.

А вот это уже выбор основных проектных параметров от Генерального конструктора средств выведения Российской Федерации, Медведева Александра Алексеевича:

Из монографии Медведева А.А.

Из монографии Медведева А.А.

Видно, что у профессионалов действия по выбору основных проектных параметров аналогичны тому, что я описал выше. Кстати, у Медведева очень интересная и доступная подача материала. Графики наглядно показывают процесс выбора основных проектных параметров.

И напоследок красивые графики по результатам баллистических расчётов из рассматриваемого примера:

К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 23
К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 24
К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 25
К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 26
К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 27
К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей - 28

Автор: PavelPushkin

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js