Результаты исследования Freedom House показыват, что накал борьбы за свободу интернета растёт. Правительства всё настойчивее пытаются вмешиваться в жизнь сети, но и сетевое гражданское общество, при поддержке интернет-компаний и независимых судов, добилось ряда значимых побед.
В рейтинге участвовало 47 стран. Оценивались три главных показателя — соблюдение прав пользователей, ограничение распространения контента (цензура) и инфраструктурная, юридическая и экономическая доступность интернета. На основе этих показателей стране выставлялся балл от 1 до 100, где 1 — лучший результат, 100 — худший. 14 стран заслужили статус свободных. Тройка лидеров — Эстония (10 баллов), США (12) и Германия (15). Среди стран бывшего СССР свободными, кроме Эстонии, признаны Украина (27) и Грузия (30).
Частично свободны 20 стран. Среди них четыре страны СНГ — Кыргызстан (35), Азербайджан (50), Россия (52) и Казахстан (58). 13 стран несвободны. Лидеры антирейтинга — Иран (90), Куба (86) и Китай (85). У Узбекистана — 77 баллов, у Беларуси — 69.
17 стран ухудшили свой результат по сравнению с прошлым годом. Быстрее всех регресс идёт в Бахрейне, Пакистане и Эфиопии. Среди стран СНГ ухудшение продемонстрировали Казахстан и Азербайджан. Ещё в восьми странах — противоречивые результаты. Некоторые показатели улучшились, некоторые — ухудшились. Так, в Беларуси отмечен значительный рост доступности интернета, положительный эффект от которого полностью компенсирован столь же значительным ухудшением ситуации с нарушением прав пользователей. В Эстонии и России немного ужесточились ограничения контента, но при этом в Эстонии стали лучше соблюдаться права пользователей, а в России — интернет стал немного доступнее.
11 стран улучшили свой результат, причём Тунис прыгнул аж на 35 пунктов, а Мьянма — на 13.
Согласно данным рейтинга несколько стран находятся на перепутье — попытки контроля интернета имеют несистемный характер, однако большинство обычных СМИ контролируются гораздо жёстче. В связи с ростом влияния интернета и социальных сетей на общественную жизнь, многие из них планируют внедрить у себя «китайскую модель» тотального контроля. Однако есть реальные шансы того, что активные гражданские протесты могут если не остановить, то значительно замедлить этот процесс. К таким странам относятся Россия, Азербайджан, Ливия, Пакистан, Малайзия, Руанда и Шри-Ланка.
Ключевые тенденции современного интернета
- Ужесточение законодательства. В 19 из 47 стран за период с января 2011 года были приняты законы и директивы, которые ограничивают свободу слова, нарушают приватность пользователей или преследуют людей, публикующих нежелательный для властей контент.
- Преследование рядовых пользователей. В 26 из 47 стран, включая некоторые демократические, был хотя бы один случай ареста блогера или пользователя за посты и сообщения в интернете.
- Насилие против критиков правительства. В 19 странах блогеры и обычные пользователи интернета подвергались нападениям, пыткам и похищениям вследствие спорных высказываний в интернете. В пяти странах активисты и гражданские журналисты были убиты из-за своих публикаций.
- Проплаченные комментаторы и кибератаки. За последние два года из относительно редкого феномена это стало массовым явлением. В 14 странах были отмечены случаи скоординированной «работы» проправительственных комментаторов на интернет полщадках. В 19 странах критики правительства подвергались взломам и DDoS-атакам.
- Увеличение возможностей для слежки. В 12 странах были приняты законы, облегчающие наблюдение и прослушку и создающие возможности для нарушения приватности пользователей.
- Гражданское сопротивление приносит плоды. В 23 странах из 47 был хотя бы один случай успешного сопротивления активистов урезанию свобод или нарушению прав пользователей. В Европе волна протестов привела к провалу законопроекта ACTA. В Пакистане неправительственные организации и активисты сыграли ключевую роль в раскрытии и сопротивлении планам правительства внедрить систематическую фильтрацию в масштабе страны. В Турции демонстрации протеста против обязательной фильтрации «вредного» для детей и других групп граждан контента собирали до 50 000 участников. В США удалось предотвратить принятие законов SOPA и PIPA. В Венгрии и Южной Корее конституционные суды блокировали некоторые решения правительства, ограничивающие свободу в интернете. В странах, где отсутствует независимое правосудие, были случаи освобождения из под стражи органами испонительной власти блогеров и интернет-активистов в результате громких общественных протестов.
Полный текст доклада в формате PDF содержит более шестисот страниц с подробным описанием дел в каждой стране. Напоследок приведу ещё один интересный график, позволяющий оценить взаимосвязь уровня проникновения интернета в стране и степень его свободы:
Источник — Freedom House.
Автор: ilya42