Все мы временами жалеем о том, что не сделали чего-то в прошлом. Например, не уделили должного внимания изучению иностранного языка: «Эх, вот если бы я тогда не страдал всякой ерундой, а как следует взялся бы за английский, я бы сейчас...». Или не поучаствовали в чём-то, что сейчас принесло бы нам ощутимые дивиденды и бонусы: «Говорил ведь мне тогда Сеня: надо майнить биткойны». Или просто выбрали не ту дорогу: «Надо было поступать в университет А, зачем же я сгоряча подал документы в институт Б!»
Да мало ли о чём можно пожалеть в своём прошлом? Все мы день за днём постоянно принимаем решения и делаем выбор из двух или большего числа вариантов. Иногда этот выбор серьёзно влияет на нашу последующую жизнь, иногда проходит незамеченным. Проблема в том, что заранее ничего не известно: какой вариант правильный, насколько большое влияние окажет сделанный выбор на нашу судьбу — никто не может сказать этого наверняка.
Проходит время, мы анализируем наши поступки и сокрушаемся по поводу неправильно принятых решений. На Хабре периодически появляются статьи в жанре «Письмо, написанное самому себе в прошлое». Нам кажется, что всё могло быть совсем по-другому, если бы в определённой временно́й точке в прошлом мы приняли бы другое решение.
Перекрёстки судьбы
Всё выглядит вполне логичным: вот точка выбора, перекрёсток судьбы. Вот две дороги: направо пойдёшь — будут тебе успех, почёт и богатство. Налево пойдёшь — и окажешься... в общем, там, где ты сейчас оказался. Однако тут есть небольшой подвох: мы никак не можем проверить, что дорожка направо действительно привела бы нас в светлое альтернативное будущее. Давайте попробуем разобраться, что же не так с этой самой дорожкой.
1. Всё взаимосвязано
Представим, что мы пошли по «правильной» правой дорожке. Она, конечно, может привести нас к успеху. Но не нужно забывать, что дорожка не просто идёт в другую сторону, но и сама влияет на путника. Может быть там, на пути в светлое будущее, нас ждёт то, что изменит нас до неузнаваемости. В любом случае, это уже совсем другая ветвь дерева жизни. На ней вполне могут отсутствовать те события в прошлом, о которых мы совсем не жалеем. Выбирая другую дорогу, мы меняем далеко не один параметр. Новый путь повлечёт за собой множество других мелких и крупных перемен. А дальше уже начинает действовать эффект бабочки — незначительные изменения приводят к значительным последствиям.
2. Выбор меняет субъекта
Из предыдущего пункта логически следует, что к концу альтернативного пути мы придём совсем другими людьми. Ведь по сути все наши прошлые успехи и ошибки, все знания, весь наш опыт составляют нашу личность. Другая дорога — другая личность. Может, это и не плохо. Только вот о чём она будет жалеть — наша новая личность? Не получится ли так, что левая дорожка покажется этой самой загадочной личности более предпочтительной? В итоге мы вернёмся к тому, с чего начинали — к сожалению об упущенной возможности.
3. Ошибки — источник опыта
Банально, но факт: мы так или иначе учимся на своих ошибках. Не будет ошибок, не будет и опыта. Конечно, иногда жизненные уроки достаются нам слишком дорогой ценой. Но, с другой стороны, представьте, что было бы, если бы всё давалось нам легко и без труда. Помните истории отличников-вундеркиндов, которые после окончания школы сталкивались с суровой реальностью?
4. К цели ведут разные дороги
Постойте, а почему мы решили, что к упущенной цели ведёт только одна дорога? Что, если там дальше, за перекрёстком, от «ошибочной» левой дорожки отходит ещё множество тропинок, которые в итоге тоже приведут к заветному будущему? Наш
5. Большинство возможностей — не упущены
Кстати, а что, если такой указатель стоит перед нами прямо сейчас? Вот она, та самая заветная тропинка, которая приведёт нас к тому, о чём мы так долго сокрушаемся. Может, в прошлом, на том самом перекрёстке время двинуться по правильному пути ещё не пришло? Бывают такие книги: читать их в школе, в рамках учебной программы, бесполезно — ничего не поймём, не получим никакого удовольствия. Зато сейчас, с вершин накопленного жизненного опыта, эти книги покажутся нам шедеврами, полными смысла и замечательных идей. Что, если «упущенная» нами в прошлом возможность — это такая же книга?
Так что всё не так просто со всеми этими письмами самому себе в прошлое. Можно, конечно, помечтать о машине времени: слетали бы в прошлое и вразумили бы самих себя, наставили на путь истинный. Но, как в поговорке, мечтать нужно осторожно — вдруг сбудется.
Однако не следует забывать и о положительном эффекте от любой ретроспективы. Она, как и личный дневник, помогает нам лучше разобраться в самих себе, лучше понять свои цели, свои приоритеты в жизни. Всегда интересно пофантазировать о самом себе, поразмышлять обо всех этих перекрёстках и тропинках. Прошлого уже не изменить (насколько мне известно, в нашем варианте вселенной машину времени пока не изобрели), а вот будущее — вполне можно. Тут-то и поможет анализ наших прошлых решений с учётом описанных выше пяти пунктов.
Ветви мироздания
В современной научной картине мира есть гипотеза о существовании мультивселенных. Один из её вариантов предполагает, что каждый из нас, делая выбор, порождает две параллельные вселенные. В одной мы идём по левой дорожке, в другой — по правой. Так каждую секунду мы порождаем бесчисленные варианты самих себя. Ветви событий множатся и ветвятся. И, что самое интересное, каждый из нас живёт в том варианте вселенной, которую сам для себя выбрал. Это значит, что где-то есть идеальная вселенная, в которой живёт наш идеальный двойник, который всегда выбирал правильную дорожку.
Астрофизик и писатель-фантаст Павел Амнуэль пишет, что «судьбу свою именно в том физическом облике и в той физической реальности, которую вы сейчас видите за окном, вы выбираете сами. Выбираете сознательно или интуитивно, но всякий раз свободно — каждое мгновение, каждую минуту, каждый час… И потому прошлое так же неоднозначно, как будущее. Ведь в памяти хранится не только то, что происходило с нами в этой нашей реальности, но и то, что произошло в другой ветви многомирия — тоже с нами, конечно, но с другими, сделавшими иной выбор».
Однако, если задуматься, что же это получается? Мы сами добровольно выбрали себе тот самый мир, в котором мы пребываем в текущий момент? Мне кажется, что принять такую гипотезу непросто.
С другой стороны, вдруг наш вариант реальности — это как раз то, что нам нужно? Вдруг этот мир, эта вселенная — это идеальный выбор из всех других параллельных вариантов? И вдруг наши дорожки ведут нас вперёд, к чему-то важному, большому и светлому? Стоит ли тогда сокрушаться о чём-то упущенном в прошлом?
Коридоры времени
У советского писателя-фантаста Александра Житинского есть замечательная повесть «Часы с вариантами». В ней главный герой Сергей Мартынцев становится обладателем своеобразной машины времени — часами, которые переносят их владельца в любое выбранное время в его собственном прошлом или будущем. После переноса герой «вселяется» в самого себя — в детсадовского малыша или в солидного бюрократа с брюшком — и получает возможность что-то изменить в своей жизни.
Сегодня по календарю 24 июля 1985 года.
Это означает, что ровно через неделю мне снова сдавать экзамены в институт, который я уже однажды кончал, если, конечно, я опять не прыгну вперёд или назад.
Я знатный прыгун.
Интересно знать, сколько мне всего лет? По паспорту, который торчит из кармана джинсов с заложенными в нем двенадцатью фотокарточками три на четыре, мне — семнадцать. Но этот возраст, равно как и сегодняшнее календарное число, имеет смысл для всех людей, только не для меня.
Истинное количество прожитых мною лет теперь подсчитать затруднительно. Я слишком много прыгал туда и сюда. Пришлось бы собирать время по кусочкам. Среди них были совсем крохотные, не больше нескольких часов.
Сергей Мартынцев — это фантастическое воплощение наших заветных желаний: «прыгнуть» назад во времени и изменить свою жизнь, поправить, скорректировать и прожить её «набело». Герой быстро обнаруживает, что изменить что-то одно невозможно. В каждом новом варианте жизни меняется множество параметров. Можно сказать, что в полном соответствии с эффектом бабочки, любое незначительное изменение меняет будущее героя до неузнаваемости.
Меня зовут Сергей Мартынцев. Это абсолютно точно. Я всегда оставался Сергеем Мартынцевым, куда бы ни прыгал и как далеко бы ни залетал. Я убедился, что имя — это единственная абсолютная реальность. Все остальное могло меняться: друзья, любимые, недруги, профессии и жизненные вехи.
При этом «за кадром» остаются двойники героя — те, кто продолжают свою жизнь после того, как их покинул герой «настоящий». Кто же они, эти бесчисленные клоны? Чем они отличаются от героя? Наконец, какие у них чувства, желания, мечты, довольны ли они своим вариантом жизни? Тут есть над чем поразмыслить.
Александр Житинский заканчивает свою повесть такими словами: «У меня есть моя гитара и жизненный опыт всех вариантов, которого нет ни у кого. Чтобы спеть обо всём, что я знаю, не хватит всей новой жизни, которая дана мне теперь как бы в подарок, как добавочное время в футболе, когда в основное время результат не определился. Я перебираю струны, обозреваю варианты судьбы и всех своих двойников, находящихся в разных пространствах. Художнику должны открываться все горизонты жизни одновременно. Я хочу стать художником, хотя понимаю, что одного жизненного опыта, пускай даже причудливого, недостаточно. В сущности, человеку нужна всего одна жизнь, других не надо».
Автор: Александр Клименков