GTD / Вопросы Леонардо да Винчи

в 16:31, , рубрики: вопросы, мозговой штурм, принятие решений, метки: , ,

Здравствуйте!
Это вторая из трех статей о техниках анализа проблем и принятия решений (первая здесь).
Сегодня речь пойдет о технике, которая называется «Вопросы Леонардо да Винчи» и является скорее способом мозгового штурма.
Откуда такое название? По непроверенной информации метод этот появился после расшифровки и анализа дневников гения, в которых и было найдено описание, а также следы неоднократного применения данного метода.
Основное его преимущество в том, что он не требует практически никаких материальных ресурсов, а временные затраты окупаются сразу.
С помощью этой техники вы можете анализировать все, что угодно, начиная от кусочка кода, заканчивая книгой, которую вы хотите написать. Я, например, последний раз использовал ее перед составлением презентации, целью которой была продажа идеи внедрения некой системы для сотрудников руководящего состава.
Примеров в этой статье не будет по двум причинам.
1. Пример в первой статье оказался крайне неудачным
2. Текст получился бы слишком громоздким, если бы я использовал хотя бы один пример (сейчас поймете почему)
Всех заинтересовавшихся прошу под кат.
Нам понадобится ручка и несколько листов бумаги.1. Сформулируйте вопрос, проблему или задачу
Все техники начинаются с этого, однако здесь формулировкой может быть просто объект, над которым вы работаете.
Например: «Презентация системы управления эффективностью», «Написать сборник детских рассказов», «Алгоритм сортировки» и т.д.
Запишите полученную формулировку в верхней части первого листа. Написали? Идем дальше.2. Напишите 100 вопросов, относящихся к вашей проблеме (задаче, объекту )
100 – число не маленькое и на этом этапе придется изрядно потрудиться.
Есть одно главное правило – не отрываться. Отключите все, что может вам помешать, останьтесь наедине со своими мыслями.
Через некоторое время вопросы перестанут формулироваться быстро, но дописать до ста все же будет нужно.
Можно воспользоваться 2-мя простыми техниками – «вопросы в потоке» и «ответ-вопрос».
Суть первой (ее часто используют тренеры, коучи и переговорщики) в одном предложении состоит в том, что каждый следующий вопрос «цепляется» за предыдущий.
Приведу небольшую цепочку вопросов из своего случая с презентацией, чтобы проиллюстрировать данную технику.
«Для кого будет проводиться эта презентация?» — «Каков опыт использования подобных систем у этих людей?» — «Если он разный как одинаково эффективно отработать запросы людей с разным опытом?» — «Что я могу предложить людям с маленьким опытом?» — «С большим? » …
Смотрим внимательно на предыдущий вопрос и стараемся понять, что из него вытекает и как это облечь в следующий вопрос.
В процессе задавания вопросов к вам будут сами собой приходить ответы на некоторые из них – переформулируйте ответы в новые вопросы (то есть сделайте вид, как будто ответ не получен). Такой метод и называется «ответ-вопрос».
Итак, через некоторое время у вас будет 100 записанных вопросов (может и больше, главное – не меньше). Самое время передохнуть? Нет, все только начинается.3. Сгруппируйте вопросы
Объедините вопросы по смыслу в 10 групп. Не нужно переписывать их еще раз, можно просто выписать на отдельный лист бумаги их номера. Скорее всего, это займет у вас чуть больше времени, чем составление самих вопросов. Если у вас получится меньше 10 групп – ничего страшного. В этой части упражнения, в отличие от предыдущей главное – не переборщить.
Сгруппировали? Вперед на последний этап.4. Задайте новые вопросы
Не пугайтесь. Их будет всего 10. Уже догадались, откуда они возьмутся? Совершенно верно! Из полученных 10 групп.
На этом этапе вам необходимо задать к каждой группе один емкий вопрос, ответ на который буде включать ответы на вопросы всей группы.
Итогом выполнения упражнения будут 10 емких вопросов, ответы на которые дадут полное описание ситуации.5. И что с этим делать?
Решать вам. Возьмите эти вопросы на совещание, задайте коллегам или близким, поищите ответа в интернете. Или сделайте так, как я.
Я повторяю эти вопросы много раз про себя для того, чтобы как можно лучше запомнить их и отправляюсь гулять.
Механическая работа (в моем случае ходьба) способствует активизации мозговой деятельности, поэтому иногда ответы приходят сами собой пока мозг работает «в фоновом режиме», иногда являются результатами тщательного анализа и поиска.
Здесь главное – не забыть взять на прогулку блокнот и ручку.
P.S. Данная методика описана в книге М.Д.Гелба «Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи».
Следующая статья будет посвящена методу «ЗD — анализ».

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js