Привет!
Сегодня хочу поговорить о презентациях. В основном о тех, которыми докладчики на конференциях подкрепляют свои увлекательные выступления. Если коротко резюмировать то, о чем я расскажу, то получится следующее утверждение: презентация — это хорошо, много текста — это плохо, (но если очень хочется, то можно, главное — знать, как это все оформить).
Почему много текста — это плохо? Ну давайте представим: вы — зритель, спикер начинает выступление, вы даже его слушаете и вникаете, но вот после титульного слайда на экран вываливается простыня текста. Разумеется, вы начинаете ее читать. А спикер говорит. А вы читаете. А он говорит. Спустя минуту вы наконец одолели первые пару строк с экрана и даже что-то поняли. А о чем там сейчас говорил спикер, не подскажете? Короче, вы уже поняли, к чему это я: при такой подаче зритель ни текст не осилит, ни спикера не услышит, ему придется выбирать — что важнее? А как тут выбрать? Поэтому, чтобы не ставить ваших зрителей перед дилеммой, давайте разберемся, что в тексте презентации быть должно, а от чего лучше избавиться.
Краткость, как говорится, сестра
Чтобы облегчить себе задачу по «прополке» текста, можете даже считать его врагом. Ваша задача — победить эту орду букв, оставить только самые-пресамые, без которых вообще будет ничего не понятно.
Запомните основной принцип: слайды — не конспект вашего выступления, а его визуальное дополнение. Они должны подкреплять вашу речь, а не дублировать. Вы рассказываете о чем-то интересном, а на слайде — стена текста, которую аудитория вынуждена читать вместо того, чтобы слушать вас. Результат предсказуем: скука и раздражение.
Кстати, факт на заметку. Есть такой Закон Миллера: человек может удерживать в фокусе внимания примерно 7 (плюс-минус 2) единиц информации. Рекомендую ознакомиться, это довольно интересно.
Один слайд — одна мысль
И лучше всего, если эта мысль (в концентрированной форме) будет отражена в заголовке. Как этого добиться? Перед составлением презентации перечитайте свой доклад и составьте по нему план — каждый пункт основная идея фрагмента. Чётко и лаконично. И вот у вас готов базовый список слайдов и заголовков к нему.
Разумеется, одним заголовком вы ограничиться не захотите. Вы ведь готовились к выступлению и насобирали много важной информации. Поэтому вот вам приблизительный ориентир: постарайтесь уложиться примерно в 300 символов (с пробелами). Да, придется выбрать самое-самое, зато эти самые главные и значимые мысли будут на виду. Сокращайте, как говорится, до смысла. А остальное вы расскажете устно. Кроме того, тогда у вас не будет искушения повернуться к аудитории спиной и читать со слайда (это очень некрасиво, лучше подготовьте шпаргалки-карточки). В общем, пишите в информационном стиле: кратко, четко, по существу.
Сила образов
Еще один способ избавиться от скучных букв на слайде – картинки. Точнее всякие визуальные образы того, о чем вы рассказываете. Кстати, от сложных графиков и таблиц тоже лучше отказаться. Обратитесь к инфографике. Инфографика позволит быстрее и легче донести информацию до аудитории, используя знакомые образы. График зрителям придется анализировать, сравнивать параметры с легендой, а инфографика интуитивно понятна. Уберите лишние цифры и подписи, проиллюстрируйте крупной цифрой или подходящим изображением основные данные.
Разделяй и властвуй
Если информации много, не пытайтесь уместить все на одном слайде. Разбейте ее на несколько слайдов, каждый из которых будет посвящен отдельной мысли или аспекту. Чтобы было проще ориентироваться, можно добавить рубрикатор в верхней части экрана. Лучше больше слайдов с малым количеством информации, чем один перегруженный.
Текст в пределах одного слайда тоже старайтесь разделить. Списки, блоки и т.д. Людям проще усваивать информацию, которая по какому-то принципу сгруппирована. Есть мнение, что лучше всего усваивается разбитие по три элемента, так проще запоминать.
Неделимое
А что делать, если вам все-таки жизненно необходимо впихнуть на один слайд большой кусок текста? Допустим, это цитата или утверждение, которое вы хотите обсудить с аудиторией. Что ж, воля ваша. Но, пожалуйста, дайте тогда зрителям время. Так и скажите: «Мне бы хотелось, чтобы вы познакомились с этим материалом. Прочитайте, пожалуйста, в следующие несколько минут я не буду вам мешать, а потом мы продолжим». (Только учтите это время заранее при планировании тайминга выступления.) Аудитория спокойно себе читает, не пытаясь одновременно услышать и вас, а вы пока собираетесь с мыслями.
Чем проще, тем лучше
Уберите сложные формулировки, профессиональный жаргон (если аудитория с ним не знакома) и уж точно избавьтесь от канцеляризмов. Максимально высушите текст, убрав все лишнее: вводные слова, слова-паразиты, смысловые повторы. Ваш идеал — тезисы.
Кстати, старайтесь использовать одинаковые термины для обозначения одних и тех же понятий на протяжении всей презентации, чтобы не путать аудиторию. А если используете аббревиатуры, названия или какие-то особенные термины, обязательно расшифровывайте и поясняйте их.
Что ж, теперь немного отвлекусь от смыслов и затрону немного «околотекстовое».
Читаемость и визуальная гармония
Выбор шрифта — это важно. Вам хватит двух-трех шрифтов: один для заголовков, другой для основного текста, третий для чего-то особенного. Отдавайте предпочтение простым, легко читаемым шрифтам без засечек. Размер шрифта должен быть достаточно крупным для комфортного чтения с экрана (не менее 22 пунктов). Убедитесь, что текст хорошо контрастирует с фоном слайда.
И не забывайте о «белом» пространстве. Оставьте достаточно пустого места вокруг текстовых блоков, чтобы информацию легче было воспринимать. Не забывайте про отступы, межстрочные интервалы и разделяйте текст на короткие смысловые блоки.
Выделяем главное
Ключевую информацию визуально акцентируем. Выделяйте важные слова или фразы цветом (в границах гармонии с цветовой схемой презентации) или жирным шрифтом. А вот с курсивом осторожно — его плохо видно и трудно читать. Если уж очень он вам нужен, сделайте его хотя бы жирным. Однако не злоупотребляйте выделением, иначе будет непонятно, что из важного важнее и куда вообще смотреть.
Невысказанное
Если вы понимаете, что хочется поделиться с аудиторией гораздо большим объемом знаний, чем вмещает в себя тайминг выступления, подготовьте дополнительные материалы и добавьте QR-код, ведущий к ним, в свою презентацию, на последний слайд. Там могут быть как раз полные таблицы и графики (на основании которых вы сделали инфографику в презентации), все цитаты, которые вы сочтете нужными для ознакомления, куски кода, списки литературы, да хоть ссылки на видеоуроки. Можно даже вторую версию своей презентации сделать, расширенную, и разместить там. Это тоже разгрузит и ваше выступление, и вашу совесть — вы точно сможете поделиться всем, чем хотели, даже если устно это не проговорили.
Разумеется, этот список советов нельзя назвать исчерпывающим. Если углубляться, найдется еще немало важных мелочей. Но, как мне показалось, это самое главное, что касается смыслов и текста в презентации.
Что ж, спасибо за внимание!
Желаю вам увлекательных конференций, успешных выступлений и лояльной аудитории. =)
Автор: belyiz