Говорят, что в жизни достаточно прочитать одну книгу… но чтобы найти ее, придется перечитать несколько сотен других. «Визуальное
Перечислю 5 своих находок
Главная задача автора — научить решать проблемы с помощью визуального
Для решения этой задачи Дэн Роэм предлагает пройти все этапы визуального
- обнаружение идеи (как улучшить способности смотреть и видеть),
- развитие идеи (как во всей зрительной информации увидеть конкретные образы, которые используются для решения проблемы),
- популяризация (как показывать свои рисунки другим людям).
Эти этапы и оказались первой находкой в книге. Меня поразило, насколько просто все устроено и как работает этот механизм на практике (кстати, автор на 100% ориентирует на практику и не дает никакой «посторонней» информации).
Эти этапы лежат в основе композиции книги:
Часть первая «Решение проблем путем их визуализации»: введение в суть вопроса, механизм визуального
Второй моей находкой стала идея о том, что «успешность визуального
Дэн Роэм — обладатель ученых степеней в области искусства и биологии — ведет читателя тем путем, который проходит наш
Сначала мы смотрим на данные, на максимальное количество собранной информации. Затем, начинаем отбирать нужные объекты, «вглядываться».
На этом этапе (находка номер 3) мы узнаем, что все проблемы (их визуальное воплощение) можно описать, ответив на шесть вопросов. Все, что мы видим вокруг, это 6 категорий: кто/что, сколько, где, когда, как и почему. Люди от природы находятся в этих рамках, наши глаза и
Скорость зрения и визуальной обработки информации объясняется «прекогнитивной обработкой информации» (
Автор утверждает, что на этапе «смотрения» нужно ответить на один главный вопрос
из этих 6-ти. От этого будет зависеть успешность развития образа и его показа — то есть объяснения идеи другим людям.
Так, визуальное воспроизведение ситуации помогает понять причины происходящего.
После того, как мы сфокусировали зрение (и
Преимущество образов перед словами в скорости их обработки, в том, что
Собранные (изображенные) данные и их сфокусированное рассмотрение запускают процесс воображения (третий этап визуального
Передавая «чистые» идеи автора, я не отметил, что автор эти идеи иллюстрирует примерами из жизни, описывает ситуации и проблемы (в основном из бизнеса), которые удалось решить с помощью рисунков.
Увидев то, что было скрыто в потоке информации, мы можем показать это другим. И доказать, используя визуальный язык, понятный и близкий каждому с рождения. Тем более, что «успешность визуального
Для эффектного показа своей идеи людям достаточно сфокусироваться на ответе на один из этих вопросов (на вопросе, который интересен аудитории) и использовать соответствующий тип рисунка (инфографики). Это будет идеальным соответствием информации и формы ее выражения. Показ идеи природным, естественным, быстрым и понятным для других людей способом.
Оригинальное название книги «The Back of the Napkin: Solving Problems and Selling Ideas with Pictures» — «Обратная сторона салфетки: решение проблем и продажа идей с помощью рисунков». Автор говорит о рисовании своих идей в любом месте и в любое время, например, на обороте салфетки при встрече с бизнес-партнерами в кафе. Доказывает, что рисовать может любой человек, ведь все образы состоят из простых, базовых элементов — окружность, квадрат, линия (стрелка), треугольник.
Несмотря на то, что речь в книге идет о рисовании, метод работы с образами более чем универсален. Он реализуется в схеме, инфографике, обучающем или рекламном видео, презентации идей и т.д. Пятой находкой для меня стал процесс показа рисунка, демонстрации. Сделать красивый визуальный образ недостаточно. Нужно его правильно продемонстрировать. И завершение визуализации — показ — вновь соответствует этапам визуального
Описываются источники информации (авторитетность, достаточное количество), указываются границы, оси координат, критерии оценки объекта, далее внимание зрителей фокусируется на предмете анализа (отклонениях от средних величин, выдающихся качествах предмета) и на том, о чем это говорит, как помогает решить проблему. Простой показ самого качественного, проработанного образа может ничего не дать. Необходимо «смотреть вслух».
В книге «Визуальное мышление» много других великолепных идей. Например, три типа зрителей-визуалов:
- «черная ручка» (1/4 всей аудитории, рисуют с нуля, любят зрительные метафоры),
- «желтая ручка» (1/2 аудитории, дополняют и выделяют что-то на рисунке, подчеркивают, отмечают интересные аспекты, комментируют),
- «красная ручка» (1/4 аудитории, критикуют, перерисовывают, любят факты и цифры).
Серия вопросов для проработки образа — «визуальный эквалайзер» (простота или детализация, качество или количество, видение или исполнение, сравнение или индивидуальные характеристки, статус кво или изменение).
И многое другое, о чем нет смысла рассказывать, это можно понять только при самостоятельном прочтении книги. Я лишь бросил друг за другом пять сверкающих золотых монет, чтобы показать дорогу к настоящему сундуку с сокровищами. Главное для меня открытие в этой книге оказалось созвучным с идеями других легендарных визуальных мыслителей (художников, исследователей): ключ ко всему — это умение смотреть и видеть, созерцание.
Автор: meteor-city