Как научиться видеть мозгом. Рецензия на книгу «Визуальное мышление» Дэна Роэма

в 11:31, , рубрики: анализ информации, визуализация, визуальное мышление, графический дизайн, дэн роэм, презентация, рецензия на книгу, типы инфографики, метки: , ,

Говорят, что в жизни достаточно прочитать одну книгу… но чтобы найти ее, придется перечитать несколько сотен других. «Визуальное мышление: как «продавать» свои идеи при помощи визуальных образов» — как раз та единственная книга. Она будет интересна и полезна каждому, кто интересуется визуализацией, искусством, восприятием, особенностями собственного мышления. Несмотря на слово «продавать» в названии, книга гораздо шире, чем описание бизнес-процессов или методик продаж, и это делает ее универсальной. Она ответит на десятки сложных (теоретических) вопросов, научит (на практике) смотреть, видеть, воображать и показывать. Понять из книги можно многое, читать и перечитывать, изучать иллюстрации (хорошие, простые иллюстрации) и каждый раз находить что-то удивительное.

Перечислю 5 своих находок

image

Главная задача автора — научить решать проблемы с помощью визуального мышления. Точнее, не научить, а вспомнить естественную природную способность видеть картину, воображать, развивать образы и делать на этой основе выводы.

Для решения этой задачи Дэн Роэм предлагает пройти все этапы визуального мышления:

  • обнаружение идеи (как улучшить способности смотреть и видеть),
  • развитие идеи (как во всей зрительной информации увидеть конкретные образы, которые используются для решения проблемы),
  • популяризация (как показывать свои рисунки другим людям).

Эти этапы и оказались первой находкой в книге. Меня поразило, насколько просто все устроено и как работает этот механизм на практике (кстати, автор на 100% ориентирует на практику и не дает никакой «посторонней» информации).

image

Эти этапы лежат в основе композиции книги:

Часть первая «Решение проблем путем их визуализации»: введение в суть вопроса, механизм визуального мышления. Вторая часть — «Правила и инструменты визуального мышления» (этапы посмотреть, увидеть); третья — «Практика применения визуального мышления в бизнесе» (этап вообразить) и четвертая — «Популяризация идей» (этап показа). Приложение — «Научные основы визуального мышления» — оказалось не менее интересным, чем само содержание книги.

image

Второй моей находкой стала идея о том, что «успешность визуального мышления не зависит от художественного таланта или образования». Многие коллеги (преподаватели) не используют в работе мощный инструмент визуализации информации, боясь того, что не умеют рисовать. И вот я нахожу средство против этих страхов (и автор доказывает его несколько раз на протяжении всей книги): «визуальное мышление — это прежде всего умение думать». Главное — собрать информацию, сфокусироваться, развить идею, после чего этап показа будет простым и естественным.

Дэн Роэм — обладатель ученых степеней в области искусства и биологии — ведет читателя тем путем, который проходит наш мозг, воспринимая зрительные образы.

Сначала мы смотрим на данные, на максимальное количество собранной информации. Затем, начинаем отбирать нужные объекты, «вглядываться».

image

На этом этапе (находка номер 3) мы узнаем, что все проблемы (их визуальное воплощение) можно описать, ответив на шесть вопросов. Все, что мы видим вокруг, это 6 категорий: кто/что, сколько, где, когда, как и почему. Люди от природы находятся в этих рамках, наши глаза и мозг анализируют все в мире, вписывая в рамки времени и пространства. Механизм очевиден, если наблюдать за детьми, но со временем забывается взрослыми. Но работает всегда.

Скорость зрения и визуальной обработки информации объясняется «прекогнитивной обработкой информации» (мозг это уже видит и обрабатывает, но мы еще этого не осознаем). Увидев объект, мозг определяет, кто или что это (живое, опасное, съедобное, движущееся и т.д.), затем — сколько этого (много или один), где это (далеко, близко, вертикально, горизонтально), когда (что-то произойдет с объектом или с нами), как он устроен и почему это произойдет (или не произойдет, причины).

Автор утверждает, что на этапе «смотрения» нужно ответить на один главный вопрос
из этих 6-ти. От этого будет зависеть успешность развития образа и его показа — то есть объяснения идеи другим людям.

Так, визуальное воспроизведение ситуации помогает понять причины происходящего.

image

После того, как мы сфокусировали зрение (и мозг) на определенном объекте, выбрали вопрос, который интересует нас больше всего (например, задав вопрос «кто?», анализируем всю информацию о значимых качествах объекта, чтобы составить его максимально четкий «портрет»). Чем больше информации собрано, тем четче и точнее мы сможем ответить на нужный вопрос, «подтянув» все релевантные факты и данные.

Преимущество образов перед словами в скорости их обработки, в том, что мозгу привычнее образная форма обработки информации. Так мы можем изменять сочетание объектов, последовательность, отношения с другими объектами и сразу «увидеть» ответ на интересующий нас вопрос.

image

Собранные (изображенные) данные и их сфокусированное рассмотрение запускают процесс воображения (третий этап визуального мышления). Это момент открытия, «эврики». Появляется возможность увидеть (предсказать) то, чего не видно сразу: причины, закономерности, связи, тенденции, отклоняющиеся данные, выдающиеся объекты или качества и т.д.

Передавая «чистые» идеи автора, я не отметил, что автор эти идеи иллюстрирует примерами из жизни, описывает ситуации и проблемы (в основном из бизнеса), которые удалось решить с помощью рисунков.

image

Увидев то, что было скрыто в потоке информации, мы можем показать это другим. И доказать, используя визуальный язык, понятный и близкий каждому с рождения. Тем более, что «успешность визуального мышления проблемы не зависит от художественного таланта или образования». Главное — опора на шесть вопросов, перечисленных выше. Четвертая находка — это соответствие типов рисунков ответам на эти вопросы — портрет, блок-схема, карта, линия времени, диаграмма и график с переменными параметрами. Все многообразие проблем мы можем выразить с помощью 6-ти типов рисунков!

image

Для эффектного показа своей идеи людям достаточно сфокусироваться на ответе на один из этих вопросов (на вопросе, который интересен аудитории) и использовать соответствующий тип рисунка (инфографики). Это будет идеальным соответствием информации и формы ее выражения. Показ идеи природным, естественным, быстрым и понятным для других людей способом.

image

Оригинальное название книги «The Back of the Napkin: Solving Problems and Selling Ideas with Pictures» — «Обратная сторона салфетки: решение проблем и продажа идей с помощью рисунков». Автор говорит о рисовании своих идей в любом месте и в любое время, например, на обороте салфетки при встрече с бизнес-партнерами в кафе. Доказывает, что рисовать может любой человек, ведь все образы состоят из простых, базовых элементов — окружность, квадрат, линия (стрелка), треугольник.

image

Несмотря на то, что речь в книге идет о рисовании, метод работы с образами более чем универсален. Он реализуется в схеме, инфографике, обучающем или рекламном видео, презентации идей и т.д. Пятой находкой для меня стал процесс показа рисунка, демонстрации. Сделать красивый визуальный образ недостаточно. Нужно его правильно продемонстрировать. И завершение визуализации — показ — вновь соответствует этапам визуального мышления, который проговаривается перед аудиторией так, как его проходил автор визуальной идеи — куда смотрел, что увидел, что вообразил и что это все означает (как или почему работает).

Описываются источники информации (авторитетность, достаточное количество), указываются границы, оси координат, критерии оценки объекта, далее внимание зрителей фокусируется на предмете анализа (отклонениях от средних величин, выдающихся качествах предмета) и на том, о чем это говорит, как помогает решить проблему. Простой показ самого качественного, проработанного образа может ничего не дать. Необходимо «смотреть вслух».

image

В книге «Визуальное мышление» много других великолепных идей. Например, три типа зрителей-визуалов:

  • «черная ручка» (1/4 всей аудитории, рисуют с нуля, любят зрительные метафоры),
  • «желтая ручка» (1/2 аудитории, дополняют и выделяют что-то на рисунке, подчеркивают, отмечают интересные аспекты, комментируют),
  • «красная ручка» (1/4 аудитории, критикуют, перерисовывают, любят факты и цифры).

image
Серия вопросов для проработки образа — «визуальный эквалайзер» (простота или детализация, качество или количество, видение или исполнение, сравнение или индивидуальные характеристки, статус кво или изменение).

И многое другое, о чем нет смысла рассказывать, это можно понять только при самостоятельном прочтении книги. Я лишь бросил друг за другом пять сверкающих золотых монет, чтобы показать дорогу к настоящему сундуку с сокровищами. Главное для меня открытие в этой книге оказалось созвучным с идеями других легендарных визуальных мыслителей (художников, исследователей): ключ ко всему — это умение смотреть и видеть, созерцание.

image

Автор: meteor-city

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js