Под катом Джесс Эдди рассказывает как презентовать дизайн "недизайнерам", заказчикам или другим заинтересованным лицам и как получить от них реальную и полезную обратную связь.
Дизайнеры проводят много времени, презентуя и анализируя свои работы с другими. Как же сделать это успешно? Как гарантировать, что вы ведете диалоги правильно, да и вообще говорите о том что нужно? Во время презентации, чуть ли не самой важной частью является, подготовка почвы для получения обратной связи. К сожалению, большинство людей не знают как правильно давать фидбек, из других же его нужно выбивать постоянными напоминаниями. За годы презентаций своих работ клиентам и коллегам я собрала список рабочих советов, которые помогут проводить презентации гладко и получать реальную обратную связь от аудитории.
1. Какую проблему вы решаете?
Дизайнеры призваны решать проблемы языком дизайна. Когда вы представляете макет или прототип, проблема, которую вы решаете, может быть не совсем очевидной. Объясните проблему и сделайте ее максимально понятной для всех, чтобы дать лучшее понимание вашего дизайнерского решения. Люди, которым вы презентуете работу, будут рассматривать её с точки зрения своего опыта, поэтому понимание решаемого вопроса необходимо для получения хорошей обратной связи.
2. На кого ориентировано ваше решение?
Во время работы над дизайном мы всегда должны понимать нашу целевую аудиторию. Проектируемый продукт, может быть ориентирован на разных людей и их различные потребности. Презентуя свою работу нужно дать понять слушателям на кого она ориентирована и чьи проблемы призвана решать. Помните ― вы разрабатываете для людей, которые не всегда могут присутствовать на презентации, поэтому постарайтесь описать образ вашего идеального пользователя.
Я ведущий дизайнер в стартапе edTech из Сиднея и мы работаем над онлайн средой обучения, где студенты общаются с преподавателями с помощью онлайн уроков. Мало того, что у нас есть два кардинально разных типа пользователей (преподаватели и студенты), так студенты ещё и классифицируются по возрасту (3-12 класс) и интересам (химия, английский язык, математика). Нам удалось предоставить продукт, который хорошо подходит для всех учащихся, но некоторые части могут быть действительно эффективны только в контексте определенного предмета или возрастной группы. Я всегда забочусь о том, чтобы донести это команде на этапе разработки и слушателям во время презентации.
3. Что ваши решения дают пользователю?
Целью разработки дизайна является увеличение значимости продукта для клиента и/или облегчение работы с ним (по крайней мере в теории). Мы достигаем этого, предоставляя правильные функции правильным образом. Существует такой подход, чтобы дать почувствовать себя супергероями путем предоставления им возможностей, которых у них не было раньше. Это работает, так как это делает клиентов счастливыми и в свою очередь полезно для бизнеса. Убедитесь, что вы доносите мысль, о ценности вашего дизайна для клиентов.
4. Какие у вас ограничения?
Мне нравится определение дизайна:
"Дизайн ― это решение проблемы в контексте определенных ограничений"
Майк Монтейру
Именно, и если вам тоже по душе эта идея ― распечатайте и повесьте на стену.
Контекст во многих областях очень важен для успешного представления и распространения информации о работе. Когда мы проектируем, всегда существуют какие-то ограничения, они могут быть связаны с технической реализацией, временными рамками, прикладываемыми усилиями, мотивацией бизнеса и т.д. Ограничения двигают ваши проекты в определенных направлениях, и полезно осветить эти пути для всей аудитории слушателей.
Естественно, что люди (и дизайнеры и нет), предложат альтернативные решения того, что предлагаете вы. Это человеческая природа и это часть совместной работы. Не нужно расстраиваться из-за этого и стоит объяснить, что такие решения были приняты исходя из ограничений. Если заявить об этом до получения обратной связи, то люди с меньшей вероятностью представят не рабочие альтернативные решения, в силу их полной осведомленности в ситуации.
У всего на экране есть цель и причина быть там и только вы знаете ― почему вы приняли конкретные дизайнерские решения. Ваша задача ― донести эти доводы до всех, а также быть готовыми ответить на все вопросы.
5. Объясните UX жаргон
И снова ― не все разделяют ваш опыт и знания в конкретной предметной области. Если вы используете термины о UX в своей презентации, убедитесь, что они понятны для всех. Например, если вы говорите о такой теме, как Web Accessibility, которая разделяется на много слоев и отраслей, то укажите какую именно часть вы поддерживаете в вашей работе. Также в UX присутствует большое количество собственных терминов, для описания действий: карта путей пользователя (user journey map), пользовательские сценарии (user flows). Объясните, хотя-бы на базовом уровне, что они значат. Дизайнеры, большую часть времени ― это координаторы и учителя!
Однажды я спросила в Твиттере: "Что из UX жаргона, вам чаще всего приходится объяснять?":
- Анализ удобства (Usability analysis)
- Карта путей пользователя (User journey map)
- Микро-взаимодействие (Micro-interactions)
- Когнитивное прохождение (Cognitive walkthrough)
- Когнитивная нагрузка (Cognitive load)
- Ментальная модель (Mental model)
- Эвристическая оценка (Heuristic evaluation)
- Возможности взаимодействия (Affordance)
6. Формат обратной связи
Когда клиенты дают отзыв о вашем дизайне, они, зачастую, предлагают свои альтернативные решения. В таких ситуациях я всегда спрашиваю:
- Какая мотивация тех или иных изменений?
- Какую проблему они пытаются решить?
- Что именно им не подходит в моем решении?
Любые решения не несут смысла без надлежащего контекста и понимания того, зачем они нужны. Предлагать быстрые идеи легче, чем понять реальную проблему и поискать лучшее решение для нее.
7. Иногда полезно показать процесс проектирования
Если клиент был вовлечен в процесс разработки, значит вам повезло, и скорее всего вам не придется объяснять, как и почему вы приняли определенные решения. Однако бывают и противоположные случаи, когда ваши слушатели ничего не понимают и тогда лучше рассказать немного о процессе. Возможно, вы перепробовали много предложений от клиента или других заинтересованных сторон, которые, мягко говоря, не сработали, и лучше бы показать или объяснить ― почему вы их отвергли или поддали редактуре. Показ того, что вас привело к принятому решению, позволит вашей аудитории увидеть решение так же, как и вы.
Знаем мы эти пожелания клиентов о семи красных линиях
8. Передайте формат встречи
Если у вас есть определенный формат встречи, убедитесь, что все знают. Будучи консультантом, я работала над составлением расписания мероприятий и давала оценку времени, на каждую часть события. Это излишне для большинства встреч, так как многие встречи просто не требуют такого уровня детализации.
Возможно, вы хотели бы пройтись по всей презентации, прежде чем начать сессию "Вопрос/Ответ". Или же вы планируете отвечать на вопросы по ходу презентации (что обычно более эффективно, но сложнее в реализации). В любом случае, независимо от вашего формата, сообщите об этом людям в начале встречи!
9. Рассказывайте истории, но избегайте долгих вступлений
Сведение вашей работы в большую и целостную историю может помочь с донесением контекста и подготовить аудиторию к решениям, которые вы собираетесь представить. Тем не менее, очень легко потерять внимание людей, ведь их цель это увидеть вашу работу. Избегайте длинных и скучных вступлений, и лучше продумайте её заранее.
За способами создания историй можно обратиться к журналистике. Одним из методов является "перевернутая пирамида", согласно которой, вы сообщаете самую важную информацию вначале, а затем дробите её на мелкие части углубляясь в детали. Неспособность упомянуть наиболее интересные и привлекающие внимание детали истории во вступительных абзацах называется "похоронами лидерства".
10. Разбейте ваш пользовательский интерфейс на составные части
Если вы представляете большую часть работы, для аудитории это может быть слишком тяжело для восприятия. Попробуйте разбить ваш дизайн на его составные части и представить их по отдельности, прежде чем показывать картину целиком. Особенно, если есть части дизайна, лежащие в основе целого и которые требуют отдельного обсуждения. Такой подход позволит слушателям иметь четкое представление о всём дизайне вцелом, и как он работает.
11. Не теряйтесь с трудными людьми
Надеюсь, вы работаете в благоприятной и заботливой обстановке. Независимо от того, иногда вещи просто становятся напряженными, а определенные слушатели могут быть трудными. Возможно, они агрессивны или чрезмерно напористы по любой причине. Как докладчик, вам нужно быть профессионалом и всегда сохранять спокойствие, но это не значит, что вы должны полностью мирится с его поведением.
Отстаивайте себя будучи прямым. Будьте прямолинейны, отвечайте фактами, и будьте ясны и кратки. Если кто-то пытается помешать вам, попросите не прерывать вас и дать возможность объяснить свою точку зрения. В зависимости от размера комнаты, вашей близости с собеседником и вашего положения (стоите или сидите), вы всегда можете отойти от неприятностей и перевести внимание в другое место.
Вы можете сделать это!
Презентация работы может быть очень увлекательной и если делать её качественно, то это создает уверенность в себе, как в профессионале. Потратьте немного времени, чтобы подумать о слушателях, о представляемой работе и вашем подходе в целом. Разберитесь в целях и проблематике вашего дизайнерского решения. Подумайте, как привлечь внимание людей в начале презентации и какой формат лучше всего подходит для работы, которую вы демонстрируете. Наладьте процесс обратной связи, в котором вы очень четко определите её тип и формат, чтобы помочь людям дать лучшую обратную связь.
Джесс Эдди ― дизайнер цифровых продуктов и управляет UI Goodies, каталогом ресурсов для дизайнеров. Как часть UI Goodies, она также выпускает Руководства, которые помогут вам найти лучшие ресурсы в зависимости от ваших потребностей. Джесс живет в Сиднее, Австралия, и работает в сфере образовательных технологий, помогая ученикам 3-12 классах получать образование онлайн.
Автор: Alexandr Tovmach