Есть такая игра — Diablo. В её третью часть я похоронил много часов своей жизни. Ни о чём не жалею, было весело. Кстати, раз уж об этом зашла речь: когда я раньше в неё заигрывался, то иногда думал, что это что-то плохое — вот так сливать время в компьютерные игры. А сейчас, когда по каким-то необъяснимым физиологическим причинам с каждым годом получаю от них всё меньше радости, с тёплой ностальгией вспоминаю старые добрые тысячи игровых часов, полных веселья и удовольствия. И ни о чём не жалею.
В общем, в Diablo 3 некоторое время существовали аукционы. Один за внутриигровую валюту, другой за реальные деньги. Так как игроков было очень много, финансов в этих аукционах было тоже довольно много. Некоторые сделки доходили до десятков тысяч долларов. И как-то меня эта тема зацепила, и я решил попробовать тоже заработать немножко золота. Да, именно внутриигровой валюты. Почему-то меня не тянуло к реальным деньгам (и, пожалуй, зря).
Думаю, что потратил не меньше тысячи часов, прежде чем во всём разобрался. После тысяч проб и ошибок, чтения появлявшихся тут и там инструкций от других игроков и систематизации всех этих знаний, я понял, как всё работает. Понял, откуда без особых временных затрат достать первые сто тысяч золота. Как превратить их в миллион, в десять миллионов, в сто миллионов. Наконец, как добраться до первого миллиарда и увеличивать его на ежедневной основе.
На аукционе в Diablo действовали правила, похожие на правила реальных аукционов. Когда на твоём аккаунте оказывалось больше миллиарда — это уже был капитал. И если до этого, чтобы заработать миллион, нужно было проворачивать десятки и сотни сделок, то теперь достаточно было потратить несколько минут, чтобы быстренько купить недооценённую вещь за десять миллионов и продать за пятнадцать. Знания, которые я получил в этой игре, помогают мне и по сей день.
В какой-то момент я решил сделать так, чтобы знания эти никуда не пропали, пошёл на официальный форум Diablo и написал инструкцию для новичков. Огромную, системную инструкцию, разбитую на этапы, на размеры капиталов и на конкретные описания что, когда и как надо делать, чтобы добраться до заветного миллиарда. На момент написания инструкции у меня на балансе было около двадцати миллиардов золота, что было эквивалентно двум тысячам евро в реальных деньгах, которые я мог в любой момент обменять на соседнем аукционе и вывести.
Многие участники форума благодарили за информацию, кто-то жаловался на много букв, а также находились такие, кто ругал меня за то, что после таких публикаций прибегут новички и будут создавать ненужную конкуренцию. Но ничего подобного не произошло. Инструкция помогала лишь тем людям, которые и без меня достигли бы результата. Просто со мной им не пришлось бы тратить 1000 часов. Хватило бы и пары сотен. Да только и пара сотен часов — это порог, который преодолеют единицы.
И это стало одним из ярких подтверждений того, что я могу смело делиться информацией о чём-то полезном, понимая, что моими советами воспользуется слишком мало людей, чтобы это угрожало моей конкурентоспособности. Да что уж там! Никто не будет осваивать метод слепой десятипальцевой печати, чтобы сэкономить несколько месяцев своей жизни. Потому что это десятки часов работы. Никто не реализует идею или проект, если я расскажу о них окружающим. Потому что это сотни часов работы и денег. И отсутствие гарантии результата. И даже если у кого-то есть бесконечное количество денег, то для реализации проектов всё равно нужны компетентные люди, которых днём с огнём не сыщешь.
Люди занимаются своими делами, обладают ограниченными ресурсами. Никто не ходит и не выискивает способов добиться результатов, если эти результаты требуют трудов. А вот добиться результатов без трудов — тут желающих много. И именно поэтому процветают продажи товаров и услуг, обещающих мгновенный профит. Но в реальности так не бывает (за редкими исключениями).
Кстати, через год после публикации той инструкции оба аукциона Diablo 3 были закрыты разработчиками вместе с форумами, а мой золотой «капитал» превратился в тыкву.
Рассказ про Дьябло — это красивая иллюстрация. Моя основная профессия — проектирование интерфейсов (UX-дизайн). И на эту тему я также опубликовал огромное количество обучающих материалов. В частности о том, как делать прототипы в Axure. И с тех пор на фрилансе я ни разу не пересекался с дизайнером, который попытался бы скопировать мой подход. Люди решают с помощью моих материалов какие-то свои небольшие локальные задачи, благодарят и двигаются дальше.
Итак, почему я не боюсь плодить конкурентов, когда делюсь ценной информацией, связанной с профессией? Потому что ценной информации самой по себе недостаточно, чтобы появился конкурент. А если у меня уже есть конкуренты, то вряд ли они будут перестраивать свои процессы и привычки, услышав мои истории. А если и будут — то я в этот момент всё равно буду уже на несколько шагов впереди :)
А вот плюсов в распространении ценной информации несколько:
-
Рассказывая о чём-то в ретроспективе, я сам навожу порядок в своей голове. Плюс, чтобы объяснить что-то окружающим, иногда приходится подтянуть собственные базовые знания
-
Я повышаю свои узнаваемость и уровень доверия среди читателей, когда рассказываю о чём-то действительно прикладном и полезном. Чаще всего это рассказы о том, что я уже когда-то проделал сам и делюсь процессом и результатом (а не советы вроде «делай вот так — и будет тебе счастье»)
-
Многие честные профессиональные советы показывают, насколько на самом деле непроста моя профессия. И некоторые читатели, которые пытались с помощью моих материалов самостоятельно решить свои задачи, приходили к выводу, что проще всё-таки обратиться к автору и заплатить деньгами, нежели собственным временем
-
Бывало и так, что новички, обучавшиеся по моим материалам, получали в работу задачу, которая, как им казалось, была не по зубам — и рекомендовали меня (т.к. на тот момент именно я был тем «знакомым» человеком, который через тексты и видеоролики делился своим опытом и вводил в профессию)
-
Я чувствую себя хорошо, когда делюсь знаниями. Как будто пополняю некий виртуальный вклад, который никак не выражен в деньгах, но от этого не менее ценен. Уверен, многие тут меня поймут
Полезные ссылки:
Моя Книга нормального фрилансера. Бесплатная. Не учу жизни, а рассказываю, что делал в качестве фрилансера сам и что из этого получилось.
Ну и мой Телеграм-канал. Он про фриланс и проектирование интерфейсов.
Автор: Ekamelev