На Хабре уже были публикации о разработке архитектуры и оптимизации производительности РИБ 1C. В сети также много вопросов на тему 1С создание РИБ и 1С настройка РИБ. Мы же хотим сказать о другом аспекте использования распределенных информационных баз - длительность развёртывания нового узла. У одного из наших клиентов возникла необходимость существенного ускорения процесса создания новой информационной базы. Почему возникла такая задача, как мы ее решили и какие получили эффекты, рассказывает специалист по развитию бизнеса Анна Платонова.
Предпосылки ускорения процесса создания новых узлов РИБ
Потребность в сокращении длительности разворачивания новой информационной базы возникла у клиента Odyssey Consulting Group – торговой компании, использующей 1С:Предприятие конфигурация Управление торговлей 11 и работающей по 18 часов в сутки без выходных.
В процессе развития бизнеса клиента требовалось регулярно разворачивать новые информационные базы для торговых точек, используя встроенный механизм платформы 1С – РИБ. Со временем увеличение количества данных в центральной базе (центральный узел РИБ) начало негативно влиять на скорость создания новых баз. В результате продолжительность процесса разворачивания нового узла РИБ постепенно увеличивалась и перестала укладывался в доступное «технологическое окно» длительностью 6 часов в сутки – ограниченное временем работы торговых точек, расположенных практически во всех часовых поясах России от Дальнего востока до Калининграда.
При этом рабочая эксплуатация системы одновременно с разворачиванием образа нового узла РИБ была практически невозможна по следующим причинам:
-
останавливается обмен критичными бизнес-данными между центральным узлом с остальными узлами РИБ,
-
создается большая нагрузка на сервер центрального узла, замедляющая его работу.
Таким образом, возникли факторы, негативно влияющие на развитие бизнеса, для устранения которых требовалось существенно сократить время создания нового узла РИБ 1С 8.3.
Решение
Команда проекта рассмотрела несколько возможных вариантов решения проблемы:
-
существенное повышение производительности «железа» серверов
-
изменение архитектуры решения
-
ускорение процесса разворачивания нового РИБ
Первый вариант решения значительно увеличивал затраты, а для реализации второго варианта, помимо инвестиций, требовалось существенное время на перестройку архитектуры.
Поэтому выбрали путь ускорения процесса создания нового РИБ.
Изучив специфику конкретного клиента, выявили, что на скорость разворачивания РИБ существенно влияет требование создания общих НСИ для всех торговых точек (узлов РИБ). Состав НСИ каждого РИБ регулируется правилами регистрации данных к выгрузке в центральном узле. С учетом большого количества накопленных данных, типовой механизм тратил значительное время на анализ всей НСИ в базе и подготовку данных для выгрузки в новый узел.
Было найдено нестандартное решение: создать Эталонный подчиненный узел РИБ, который (как и рабочие подчиненные узлы торговых точек) будет постоянно обмениваться в штатном режиме с центральным узлом. Это позволяет поддерживать в актуальном состоянии Эталонный узел. При необходимости создать новый узел, достаточно просто скопировать Эталонный узел, произвести необходимые настройки в центральной базе и новом узле, после чего можно включить обмен.
Процесс разворачивания нового узла на основе Эталонного РИБ длится меньше 1 часа, вместо 8 - 12 часов по стандартной технологии.
Эффект от решения
Основным эффектом от сокращения времени разворачивание нового узла РИБ стало снижение рисков срыва плановых сроков открытия новых торговых точек. Ранее, когда создание новой базы РИБ 1С занимало от 8 до 12 часов и накладывалось на период работы других торговых точек, из-за высокой нагрузки на сервер, процесс мог завершиться неудачно после 8-10 часов работы, что приводило к необходимости «искать новое технологическое окно» для повторного создания базы и переносу сроков открытия торговой точки.
Дополнительными позитивными эффектами для бизнеса стали:
-
сокращение ночных дежурств сотрудников для контроля длительного процесса создания нового узла РИБ (распределенная информационная база 1С 8.3)
-
отказ от дорогостоящего обновления серверного оборудования ради решения одной задачи — создания новой базы (для ежедневной операционной деятельности компании текущего серверного оборудования достаточно)
Если вы также используете распределенные информационные базы 1С, поделитесь в комментариях, сколько времени занимает создание нового узла в вашей базе, требовалось ли ускорять этот процесс и как вы это делали.
Автор: odysseyconsgroup