Роскомандзор взял на себя повышенные обязательства по ограждению населения от экстремистской пропаганды. Теперь эксперты будут обязаны блокировать не только страницу с запрещённой информацией, но также все найденные копии, сообщают «Известия» со ссылкой на проект ведомственного приказа (разработан самим РКН).
Сейчас закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предписывает генпрокурору РФ или его заместителю немедленно отправлять требование о блокировке информации в интернете, которая призывает к участию в несанкционированных митингах. Кроме того блокируются призывы к массовым беспорядкам и экстремистской деятельности.
Представитель Роскомнадзора сообщил, что ранее его ведомство уже получало предписания о блокировке копий информации, теперь же процедура официально предусматривается проектом приказа. Близкий к Генпрокуратуре источник сказал, что предписания были выпущены к несанкционированному митингу 15 января в поддержку Алексея Навального. Однако приговор, внезапно для сторонних наблюдателей, был зачитан в декабре, с большим опережением графика. Митинг, приуроченный к приговору, решено было не проводить. Приказ до сих пор «в столе».
Роскомнадзор сталкивается со сложностями удаляя информацию в соцсетях: в некоторых, — например, во «ВКонтакте», — репосты записи сохраняются даже при удалении оригинального поста. Роскомнадзору придётся предоставлять список всех ссылок для удаления информации. Впрочем, в ВК есть работающий поиск. Сеть выдаёт список репостов через API. Поэтому нагрузка на цензурное ведомство, после однократного простейшего программирования, не поменяется. Похожая система, правда с ограничениями на 100 адресов, применима в Twitter. Есть своё API и в Facebook. В последней сети нет полнотекстового поиска и в этой социалке проблемой является, скорее, обнаружение первого крамольного поста, а не его перепечаток.
Руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк высказал «Известиям» мнение, что «подзаконный акт не должен расширять требования закона», также указав, что у Генпрокуратуры нет права запрещать информацию по собственной инициативе, без поступления жалоб от граждан.
Статистика банов внутри ВКонтакте, насколько известно редакции, публично не систематизируется. На практике известны западные данные. По итогам 2014, число запросов Роскомнадзора в Facebook и Twitter стремится к нулю. Оно в тысячи раз меньше числа обращений к соцсетям из других стран. Поэтому, при желании, Роскомнадзор может сильно расширить объём переписки с офисами западных соцсетей. Со ссылкой на локальные российские законы, западные социалки охотно перекрывают доступ из Рунета к тем или иным «материалам» (термин Facebook).