Обсуждая качество продуктового поиска и способы его автоматизированного тестирования, в прошлый раз, пришли к пониманию некоторой непрозрачности проблемы. Огромное количество интернет-магазинов часто ставят покупателей в тупик, не находя требуемого по простейшим запросам, а проблемы как бы и нет. Одним словом, смотрим на реальные проблемы не очень релевантного поиска очень популярного интернет-магазина (который очень хочет быть «маркетплейсом»).
Пример с велосипедом иллюстрирует простую истину: не можешь найти требуемое, не показывай лишнего. Кроме того, не так сложно выделить «велосипед» как основной требуемый продукт.
Столь интересный результат получен поскольку мотокосы действительно являются бензиновыми (на что указывает отдельное поле «тип»), кроме того, в дополнительных характеристиках можно найти «тип ручки: велосипедная». Аналогичным образом сработают: «бензиновый нож», «бензиновая леска» и т.д. Неразумно использовать второстепенную информацию настолько прямолинейно.
Дело о пропавшем торте
Так, нам бы сладенького. Категорий тысячи, продуктов сотни тысяч — будем искать. Что может быть проще? Хочут торт!
Так, странно, что значит эко гель для стирки? Тут вечер, чай, настроение… Нет торта? «А если найду?»
Не супер результат, конечно, но торт ведь есть. Таким образом, получаем достаточно серьезную проблему: в ассортименте магазина присутствуют торты, но по конкретному запросу их найти невозможно. Было бы интересно узнать, как много других товаров «исчезают» из поля зрения потенциального покупателя.
Ситуация, конечно, странная. Складывается впечатление, что малое количество результатов по первоначальному запросу (состоящему из одного слова), включает подозрение на имя бренда и поиск с транслитерацией. Любое уточнение первоначального запроса «торт вафельный», «торт с декором» решает проблему.
Настроение испортили, где топор?
Что может быть проще чем поиск позиции по названию бренда и названию конкретной модели? Школьник, используя простой полнотекстовый поиск, справится с задачей за смешное время, а тут:
Была бы проблема в отсутствии конкретной модели или бренда вообще. Но ведь нет, искомый топор есть в каталоге, даже акционную стоимость имеет.
В данном случае работает человеческий фактор. Человек, добавлявший позицию, набрал Х27 используя кириллицу. Естественно, набирая название бренда, потенциальный покупатель продолжит набор конкретной модели не переключая раскладку.
Фекальный насос?
Зная специфику исследуемого поискового решения, можно легко показать насколько нерелевантные результаты может увидеть покупатель.
Стоит учесть, что многие продукты не имеют дополнительных характеристик вообще. Другие, наоборот, изобилуют массой деталей, которые учитываются во время поиска. Одна проблема — поиск не учитывает ни контекст ни расстояние между ключевыми словами в блоке. Более того, очень вредно настолько агрессивно использовать второстепенную информацию о продукте, которую, скорее всего, проверяют бегло или не проверяют вообще.
Автор не берется оценить, какую прибыль теряет магазин, но любая системная проблема однозначно требует решения. Не все запросы являются однозначно точными и четкими. Кроме того, редкий покупатель решит остаться и выяснить, почему ему показывают откровенную ерунду в ответ на более или менее очевидный запрос.
Излишнее упрощение сильно сказывается на результате. Будет интересно проследить за эволюцией поиска данного интернет-магазина. Но самый главный вывод предельно очевиден — поиск необходимо тестировать. К слову, проблема с «fiskars x27» была найдена с помощью автоматизированного инструмента. Скоро в свободном доступу, не пропустите.
Разное
Автор: aarner