В 1982 году на медицинской станции в промёрзшем канадском городке Дейвис-Инлет юный студент-медик сделал неприятное наблюдение, касающееся артрита.
«На северном берегу Лабрадора погода ужасная, скажу я вам – можно в июле в снежки играть,- вспоминает Дональд Редельмейер, ныне профессор медицины в Торонтском университете. – Погода там бывает жёсткой и экстремальной, но никакой эпидемии остеоартроза не наблюдается. Люди, конечно, страдают, но их страдания не отличаются от страданий других людей, которых я наблюдал в пригороде Торонто».
Обычно на отсутствие эпидемий никто не обращает внимания. Но в этом случае Редельмейер вступил в борьбу с глубоко укоренившимся мифом бабушек и рыбаков, полагающихся на боль в суставах как на свой собственный метеорологический телеканал.
Было это 35 лет назад. Городок, в котором Редельмейер зашивал раны и принимал роды, уже не существует. Канадское правительство закрыло его в 2002 году, и переместило жителей на материк, на девять миль к западу. Но вопрос остался, будто сорняк, от которого трудно избавиться. «Почти у всех людей, страдающих артритом, есть убеждение, что на их состояние влияет погода», говорит доктор Тимоти Макалиндон, глава ревматологического направления в Медицинском центре им. Тафтса в Бостоне.
То же касается пациентов с переломами, болями в спине, фибромиалгией, чем угодно – чувствующих изменения погоды «костями». Когда же учёные проверили эти заявления, результаты были совершенно разрозненными. Сейчас два исследования из Австралии надеются навести порядок в этой области. Они обнаружили, что остеоартроз и боли в спине не зависят от погоды.
Вопрос этот не был новым ещё тогда, когда им заинтересовался Редельмейер. Ещё в V веке до н.э. Гиппократ, «отец современной медицины», писал, что в болотистых регионах ледяные зимние дожди причиняют людям неприятные ощущения в плечах и ключицах, не говоря уже о том, что они подвержены «заболеваниям пневмонией и безумием», и что «их внутренние органы иссушаются, что требует применения более сильных лекарств».
Пару тысячелетий спустя, в 2007, Макалиндон решил самостоятельно разобраться в верованиях своих пациентов, и обнаружил интересные, хотя и неоднозначные, результаты. Увеличение атмосферного давления – обычно означающее улучшение погоды – связали с небольшим увеличением остеоартрозных болей в коленях. Но боли у пациентов усиливались и при похолодании. Непонятно было, как это исследование можно уместить в общую картину. «По-моему, налицо конфликт данных», сказал Макалиндон.
По его словам, влияние изменения давления на боль в колене имеет смысл. При остеоартрозе часто снашивается хрящ, поэтому кость уже ничто не защищает от давления в сочленении. И поскольку в кости, в отличие от хрящей, есть нервы, увеличение атмосферного давления можно ощущать и в суставе – его могут чувствовать нервы в оголённой кости, превращая его в боль.
В новом исследовании остеоартроза коленей исследователи просили 345 пациентов заходить на веб-сайт каждый раз, когда они ощущают боль в течение 8 часов или более. Затем учёные связали эти эпизоды с температурой, относительной влажностью, атмосферным давлением и осадками, наблюдавшимися в районе проживания пациента по данным Австралийского бюро метеорологии. Также учёные учитывали погоду в те дни, когда у пациентов ничего не болело. Они не обнаружили значительной связи между болевыми синдромами и изменениями погоды. Тот же самый результат был достигнут при изучении болей в спине.
«Хорошая новость в том, что на погоду мы влиять не можем, но можем поменять то, что достоверно влияет на боли в спине и коленях: стресс и вес», говорит Мануэла Ферейра, первый автор исследования болей в колене, профессор из университета при Сиднейском институте исследований костей и суставов.
Результаты совпадают с тем, что обнаружил Редельмейер, когда изучал это явление у пациентов с ревматоидным артритом, работая в Стэнфордском университете в середине 1990-х. Он работал с израильским психологом – и фанатом спорта – Эймосом Тверским, известным исследованиями заблуждений человеческого
Профессор до этого размышлял над загадкой: если игрок в баскетбол забросил мяч, повышается ли вероятность того, что он забросит его снова? Иначе говоря, реально ли существует полоса удач, или всё зависит от случая? Тверский заключил, что «полоса удач» – это заблуждение.
«Я всегда критиковал Эймоса за то, что он слишком много времени проводит за просмотром спортивных соревнований,- говорит Редельмейер. – Почему бы не заняться реальными людьми и их страданиями?»
Так что они занялись поисками связи между суставами и погодой. И так же, как в случае с «полосой удач», обнаружили, что люди склонны видеть закономерности там, где их нет. Если пациент считает, что боль в его суставах связана с погодой, он обращает больше внимания на тучи, когда у него болит колено. «Люди хватаются за доказательства своих теорий и игнорируют всё, что в них не укладывается, а также неправильно оценивают неоднозначные события», говорит Редельмейер.
Но люди тогда не отказались от своих убеждений, и Редельмейер считает, что не откажутся и сейчас. «Прошло уже двадцать лет, и эта вера не угасла,- говорит Редельмейер. – И с чего бы? Наука постепенно меняет представления, а мифы искоренить тяжело».
Люди всё ещё сообщают ему о том, что их артрит зависит от атмосферного давления. Редельмейер им не верит. Ведь, в конце концов, все мы пользуемся лифтами, а подняться на лифте в небоскрёбе – значит, подвергнуться серьёзному изменению давления. Но эпидемий боли в суставах в холлах и пентхаузах небоскрёбов наблюдается не больше, чем на северном берегу Лабрадора.
Автор: SLY_G