Юрий Фомин (слева) и Артем Фаермарк (справа) / Фото Stereo.ru
Сегодня мы решили опубликовать транскрипт юбилейного 20-го выпуска шоу «Звук», в котором вас ждет беседа Тимофея (timshick) с основателем и генеральным директором Аудиомании, Артемом Фаермарком, который приоткроет для читателей (транскрипта) и слушателей (подкаста) дверь в мир производства акустики.
Тимофей Шиколенков: В прошлом году Аудиомания объявила о том, что у нее, оказывается, есть собственное производство, собственный бренд. Для многих это оказалось сюрпризом. Особенно, для конкурентов, я думаю. Мы сегодня решили поговорить немного подробнее о том, как все получилось, откуда все взялось, как это все производится. Немного истории, потому что история, как выяснилось, уже достаточно большая, несмотря на то, что она была покрыта тайнами. Началась она, я так понял, в 2008 году.
Поэтому сегодня мы говорим с Артемом Фаермарком, который по совместительству является идейным вдохновителем и проекта Arslab. По совместительству потому, что он является генеральным директором компании Аудиомания. Артем, расскажи, как все началось, с чего и почему.
Артем Фаермарк: Начну с того, что началось все немного раньше. Скорее в 2000 году. Так как мы занимались продажей аудиооборудования, безусловно, сразу же родилась идея: «А почему бы не делать что-то свое…» Потихоньку эту идею мы начали разрабатывать. Но это заняло достаточно большое время, мы прошли длинный путь. Началось все с наших поездок в Китай и понимания того, что можно достаточно эффективно делать какие-то интересные и при этом достаточно качественные вещи в Китае, несмотря на то, что многие люди всегда имели некое отрицательное отношение к китайским товарам. Реальность на тот момент была такова, что 90% товаров делалось там.
Безусловно, у нас не получилось ничего сразу. Мы нарабатывали какие-то связи с производителями динамиков, производителями корпусов. И в 2008 году, скорее даже раньше, в 2007 году, мы начали внедрение в производство на двух китайских заводах. Один делал нам динамики, второй производил корпуса и окончательную сборку. Однако в 2008 мы вошли с этим проектом в кризис, и он немного забуксовал.
Но, тем не менее, у нас все получилось, и на рынок вышла первая акустика Arslab, уже серийная. Потом проект развивался достаточно плавно, но мы пришли к другой проблеме, связанной с тем, что спрос стал падать, а в Китае мы все могли производить только в очень больших количествах. Сто, двести, триста, пятьсот единиц одного цвета одной модели. Рынку столько было не нужно.
В 2011 году мы приняли решение, что нам надо найти производство в Европе. В этот момент мы познакомились с нашими хорошими, в будущем, партнерами, компанией Baltic Audio Box в Латвии, которая как раз производила корпуса. Мы начали подготовку серийного производства там, но, к сожалению, эта компания взяла на себя слишком много обязательств, и в 2012 году они обанкротились. Это был для нас удар, шок, потому что мы подготовили производство для сборки; так как они производили только корпуса, мы наняли людей, открыли компанию, создали рабочие места, которые были готовы для сборки оборудования, но не были готовы для производства корпусов.
После некоторых раздумий мы решили, что мы немного устали от этих метаний, и решили инвестировать, в том числе, и в производство собственных корпусов. Наняли весь самый толковый персонал из этой компании, и достаточно успешно [приступили к работе], потому что у нас очень хорошие специалисты были. За четыре-шесть месяцев мы сделали производство, полный замкнутый цикл по производству корпусов. И, соответственно, смогли уже к 2013 году начать собственную европейскую сборку акустики. Всегда задается вопрос: «Зачем это делается?» Многие компании или многие основатели компаний часто говорят, что они сделали это потому, что ходили и искали какой-то «свой» звук и не могли его нигде найти.
Тимофей Шиколенков: Это классическая история основателей брендов о том, что «я в школе или в институте играл на барабанах или на каком-то музыкальном инструменте». Классика жанра. Каждый основатель всегда рассказывает, что он купил какие-то колонки, и звук его не устраивал. И он начал искать свой, сделал свой, позвал друзей, друзья сказали: «Вау, это круто! Это нужно показать миру и начать продавать». Так, по-моему, начитается история 90% брендов, представляющих акустику в мире.
Артем Фаермарк: Наш посыл в этом вопросе был немного другой. На наш взгляд, на данный момент самая большая проблема акустического рынка – очень сильное расслоение. Есть очень недорогой и, скажем честно, недостаточно качественный товар, а следующая ступенька – уже очень дорогой товар. Посередине практически нет акустики, у которой были бы атрибуты достаточно серьезного High-End’а, и при этом она стоила бы, скажем так, умеренных денег.
Тимофей Шиколенков: Можно ли сочетать High-End и умеренные деньги? Как-то это очень сложно укладывается в голове. Во всяком случае, люди, которые, особенно на выставках, видят плакат с надписью «High-End не должен стоить дорого», говорят: «Как же так? High-End должен стоить дорого. Иначе это не High-End».
Артем Фаермарк: Да, безусловно, существует такая легенда. В принципе, она оправдана. Достаточно серьезный подход нужен к конструированию, подбору элементной базы и изготовлению корпусов. Это все не просто и достаточно дорого. Но если компания, как наша, имеет свой собственный розничный канал, имеет достаточно большие возможности по продажам, то у нее появляется возможность, скажем так, снизить издержки в линейке поставщиков. То есть у нас нет промежуточного звена, такого как дистрибьютеры или дилеры. Мы производим акустику сами. И сами же ее продаем. В принципе, мы позволяем себе «вложить» в то же самое изделие намного больше за те же деньги, скажем так.
Тимофей Шиколенков: Получается, розничная цена всех остальных состоит из большого количества, по-хорошему, не нужных потребителю компонентов, но необходимых, потому что по-другому не получается.
Артем Фаермарк: Это сложный вопрос, нужные они или не нужные. Мы никогда не говорили, что мы делаем какую-то акустику, превосходящую другие бренды. Акустик очень много. Они все имеют разный характер. Каждая находит своего потребителя. Просто наша акустика по соотношению «цена-качество» намного лучше. Но это не значит, что она понравится всем. Кому-то могут понравиться какие-то другие бренды, и дороже, и дешевле.
Любая акустика – это определенный выбор потребителя, на его слух, на его музыкальные предпочтения. Единственное, мы правда можем себе позволить использовать более дорогостоящие компоненты, сложные и качественные корпуса, высококачественные покраски, использовать вместо пленок натуральный шпон потому что у нас собственное производство. Класс изделия, в целом, выше.
Тимофей Шиколенков: В чем сложность производства корпусов? Кажется, что это просто некий ящик, который сколотили из фанеры, покрасили, покрыли лаком, прорезали отверстие для динамиков.
Артем Фаермарк: Это не совсем так. Это очень сложное многоступенчатое производство, состоящее из десятков различных процессов. Просто сколотить ящик у вас не получится никогда. Чтобы сделать качественное серийное изделие, необходимо достаточно серьезное оборудование, как у нас, это немецкое оборудование CNC-MACHINE, покрасочное оборудование, покрасочные камеры.
Фото Stereo.ru
Например, для того, чтобы хорошее лакированное изделие было того качества, как мы привыкли, требуется как минимум двадцать дней в специальной камере для просушки. Это требует нескольких слоев краски, четырех-восьми, нескольких этапов полировки, шлифовки. Это очень трудоемкий технологический процесс. Плюс это требует определенной влажности в помещении, соответственно, у вас должно быть оборудование, которое поддерживает эту влажность. Это все не так легко сделать «на коленке», а, скорее всего, просто невозможно.
Тимофей Шиколенков: То есть вообще невозможно?
Артем Фаермарк: Наверное, возможно. Но я пока не сталкивался с кустарными изделиями, изготовленными, что называется, на коленке, которые бы имели долгий срок службы, не разваливались через шесть-восемь месяцев, от которых не отходили бы слои краски, лака, не рассыхался шпон. Это достаточно технологичное производство, которое требует определенных условий и знаний и навыков персонала.
Тимофей Шиколенков: Получается, что объявления на форумах «я вам сейчас спроектирую под вас акустику» – это кустарщина, которая никогда не достигнет уровня производства.
Артем Фаермарк: Спроектировать, да, но изготовить – сомневаюсь. Наверное, слушатели не видели, но мы очень часто сталкивались с модельными изделиями, которые [нам] приносят. Они могут интересно звучать, они могут иметь интересную схематику кроссовера, хороший кабель внутри. Но внешний вид все равно остается кустарным. Примерно как ложки и доски с рынка.
Тимофей Шиколенков: Понятно. Тогда, если ты не против, попробуем вернуться еще раз в то время, когда производство было в Китае. В момент переезда, если можно так сказать, производства в Европу полностью сменился модельный ряд. С чем это связано?
Артем Фаермарк: У нас был модельный рад, который существовал с 2008 года и, в принципе, он требовал обновления. Плюс за этот период мы познакомились с одним очень хорошим производителем, компанией из Дании, размещающейся в Китае. Она объединяла в себе два очень важных для нас признака. Это полностью европейский подход, европейский инжиниринг, и даже инженеры сидят в Китае датские, но производство ведется в Китае. Они могли дать нам производственную цену, то есть ту цену, которая позволяет изготовить качественное изделие с приемлемой ценой. Это компания Wavecor, возглавляет ее Аллан [Исаксен] из Дании. Он работал во многих известных компаниях: Scan-Speak, Vifa. Возможно, это никому ничего не говорит, но они – одни из самых известных брендов динамических головок.
За этот период мы разработали с ним динамики, которые нам были необходимы. И мы решили их внедрить уже на новом производстве, целиком и полностью перейти на его громкоговорители, что позволило нам сделать принципиальный скачок в качестве изделий, которые мы выпустили. Несмотря на то, что мы оставили прежнее название, как был Classic 3, так и остался Classic 3, например, или Classic 2, или Classic 1, но качество принципиально изменилось. Это был другой подход к производству динамиков, другой подход к производству кроссоверов.
Кроссоверы стали изготавливаться вручную, не на печатных платах тонюсеньких, как это было в Китае. Это не было плохо. Но основная проблема с Китаем в том, что тот, кто собирает конечные изделия, не всегда понимает комплексности подхода. Например, почему нужно те или иные провода ставить, почему нужно использовать те или иные припои, почему нужно использовать те или иные печатные платы, на что нужно обращать внимание и т.д.
На данный момент у нас полностью производство акустическое, и работают на нем акустики, то есть люди, которые понимают в комплексе все задачи: какие требования к кроссоверу, какие требования к элементной базе, какие требования к внутренней разводке, какие требования к внутреннему наполнению демпфирующими материалами и т.д. В Китае, несмотря на то, что изделия у нас получались очень хорошими, не было досконального контроля, к которому мы пришли сейчас.
Тимофей Шиколенков: Расскажи немного про линейку Emotion. Я знаю, что там есть какая-то история, которую никому не рассказывали. Как эта акустика получила свое название? И, насколько я знаю, это название должно было быть другим.
Артем Фаермарк: Да. В 2014 году мы решили сделать линейку чуть повыше, чем Classic, использовать другие динамики, другие детали кросcовера. С чем это было связано? Скажу, что я очень люблю компактные системы с очень хорошим басом.
Тимофей Шиколенков: Это возможно?
Артем Фаермарк: Да, конечно. Компания Wavecor сделала для нас очень хорошие громкоговорители, всего четыре дюйма. Это очень маленький динамик. Это динамик шириной меньше, чем пакет молока, с очень хорошими показателями низкочастотными. Мы решили их использовать в линии акустики, которую хотели назвать Сompact. Когда мы сделали предсерийные образцы, поставили в лаборатории в Латвии, включили, мы сидели и просто слушали музыку.
Обычно мы слушаем несколько тестовых треков, потом выключаем и ставим галочку, что изделие принято. Здесь же мы провели, практически, весь вечер именно в прослушивании музыки на этой системе, меняя диски, обсуждая что-то все время. Настолько нас завлек звук. В итоге, в конце дня мы решили, что это классно и настолько эмоционально, что мы назовем эту линейку Emotion.
Тимофей Шиколенков: Недавно на выставке «What Hi-Fi Show» была представлена новая модель, которая очень сильно выделялась из общего фона. Она была не похожа ни на что из того, что привыкли видеть завсегдатаи этих выставок. Я говорю про модель Old school. Расскажи немного, откуда взялась идея этой колонки, как она рождалась, что получилось, получилось ли задуманное?
Артем Фаермарк: Как говорит один мой знакомый: «Каждый инженер мечтает сделать S-90». Инженер, скажем так, советской школы. Сделать что-то легендарное. Идея заключается в том, что очень многим нравится большой открытый звук. Чтобы его достичь, нужно использовать, как мы называем, наработки «старой школы». Это широкая панель акустической системы, это использование большого громкоговорителя для низкой частоты и это использование закрытого корпуса, не фазоинвертора.
У нас была задумка на такую систему, и мы ее долго проектировали. Пришлось применить и другие динамики. Часть от Wavecor нам не подходила, и твитеры нам пришлось использовать компании Morel. Нам очень хотелось, чтобы эта колонка выделялась. Первую колонку мы сделали оранжевого цвета. Мы ее показывали на выставке в Мюнхене. И только ленивый не обнялся с ней и не сфотографировался.
Артем Фаермарк (справа) / Фото Stereo.ru
Что мне понравилось? Мимо проходили ребята – байкеры огромные, в кожаных куртках с волосами до плеч – они радостно тыкали в нее пальцем, подбежали, встали с двух сторон, облокотились на нее и долго фотографировались рядом. Аудитория была в восторге. Возвращаясь к системе, у нее классный звук, открытый, настоящий олдскульный звук, который должен понравиться как молодому поколению, так и людям, которым нравятся необычные классные вещи, и людям, которые помнят о «старом» звуке.
Безусловно, эта система построена на современных динамиках, она ничего не имеет общего по технологии с динамиками и колонками, которые были сорок-пятьдесят лет назад. Это современное изделие, но с неким отсылом к ретро. Она имеет регуляторы, она имеет очень интересный логотип. Конечно, кто-то, может быть, скажет, что это такой легкий китч, но, тем не менее, она очень нравится той аудитории, для которой предназначена.
Как родилось название? Вначале мы хотели дать нейтральное название. Потом как-то мы ехали, а одна из машин у нас – Skoda Superb, на ней мы перевозили в Прибалтике что-то большое, и я подумал, что эта наша колонка, как Skoda Superb, большая, надежная, клевая и классная. Поэтому предложил назвать нашу колонку тоже Superb. И это как раз будет немного «перекликаться» с названием «S-90». Такая небольшая игра слов, чтобы тех, кто знали историю, это немножко забавляло.
Тимофей Шиколенков: Я знаю, что кроме этой модели планируется еще бОльшая по размеру?
Артем Фаермарк: Да, есть еще больше. Superb-900. Это для тех, кто любит еще больше звука! Мы пока ее не запустили в серию, потому что она настолько тяжелая, что ее достаточно проблематично производить. Поэтому все пока ожидают этого момента и боятся к нему подойти.
Тимофей Шиколенков: А что по ценам? Сейчас цена – чуть ли не самая часто обсуждаемая история. Сейчас все цены взлетели в рублях, а доходы у всех сохранились. Что происходит с ценами на Arslab сейчас?
Артем Фаермарк: Изначально у нас была задача сохранить привлекательную цену, так как мы не меняли и не поднимали цены на модели с 2008 года. Но в 2015 году нам пришлось изменить цены, потому что товар производится в Европе, и комплектующие все импортные. Мы разумно подошли к изменению цен, десять раз все пересчитали, посмотрели, где можно сократить наши издержки.
При достаточно высоком объеме производства у нас снижаются издержки на комплектующие, потому что мы покупаем не по сто-двести штук, а по тысяче. И мы вышли на цену где-то посередине, то есть смогли не подниматься до той цены, которая была в валюте, а поднять ценник до разумных пределов.
Тимофей Шиколенков: Получается, что акустика была доступной, а сейчас она еще более доступна?
Артем Фаермарк: В рублях, безусловно, она стала менее доступной, но если пересчитывать в евро, то она подешевела процентов на тридцать.
Тимофей Шиколенков: Ты рассказывал про выставку в Мюнхене. Реально ли продавать эту акустику и в другие страны, как только производство выйдет на тот уровень, который достаточен для удовлетворения спроса в России?
Артем Фаермарк: Да, мы думаем над этим, но это не легкий вопрос. Он связан с маркетингом и огромным предложением различных брендов в Европе. Есть сотни локальных производителей. И не так легко выйти на рынок, даже имея привлекательную цену. Это требует долгого существования бренда на рынке.
Если для России это уже довольно большая история, которую ластиком так просто уже не вытереть, больше пяти лет, то в Европе мы будем новичками. У нас есть небольшие продажи, но это в основном знакомым, которые знают, что мы что-то делаем, и рассказывают своим знакомым, кому это интересно. Иногда у нас спрашивают: «Нельзя ли нам какую-то колонку из ваших купить?» Да, пожалуйста. Какое-то количество этих колонок находится в Европе, но только по знакомым.
Тимофей Шиколенков: Скоро грядет выставка Hi-Fi & High End Show, которая традиционно много лет проходит в Москве с 9 по 12 апреля. Что будет представлено на ней? И будет ли представлен Arslab на этой выставке?
Артем Фаермарк: Да, безусловно. Это ключевой для нас бренд и любимый всеми нами, и выстраданный, скажем так. Поэтому мы будем выставлять, я думаю, полный модельный ряд. Возможно, что-то новенькое, если у нас получится подготовить сюрприз какой-нибудь интересный, и текущий модельный ряд во всей красе. У нас две комнаты, и мы постараемся интересно и качественно отстроить все в отличие от других людей на выставке, которым часто все равно, что они выставляют.
Мы очень трепетно к этому относимся, потому что это наше детище. Мы будем стараться сделать это очень классно. Поэтому, я думаю, всем стоит прийти. Это мероприятие проводится раз в год, оно очень интересное и насыщенное. Я думаю, что любому человеку это интересно. И, безусловно, надо зайти к нам в гости.
Тимофей Шиколенков: Добавлю, что бесплатный пригласительный можно всегда получить в магазинах Аудиомании [или вот тут]. И еще раз напомню, что выставка пройдет с 9 по 12 апреля в Москве в отеле «Аквариум» рядом с «Крокусом», это часть «Крокуса» [«Крокус Экспо»]. Приходите, будет интересно!
Автор: dmitrykabanov