Всем привет! Вновь публикую на хабре вольную текстовую расшифровку нашего подкаста «Хочу в геймдев». Ссылки на полную аудиоверсию вы найдете в конце статьи. Гостем нового выпуска стал Антон Карелин — писатель‑фантаст и геймдизайнер в одном лице. Он рассказывает о своём переходе из игровой индустрии в писательство, делится тем, как навыки геймдизайна помогли ему в литературе, обсуждает вызовы, с которыми сталкивался на этом пути, а также делится большим количеством метрик по своим книгам. И, конечно, советами тем, кто только начинает свой творческий путь.

Путь от геймдизайна к писательству
Стоит отметить, что индустрии игр и литературы тесно связаны, игровой сценарист и нарративный дизайнер используют похожие фундаментальные навыки и знания, многие инструменты и методики похожи. Тем не менее, известными писателями представители игровой индустрии становятся не массово, случаи можно пересчитать буквально по пальцам. Антон Карелин один из таких людей, пишите в комментариях кого вы знаете еще. А также, если тема вам близка, то приглашаю в наш новый телеграм‑канал про синергию игровой и литературной сферы «Из продюсера в писатели».
Антон, кстати, начал свою карьеру как раз с писательства, одновременно развивая интерес к ролевым играм — настольным и полигонным. Этот опыт в конечном итоге привёл его из писательства в игровую индустрию, где он прошёл путь от нарративного дизайнера до продюсера, занимаясь созданием игр «под ключ». В процессе работы Антон приобрёл уникальный опыт разработки игровых миров, создания персонажей и построения сюжета, что стало для него отличной базой для перехода обратно в литературу.
Навыки нарратива и разработки игровых миров отлично вписываются к концепт построения литературных миров. В первую очередь это касается импровизации и создания интересных персонажей. В процессе работы над ролевыми играми он научился быстро придумывать персонажей, наделять их яркими чертами и вводить в сложные ситуации.
Однако, переход от геймдизайна к писательству не самый простой. Слишком сильная опора на игровые механики иногда делала сюжет чересчур структурированным, что не всегда интересно читателю. В книгах важно оставлять место для сюрпризов, неожиданностей и полёта фантазии, чего иногда не хватает в геймдизайне, где всё продумывается заранее.

Использование геймдизайнерского опыта в книгах
Антон отмечает, что опыт создателя игр помог ему привнести в литературу уникальные элементы. Например, его опыт работы над игровыми сценариями и мирами оказал большое влияние на создание сеттингов его книг. Многие идеи, которые были заложены в ролевых кампаниях для D&D, нашли своё отражение в его литературе.
Навык работы с игроками в ролевых играх помог ему лучше понимать свою аудиторию. В D&D мастер должен постоянно учитывать реакцию игроков и адаптировать сценарий под их действия. В книгах этот навык помогает чувствовать ритм повествования и понимать, что будет интересно читателю в тот или иной момент.

Метрики книг
Как и в геймдеве, в сфере продажи своих книг на площадках самиздата есть много числовых характеристик, которые можно использовать для оценки успешности своего творчества, анализа и принятия решений. Поговорим о них на примере цифр по книгам Антона на одной из самых популярных площадок для цифрового самиздата своих книг — Author.Today.
Одной из главных метрик является количество добавлений книги в личные библиотеки читателей. Например, его серия «Башня Богов» была добавлена в библиотеки более 16 тысяч раз за первые три месяца после публикации. Это как вишлисты на стим, только конверсия из добавления в покупку намного выше.
Следующая важная метрика (да вообще самая важная) — продажи книг. В случае с «Башней Богов» за три месяца было продано около 6 тысяч копий первой книги при базовой цене 179 ₽, что является хорошим результатом для книги жанра РеалРПГ. Особенно с учетом того, что доля площадки в данном случае сильно ниже, чем на том же Steam доля с игр, и составляет при эксклюзивном размещении всего 15%. Так что писательством в современном мире при правильном подходе можно очень неплохо зарабатывать себе на хлеб.
Далее по метрикам стоит отслеживать процент перехода с первой главы на вторую. Этот показатель может служить отдаленным аналогом метрики Retention из игровой индустрии. Хороший показатель переходов с первой главы на вторую — 40+%, что говорит о высоком интересе к истории. Но, как и в игровой индустрии, добиться такого получается отнюдь не всем литературным произведениям.
Часы чтения — ещё одна значимая метрика для книг. В первые дни после выхода новой главы книги количество часов чтения у популярных произведений может достигать 400–600+ часов в день. Это способствует попаданию книги в виджеты «горячих новинок» и «популярного» на платформе, что обеспечивает дополнительный приток читателей. Грамотное использование рекламы и взаимодействие с сообществом позволяют поддерживать стабильный интерес к книге на протяжении всего периода публикации.

В заключении темы про цифры, послушать про которые в деталях и дополнительных примерах можно в полной аудиоверсии подкаста, Антон отмечает.
Для писателя важно иметь искренний интерес к теме, которую вы пишете. Как и в создании игр, писательство должно основываться на внутреннем увлечении, желании копать глубже и исследовать выбранную тему. Книги, которые остаются с нами надолго, рождены не из желания заработать, а из стремления автора выразить что‑то значимое для себя и для других.
Советы начинающим писателям
Антон выделил два ключевых совета для начинающих путь в сферу писательства.
-
Используйте опыт сообщества. В мире литературы уже накоплено огромное количество знаний и опыта. Важно изучать чужие ошибки, чтобы не повторять их. Сообщество готово делиться этими знаниями, а писателю надо их получать, учиться и расти.
-
Будьте верны себе. Литература — это в первую очередь творческий путь. Если вы хотите чего‑то добиться, нужно чётко понимать, что именно вы хотите донести своим произведением и для чего вы его создаёте. Настоящий успех приходит, когда вы следуете своему внутреннему голосу и выражаете то, что действительно для вас важно. Не бойтесь идти против общих трендов, если вы чувствуете, что ваша история заслуживает того, чтобы быть рассказанной именно так, как вы её видите.

Ссылки на подкаст и ссылки из подкаста
Послушать подкаст можно на удобной вам платформе:
Youtube, VK, Яндекс.Музыка, Apple Podcasts и тонна других.
Ссылки из подкаста:
-
Наш телеграм‑канал «Из продюсера в писатели».
-
Наша книга «Материя игры».
Спасибо, что были с нами! Геймдев и литература — это два близких мира, способных во многом обогатить друг друга. Будем надеяться, что красивых и творчески зрелых пересечений межу игровой и писательской индустрией с каждым годом будет все больше!
Автор: viacheslavnu