Все мы знаем, что подкастинг сегодня переживает свой бум. С января 2013 года количество подкастов в iTunes US выросло вдвое (см. раздел «Активность» ниже). Подкастинг привлекает производителей контента тем, что он остается относительно слабо освоенной областью на современном медиаландшафте. Многие спрашивают, является ли подкастинг новой формой блоггинга, вспоминая похожий бум, который происходил в начале и середине 2000-х годов и продолжается до сих пор.
Когда я начал записывать собственный подкаст, я обратил внимание на то, как слабо изучена эта сфера. Большинство исследований, о которых я читал, было сконцентрировано вокруг поведения слушателей, что в принципе полезно знать маркетологам, однако другие вопросы, касающиеся подкастинга, оставались без ответа.
Я решил найти ответы на некоторые из них:
- В каких категориях iTunes содержится больше всего подкастов?
- Сколько подкастов запускается каждый месяц?
- Сколько подкастов находится в активном состоянии?
- Сколько в среднем длится один выпуск подкаста? Как часто в среднем обновляется подкаст?
- Сколько подкастов содержит ненормативную лексику?
- Сколько подкастов ведется не на английском языке?
- Как часто пользователи оставляют отзывы и ставят оценки подкастам?
Мне также было интересно, как ответы на эти вопросы зависят от категории подкаста, например: «Правда ли, что выпуски из одних категорий подкастов в среднем длятся дольше, чем выпуски из других категорий?» или «В каких категориях чаще встречается ненормативная лексика?» Таков был мой подход.
Методика
Подкастинг – явление молодое и децентрализованное. На сегодняшний день компания Apple остается самым влиятельным игроком в этой сфере, а в июне 2015 года она отметила десятилетие с момента запуска первого подкаста на своем сервисе iTunes. За этот период Apple установила основные ограничения в данной области, и в том числе определила ее название, образованное от культового бренда компании: iPod + -casting.
Логотип iTunes 12 компании Apple Inc. Является общественным достоянием, согласно лицензии Creative Commons
Несмотря на свое доминирующее положение, iTunes включает не все существующие в мире подкасты. Некоторые подкастеры намеренно избегают iTunes или просто не публикуют в нем свои передачи. Помимо этого, Apple классифицирует iTunes Store по странам, поэтому в iTunes US нет большей части международных подкастов. Тем не менее, iTunes US был лучшим местом для начала изучения этой сферы, потому что его каталог подкастов на момент проведения исследования был самым объемным.
В связи с тем, что Apple не публикует целостную базу данных iTunes, мне пришлось создать свою собственную. В июне 2015 года я сначала скопировал названия всех подкастов, числившихся на тот момент в каталоге iTunes US, затем распределил их по категориям и подсчитал их количество в каждой из категорий. Из всех них я случайным образом отобрал по 100 подкастов в каждой из 25 наиболее популярных категорий, собрав в общей сложности 2 500 подкастов.
После того, как я нашел все 2 500 подкастов из своей выборки в iTunes 12, я собрал подробную информацию по каждому из них. Я изучил динамику различных показателей каждого подкаста: активность; дата появления (в некоторых случаях и дата прекращения работы); количество месяцев, в течение которых подкаст был активен; количество выпусков в месяц; объем ненормативной лексики; количество англоязычных и неанглоязычных дескрипторов; средняя продолжительность одного выпуска; количество оценок. Большинство из этих показателей вычислялось при помощи табличных формул.
Ниже представлены полученные мной результаты. Вы можете просмотреть все данные по категориям, по общему числу выпусков, активности и релизам, а также данные по языку, объему ненормативной лексики и длительности выпусков. Диаграммы строились в программах Excel и Photoshop.
Результаты
Категории: в каких категориях iTunes содержится больше всего выпусков?
Три самых крупных категории по количеству выпусков – «Христианство», «Музыка» и «Юмор».
В июне 2015 года в каталоге iTunes US находилось свыше 271 000 подкастов. Выяснилось, что примерно четверть от общего числа находилась в нескольких категориях. Например, категория Подкастинг не считалась основной в 11 500 из 15 000 подкастов, то есть, как правило, она считалась второстепенной.
Учитывая использование подкастами нескольких категорий, я пересчитал общее число подкастов в iTunes US, которое по состоянию на июнь 2015 года в итоге составило около 206 000. Кроме того, я изучил 20 категорий в iTunes US, в которых содержалось больше всего подкастов.
Меньше всего подкастов было в категориях «Авиация» (150), «Индуизм» (260) и в Региональныой подкатегории категории «Правительство и госучреждения» (320).
Активность: сколько подкастов находится в активном состоянии?
Около 40%. По состоянию на 2015 год каждый месяц в активном состоянии находилось более 60 000 подкастов.
Большинство подкастов живет недолго. Многие приостанавливают свою работу, когда их авторы достигают своих целей или теряют интерес. Другие составляют часть более крупных коллекций, например, аудиокниги в жанре классической литературы: эти подкасты перестают обновлять как только в рамках коллекции набирается достаточное количество выпусков по этой теме.
В период с июня 2005 года по июнь 2015 года обычный подкаст в среднем выходил в течение шести месяцев и содержал 12 выпусков, по два в каждом месяце, после чего переставал быть активным.
В рамках данного исследования активными считались подкасты по меньшей мере с одним выпуском, вышедшим в период с января по июнь 2015 года. По моим оценкам, число подкастов в iTunes US, удовлетворяющих этому условию, составило около 40% от общего числа, или около 84 000 из 206 000 подкастов. На графике ниже показано, что к июню 2015 года около 60 000 подкастов были активными, и их новые выпуски выходили каждый месяц.
Категории с наибольшим числом активных подкастов по состоянию на 2015 год:
- «Христианство»: 23 200 активных подкастов;
- «Музыка»: 13 100 активных подкастов;
- «Юмор»: 7 300 активных подкастов;
- «ТВ и кино»: 6 400 активных подкастов;
- «Новости и политика»: 6 300 активных подкастов.
Категории с наибольшим процентом активных подкастов по состоянию на 2015 год (в процентах от общего числа подкастов в категориии):
- «Новости и политика»: 61% подкастов в категории были активными;
- «Христианство»: 59% активных подкастов;
- «Профессиональный (Спорт и отдых)»: 53% активных подкастов;
- «Философия»: 52% активных подкастов;
- «Юмор»: 51% активных подкастов.
Наименьший процент активных подкастов наблюдался в категориях «Подкастинг» (23%), «Школы» (25%), «Литература» и «Изобразительное искусство» (по 29% в каждой).
Запуски: сколько подкастов запускается каждый месяц?
В 2015 году подкастеры запускали примерно по 5 000 новых подкастов в iTunes US в месяц.
На графике ниже виден значительный рост запуска новых подкастов с конца 2013 года. Для демонстрации более ясной картины я дополнительно изобразил линию тренда (восходящая линия тренда еще не означает, что количество запусков продолжит расти в будущем).
Одним из признаков бума подкастинга было то, что почти треть (30%) всех подкастов, числившихся в iTunes US, была запущена в период с июня 2014 по июнь 2015 года. За этот 12-месячный промежуток больше всего подкастов было запущено в следующих категориях:
- «Новости и политика»: 3 700 подкастов;
- «Профессиональный (Спорт и отдых)»: 3 100 подкастов;
- «Христианство»: 3 000 подкастов;
- «Самосовершенствование»: 2 800 подкастов;
- «Менеджмент и Маркетинг», «Философия»: по 2 600 подкастов в каждой.
Длительность и частота выхода: сколько в среднем длится один выпуск подкаста и как часто в среднем обновляется подкаст?
По состоянию на 2015 год в обычном подкасте каждый месяц в среднем выходило по два выпуска продолжительностью в 40 минут.
Средняя продолжительность выпуска обычного подкаста выросла в среднем с 25 минут в июне 2007 года до 40 минут к июню 2015 года. Результаты представлены на графике ниже.
Категории с самой высокой средней продолжительностью выпусков:
- «Видеоигры»: 52 минуты;
- «Философия»: 51 минута;
- «Музыка», «Духовность»: по 50 минут в каждой;
- «Профессиональный (Спорт и отдых)»: 48 минут.
Самая низкая продолжительность выпусков наблюдалась в категориях «Школы» (10 минут), «Подкастинг» и «Деловые новости» (по 15 минут в каждой). Предварительный анализ показал, что средняя частота выхода выпусков увеличилась с менее чем двух выпусков в месяц в 2007 году до двух выпусков в месяц, и, вероятнее всего, продолжит расти.
Использование ненормативной лексики: сколько подкастов содержит ненормативную лексику?
По состоянию на 2015 год около четырех подкастов из каждых 25 были помечены как содержащие нецензурную лексику в более чем половине своих выпусков.
После размещения своих подкастов в iTunes, подкастеры могут пометить свои выпуски либо как содержащие (Explicit), либо как несодержащие (Clean) ненормативную лексику. Если считать, что все подкасты в нашей выборке были помечены так, как есть на самом деле, то процент подкастов, в которых больше половины выпусков содержало нецензурную лексику, вырос почти вдвое – с 8,4% в июне 2007 года до 16,6% в июне 2015 года.
Категории с самым высоким процентом выпусков, содержащих ненормативную лексику:
- «Юмор»: 56%;
- «Видеоигры»: 39%;
- «Хобби»: 28%;
- «Философия»: 26%;
- «Исполнительское искусство»: 25%.
Ненормативная лексика отсутствовала в пяти из 25 категорий: «Деловые новости», «Христианство», «Школы», «Дети и семья» и «Самосовершенствование». Это не значит, что в этих категориях нет ни одного выпуска, содержащего нецензурную лексику: просто таких подкастов было в среднем меньше одного процента на всю категорию.
Язык: сколько подкастов ведется не на английском языке?
По состоянию на 2015 год примерно один из пяти подкастов в iTunes US велся не на английском языке.
Соединенные Штаты становятся все более разнородными в расовом и этническом отношениях. Такими же становятся и подкасты в iTunes US, по крайней, мере, с точки зрения языка. Число подкастов, которые велись не на английском языке, по отношению к числу англоязычных подкастов выросло на 10% с 2007 по 2015 год. По состоянию на июнь 2015 года неанглоязычные подкасты составили 22% от общего числа подкастов в нашей выборке.
Категории с наибольшим процентом неанглоязычных подкастов:
- «История», «Философия»: по 36% в каждой;
- «Новости и политика»: 33%;
- «Путешествия», «Подкастинг»: по 32% в каждой.
Категориями с наименьшим процентом неанглоязычных подкастов оказались «Исполнительское искусство» (9%), «Юмор» и «Самосовершенствование» (по 11% в каждой).
Оценки пользователей: как часто пользователи ставят оценки за подкасты?
Большинство подкастов не имеет ни одной оценки. Подкасты, за которые пользователи ставят оценки, в среднем оценивались по семь раз.
В iTunes US после авторизации пользователи могут поставить подкасту оценку. Кроме того, у них есть возможность написать к нему отзыв. В среднем у подкаста не имелось ни одной оценки, так как лишь у 24% подкастов из выборки была хотя бы одна оценка. Такие подкасты в среднем оценивались по семь раз.
Фото: Николя Солоп, лицензия CC BY 2.0, literalis.net
Заключение
Учитывая показатели активности и частоты запусков, подкасты в 2015 году стали более популярными, чем когда-либо. Однако большинство подкастов по прошествии шести месяцев прекращает свою работу.
С точки зрения продолжительности, подкасты, судя по всему, становятся длиннее, а их выпуски начинают выходить немного чаще, чем раньше. Эту тему можно обсуждать очень долго, особенно это касается категорий «Видеоигры» и «Философия», в которых содержаться самые длинные подкасты.
Если учитывать особенности языка и использование ненормативной лексики, то подкасты становятся все более разноплановыми с точки зрения культуры. Неанглоязычные подкасты в скором времени могут составить четверть всех подкастов в iTunes US. Кроме того, если судить по числу подкастов, в которых использована нецензурная лексика, подкастеры стали более экспрессивными.
Ограничения данного исследования
Данное исследование не является «идеальной картиной» подкастинга, и на это есть три причины. Во-первых, в исследовании использовалась выборка из iTunes US – в этом каталоге содержится больше всего подкастов, однако нам неизвестно, какую долю подкасты из iTunes US составляют от всего числа подкастов в мире.
Во-вторых, используемые статистические модели являются лишь слабым, неполным отражением реальности. Погрешности в большинстве моделей слишком высоки и могли бы оказаться меньше, если бы была взята более крупная выборка.
В-третьих, исследование сводит сложные явления к простым паттернам. В нем не учитываются такие нестандартные ситуации, как возобновление работы подкаста после долгого перерыва. Дальнейшие исследования должны будут затронуть ряд подобных вопросов.
Автор: Аудиомания