В 17-м выпуске Шоу «Звук» Дмитрий Кабанов и Тимофей Шиколенков отвечают на вопросы слушателей, которые они оставили в качестве отзывов к Шоу «Звук» в русскоязычном iTunes.
[Подробнее о подкасте] [Прослушать этот выпуск]
- [читать] [слушать] Обсуждаем природу различного звучания акустики;
- [читать] [слушать] Акустика для фонового озвучивания помещений;
- [читать] [слушать] Ответы на вопросы слушателей подкаста;
- [читать] [слушать] Говорим о домашних кинотеатрах;
- [читать] [слушать] Интерьеры для звука;
- [читать] [слушать] Интерфейсы и кабели;
- [читать] [слушать] Простыми словами о цифровом и аналоговом звуке;
- [читать] [слушать] Домашняя акустика и ответы на вопросы;
- [читать] [слушать] Мнение инженера: Как создать свою экосистему звука;
- [читать] [слушать] Качество аудиосистем: Стоит ли доверять «красивым графикам» и обзорам в прессе;
- [читать] [слушать] Ответы на вопросы слушателей;
- [читать] [слушать] Бас словами музыканта;
- [читать] [слушать] Аудиосистемы для дома и домашние кинотеатры;
- [читать] [слушать] Аудиотехника для дома и мероприятий;
- [читать] [слушать] Цифро-аналоговые преобразователи;
- [читать] [слушать] Портативные аудиосистемы;
- [читать] [слушать] Каждый инженер мечтает сделать S-90.
Дмитрий Кабанов: Сегодня мы начнем с отзывов, которые оставляют слушатели подкаста в iTunes. Первый отзыв: «Спасибо за шоу! У меня два вопроса, на которые хочу получить развернутый ответ. Первый: подскажите, пожалуйста про «прогревание» наушников. Правда это или миф? Если правда, то для какой аудиотехники это актуально?
Второй вопрос: имею коллекцию музыки на CD. Всегда считал, что качество на CD самое лучшее. Недавно узнал о SACD и SHM-SACD и т.д. Стоит ли заморачиваться с этим? И если да, то для какой аудиотехники это актуально?»
Тимофей Шиколенков: Хорошие вопросы. Начнем с прогревов, потому что это очень противоречивая история. Надо понять, что слово «прогрев» в русском языке подразумевает, что нужно что-то нагреть. Любая аппаратура при использовании начинает греться, как правило.
Аудиоаппаратура имеет такие элементы, которые при работе выделяют тепло, отсюда и пошел «прогрев». Аппаратуру надо включить, чтобы она пришла в свои нормальные условия. Когда мы приходим домой и включаем технику, звук немного отличается – он более «плоский», бас тоже другой.
Включили, подождали или включили тихо, прошло время, элементная база, находящаяся внутри, вышла на свои номинальные значения параметров по температуре, по всему остальному. Теперь мы можем слушать музыку так, как эта аппаратура умеет звучать.
Дмитрий: Мне кажется, что это больше имеет отношение к классическим акустическим системам, не к наушникам.
Тимофей: Это имеет место везде, где есть какие-либо элементы, в которых характеристики параметров зависят от условий окружающей среды, а это практически все. Насчет прогрева наушников: я никогда не слышал [о нем], конечно, может он и существует.
Я не исключаю, что наушники, которые только что поступили с завода, и включены первый раз в первые минуты их использования будут звучать не так, как будут звучать потом. Для серьезной аппаратуры первые 20-25 минут работы будут отличаться по звуку от последующего времени.
В деталях, из которых собрана аппаратура, проходят физические процессы, со временем звук будет меняться не сильно, не очень заметно, но, тем не менее. Новая акустика, только пришедшая с завода, при включении требует больше времени на прогрев, чтобы выйти на свои номинальные значения по звуку и другим характеристикам.
Чем больше мы ее используем, тем этого времени нужно меньше и меньше. С течением времени, а современная акустика рассчитана на использование в течение 20-25 лет, используемые радиодетали выходят за рамки своих характеристик, звук становится хуже, и никакой прогрев не поможет.
Дмитрий: Может быть, стоит применить понятие «перегрев»?
Тимофей: Нет, такого не бывает. Можно, конечно, аппаратуру перегреть, накрыв ее одеялом, но не стоит этого делать. Если есть на аппаратуре технологические отверстия, щели, то они не для красоты, а для отвода тепла. Любая аппаратура нагревается и имеет технологические отверстия, где бы они ни были, закрывать их не надо, потому что это неизбежно приведет к выходу из строя устройств.
Дмитрий: Второй вопрос о носителе, может быть, стоит разделить на два: носитель, который хочет найти человек, и формат, который он хочет найти.
Тимофей: Замечательно, что человек открыл для себя качественный звук, жалко только, что ничего не было сказано об используемой аппаратуре, потому что от этого зависит очень многое. Люди гонятся за большими цифрами частоты и дискретизации, битности, но совершенно забывают о том, что на их аппаратуре разницы не будет.
Расскажу забавную историю. Мы проводили эксперимент: давали послушать людям один аудиотрек, сконвертировали его в 16 бит на 44,1 кГц, а также в 24 [бита] на 96 [кГц]. Суть в том, что большинству людей больше нравилось 16 на 44, не знаю, почему. Это загадка. Конвертировалось очень качественно, аппаратура стояла очень дорогая, все условия были соблюдены. Должно быть наоборот, более детально. Результат эксперимента получился забавный.
На дешевой аппаратуре, рискну предположить, что разницы не будет вообще. Больше десяти лет назад, когда только начал появляться mp3, это 2000-2001 годы, я спорил с несколькими людьми о том, что они не определят на слух разницу mp3 256 кбит и Audio СD. Да, на той аппаратуре, которой я тогда пользовался, конечно, это невозможно было определить. Все очень сильно зависит от аппаратуры.
Если есть стандартный iPhone и наушники, то нет смысла использовать форматы в высоком разрешении. Если это хороший Hi-Fi комплект аппаратуры, который умеет воспроизводить SACD (Super Audio CD) и есть акустические системы, чтобы слушать, и усилитель, который может донести качество носителя до наших ушей – это здорово, тогда все оправдано.
На мой взгляд, в современном мире остался единственный развивающийся физический носитель – это винил. В сети есть большое количество мест, где можно скачать бесплатно музыку в различных форматах и можно забыть про СD, SACD, DVD-audio, потому что это были идеи носителей, на которые было можно записать звук более высокого разрешения, более качественный.
Да, тогда это было актуально, были холивары «SACD против DVD-audio» и т.д. Сейчас в этом нет смысла. Гораздо проще поставить качественный медиаплеер, соединить его с сетевым хранилищем, записать на него свою коллекцию и слушать.
Вспомним мультирум, о котором мы периодически рассказываем. В разных комнатах можно поставить проигрыватель, подключив к локальной сети. А можно записать альбомы в плеер, положить в карман и пойти на улицу. Это нормально, cовременно. Люди, покупающие портативные плееры, которые воспроизводят форматы с высоким разрешением, не редкость. Таких плееров становится все больше и больше.
На мой взгляд, нет смысла искать SACD, потому что его негде купить. Найти, конечно, можно – сеть очень сильно помогает. Но проще найти сайты, на которых продается музыка в высоком разрешении, которое будет лучше, чем СD. Но, опять же, все зависит от того, с чего изначально музыку записали. Может быть так, что взяли СD, сделали так называемый апсемплинг, и получившийся здоровенный файл выложили в сеть файл с высоким разрешением.
Но на слух [разницу между исходным и «улучшенным» треком] невозможно отличить, поскольку с чего бы ей быть. Это то же самое, что взять черно-белую фотографию и формат файла черно-белый перевести в цветной jpeg –фотография останется черно-белой, цветной она не будет, если ее не раскрасить. Преобразование файлов ничего не добавляет в музыку, эмоции и впечатления будут те же самые.
Наша экспозиция на Moscow Hi-End Show 2015
Дмитрий: Второй отзыв: «Спасибо за подкаст, жаль, что только на днях я узнал о его существовании, опять придется наверстывать». Благо, мы записали семнадцать выпусков, они со временем не теряют свою актуальность.
Тимофей: Они обязательны к прослушиванию и жалеть нечего, потому что они доступны. Наоборот, вы получите удовольствие, прослушав их целиком сначала. Жаль тем, кто их давно слушал, приходится ждать каждый выпуск, а у вас есть возможность получить высокий концентрат информации в один момент. Это здорово.
Дмитрий: «Пользуясь случаем, хочу задать вопрос», – пишет человек. – «Есть мечта: иметь в связке и постоянно использовать три устройства. iPod Classic привлекает отсутствием отвлекающих факторов (только музыка), классичностью и объемом 160 Гб; второе устройство – Fiio E17 Alpen (тут я еще не определился до конца). И третье – Bowers & Wilkins P3, вроде неплохие характеристики, просто очень нравятся внешне.
Я – меломан с большим стажем. По музыке: хард-рок, трэш-метал, AC/DC-Metallica, 50% рокабилли, 30% свинг, 20% – блюз. Насколько удачен или неудачен выбор? Что, по вашему мнению, нужно поменять? Спасибо».
Тимофей: Прекрасно, что нас слушают меломаны. Главное, что для них это интересно и полезно. Начнем с iPod Classic. Я бы этот элемент назвал слабым звеном, потому что современные проигрыватели, например, Fiio X3, Х5, Iriver Astell & Kern, это совершенно другой уровень. Это настолько ни на что не похоже по сравнению с тем, что предлагает бытовая аппаратура, что стоит того, чтобы послушать.
Если говорить о портативных плеерах такого уровня, то нет смысла задумываться о дополнительном усилителе Fiio Е17. Усилитель полезен тогда, когда уже есть плеер, менять его не планируется и просто его не хватает, чтобы «раскачать» приличные наушники.
Усилитель для наушников FiiO E17K ALPEN-2
Дмитрий: Помимо экономии, избавления от необходимости иметь лишние устройства, это еще даст другое звучание.
Тимофей: Да. На днях закончилась конференция Russian Content Marketing. И мы провели эксперимент: привезли наше оборудование, сделали стенд. Мы хотели посмотреть, как [отреагируют на это] обыватели, которые технологически более или менее в теме: все «крутятся около интернета», занимаются копирайтингом, контентом, видео – продвинутые люди, и вместе с тем, все-таки, обыватели, потому что ничего не слышали про качественный звук.
Максимум, чем они могли похвастаться, это тем, что могут сходить в сетевой магазин и посмотреть, какие там выставлены колонки. У кого-то что-то было установлено дома, но редко. Приятно, что подходили и здоровались люди, знающие нашу фирму и являющиеся давними клиентами Аудиомании.
В большинстве своем люди не знают, зачем нужно оборудование, для чего используют усилители наушников, если наушники включаются в плеер? Мы рассказывали людям, зачем все это нужно, и давали пробовать. Реакцию людей надо видеть – они слушают и задают вопрос: «Как же так, этого же не может быть?»
Мы привозили и плееры, давали людям послушать. Сравнивали музыку со смартфона и плеера. Сначала был пассивный скепсис, потом впечатление резко менялось: один человек слушал буквально двадцать секунд, осознал разницу и купил Fiio Х3. Ушел очень довольный.
Действительно, звучание очень сильно отличается, даже если взять приличный смартфон и усилители для наушников – топовый усилитель [возможно] даст похожий [на звучание качественного плеера] звук. Но, тем не менее, [между плеером и смартфоном] есть очень сильное отличие. Стоит послушать плеер.
Есть топовые Iriver, которые стоят под сто тысяч рублей, и их хорошо покупают. Но чтобы отдать сто тысяч за проигрыватель, который лежит в кармане, человек должен быть очень увлеченным. И такие люди есть. Средняя же цена таких устройств – 15-20 тысяч рублей. Fiio Х3 стоит 8 900 рублей – это разумный компромисс.
iPod Classic – это слабое звено, хотя он имеет большой объем. В современные плееры можно втыкать маленькие карточки памяти, которые практически не занимают места и стоят дешево. Можно иметь несколько карточек памяти. Это гораздо больше, чем 160 Гб. Наушники очень хорошие, но я бы предложил послушать и остальные. Если нравятся по дизайну B&W, хорошо, но это не единственная их модель наушников, есть и другие. Надо прийти, надеть и сравнить.
Портативный плеер FiiO X3 2nd gen
Дмитрий: Нельзя сказать наверняка, насколько удачно или не удачно [то или иное сочетание], это вопрос предпочтений.
Тимофей: Совершенно верно, тем более музыка достаточно требовательна к аппаратуре. Для тяжелой музыки важна детальность, и смена iPod в данном контексте даст огромный прирост впечатлений от этой музыки.
Дмитрий: Есть интересная новость – ежегодная выставка Hi-End и Hi-Fi аппаратуры. Мне интересно, есть ли смысл ходить на такие выставки. Человек приходит в большое помещение, где выставлена различная аппаратура и максимум, что он может сделать – это посмотреть на нее. Все остальное бессмысленно, ведь слушать в общем шуме невозможно. А здесь само помещение, площадка позволяет это все обойти.
Тимофей: Да, выставки аппаратуры, Hi-Fi и Hi-end техники проводятся в другом формате. Они проходят традиционно много лет в гостиницах.
Компания арендует комнату или несколько комнат и ставит там аппаратуру, которую можно послушать. Не просто поглазеть, а именно послушать. В этом году выставка проходит под названием «What Hi-Fi Show».
Как следует из названия, журнал [«What Hi-Fi»] приложил к ней свою руку. До того эта выставка имела другое название, и ее основателями были несколько дистрибьюторских компаний, которые занимаются Hi-Fi и Hi-End аппаратурой. В этом году журнал «What Hi-Fi» решил помочь в организации и впредь, наверное, эта выставка так и будет называться.
Сейчас есть всего две помогающие войти в курс дела выставки: «What Hi-Fi Show», которая проходит сейчас, и выставка «Premium Hi-Fi», которая проходит весной. Выставка проходит в «Крокусе». Организатор этой выставки МИДЭКСПО очень часто менял ее названия, она делилась, объединялась. Сначала было несколько разных выставок, потом они объединились в одну. Раньше фотофорум проводился отдельно, теперь он проходит в рамках Consumer Electronics & Photo Expo.
Была отдельная выставка Hi-Fi, сейчас [она проходит] в рамках этой же выставки Consumer Electronics, только в соседнем павильоне и тоже в гостинице. Если вы раньше никогда не были на таких мероприятиях, то один раз стоит сходить.
Поскольку выставка приходится на выходные, можно прийти и посмотреть, как это все выглядит. Фактически, в одном месте собрано большое количество аппаратуры и все, кто из себя хоть что-то представляет, дистрибьюторы, производители, дилеры, розничные компании, на этой выставке есть.
Пригласительный билет на Moscow Hi-End Show 2015
Наша компания всегда участвует во всех выставках, по-другому не может быть. Мы стараемся продемонстрировать аппаратуру так, чтобы ее можно было послушать, для этого применяем различные технологии. Например, если вы зайдете на сайт Аудиомании в раздел «Фотогалерея», вы сможете увидеть, как выглядят наши стенды, в том числе и в гостиницах. Мы стараемся завесить стены тканью, что создает дополнительный демпфирующий эффект, чтобы не было переотражений, и не создавалось паразитное эхо в данной комнате, да и просто для красоты.
Мы много лет так делаем, но почему-то никто с нас не берет пример. Странно. Обычно наши идеи очень быстро разбегаются по рынку. Также мы используем специальные акустические корректоры, которые позволяют скорректировать звучание в соответствии с огрехами помещения. Мы уже об этом рассказывали, и я очень рекомендую вернуться к этому подкасту и послушать его. Можно прийти и послушать, сравнить звук с коррекцией со звуком без коррекции.
Надо увидеть, насколько рынок интересен, разнообразен, посмотреть невиданные виниловые проигрыватели, высотой с человеческий рост. Если вам интересна тема аудио, то посетив эту выставку, можно понять, что происходит на рынке, как все выглядит, потрогать, послушать, задать вопросы. С этим не всегда легко, потому что представители некоторых компаний несколько свысока смотрят на обывателей, к сожалению, это неприятный момент, но он имеет место.
Если человек приходит совсем неподготовленный и задает странный вопрос, на него смотрят свысока и не хотят разговаривать. Если вы с этим столкнулись, приходите к стенду Аудиомании, у нас такого не бывает. Мы с удовольствием отвечаем на вопросы, рассказываем о технологиях, показываем все.
В рамках выставки будет проходить Винил-базар. Там собираются небольшие торговцы, продающие винил. Это, в основном, винтажный винил, и мы там будем со своим новоделом, с новым винилом, который производится сейчас по современным технологиям. Все это можно купить.
На выставке будут три компании, которые будут заниматься продажей [акустических систем]. Вы сможете зайти в любую комнату послушать, и если захотите что-то купить, сможете обратиться в одну из трех компаний. Одна из них – это Аудиомания. Что-то можно будет приобрести прямо на выставке, либо сделать предварительный заказ и получить товар с доставкой. Очень интересное мероприятие, не так уж часто оно проходит, и посетить одну из двух выставок есть смысл. Я бы рекомендовал.
Наша экспозиция на Moscow Hi-End Show 2015
Дмитрий: А если попробовать сравнить с тем, что есть в шоурумах, насколько много там отличий в плане набора оборудования?
Тимофей: Если ходить по Hi-Fi компаниям, шоурумам, то возможностей будет больше, вам уделят, конечно, больше внимания, вы сможете акустику поменять: одну отключить, другую подключить. На выставке это не всегда возможно.
Некоторые компании собирают только один комплект, и сравнить его не с чем. Иногда можно даже получить отказ в просьбе поставить свой диск и послушать его. Мне непонятно, для чего такие компании приходят на выставку, если не дают послушать и оценить. Поэтому в шоурумах больше возможностей, и само помещение больше располагает к прослушиванию.
Компаний много, и не везде все есть. Выставка – уникальный момент, когда в одном месте можно послушать все это, не тратя несколько дней на то, что можно сделать за несколько часов.
Дмитрий: Да, основной плюс в общении и в том, что можно разобраться в отношении к тебе, как к клиенту.
Тимофей: Да. Поскольку на выставке очень много дистрибьюторов, которые ничего не продают в розницу, а являются представителями компаний, производящих аппаратуру, ждать от них особого отношения не стоит. На выставке у них задача – показать аппаратуру и привлечь дилеров, тех, кто будет продавать эту аппаратуру в розницу. В показать что-то новенькое, чего еще нет в продаже. Те дилеры, которые уже работают с этими дистрибьюторами, могут прийти и посмотреть на новинки.
У розничных компаний другая задача – показать решения, новинки для конечных потребителей, объяснить, как они работают, дать послушать и оценить, насколько это интересно, нужно и полезно.
Автор: Аудиомания