Сегодня мы публикуем транскрипт специального выпуска, в ходе которого мы уже во второй раз отвечаем на вопросы слушателей подкаста «Звук» [Подробнее о подкасте] [Прослушать этот выпуск].
- [читать] [слушать] Говорим о домашних кинотеатрах;
- [читать] [слушать] Интерьеры для звука;
- [читать] [слушать] Интерфейсы и кабели;
- [читать] [слушать] Простыми словами о цифровом и аналоговом звуке;
- [читать] [слушать] Домашняя акустика и ответы на вопросы;
- [читать] [слушать] Мнение инженера: Как создать свою экосистему звука;
- [читать] [слушать] Качество аудиосистем: Стоит ли доверять «красивым графикам» и обзорам в прессе;
- [читать] [слушать] Ответы на вопросы слушателей;
- [читать] [слушать] Бас словами музыканта;
- [читать] [слушать] Аудиосистемы для дома и домашние кинотеатры;
- [читать] [слушать] Аудиотехника для дома и мероприятий;
- [читать] [слушать] Цифро-аналоговые преобразователи;
- [читать] [слушать] Портативные аудиосистемы;
- [читать] [слушать] Каждый инженер мечтает сделать S-90.
Дмитрий Кабанов: Мы сегодня решили разобраться с вопросами, которые продолжают поступать в виде отзывов к подкасту «Звук» в iTunes. Первый вопрос: «Вы говорили в прошлых выпусках: чтобы реально улучшить качество прослушиваемой музыки через ПК, надо купить ЦАП. Но одновременно с этим вы говорите, что если подключить усилитель, сразу почувствуешь разницу. Что брать, если слышал, что в усилителях уже есть ЦАП? А если сначала подключать ЦАП, а после в цепочку усилитель?» – запутанный вопрос…
Тимофей Шиколенков: Да, нет. На самом деле вопрос обычный. Мы на что-то подобное уже отвечали. Во-первых, ЦАПы, встроенные в усилитель, действительно существуют. Они бывают разных классов. В отрыве от контекста их бессмысленно сравнивать. Можно сравнивать отдельный ЦАП и конкретный усилитель со встроенным ЦАПом.
Усилитель нужен в любом случае. Есть в нем ЦАП или нет, это вопрос второй. Сам по себе ЦАП усилителем не является. Но некоторые ЦАПы могут быть еще и усилителями для наушников. Почему лучше ЦАП, чем звуковая плата? Это некорректное утверждение, потому что надо сравнивать конкретные модели звуковых плат с конкретными моделями ЦАПов.
Если сравнивать класс устройств: ЦАПы в целом и звуковые платы, это почти одно и то же. ЦАП – это специализированное устройство, которое предназначено для воспроизведения музыки с компьютера или любого другого устройства, которое подает на ЦАП сигнал в цифровом виде. Он его декодирует, превращает в аналоговый звук. Дальше звук усиливается обычным аналоговым усилителем и подается на обычные аналоговые колонки, которые мы слышим нашими обычными аналоговыми ушами.
Основное отличие состоит в том, что если ЦАП – это специализированное узконаправленное устройство, предназначенное исключительно для декодирования цифрового звука и его превращения в аналоговый, то звуковая плата – это более универсальное устройство. Есть различные модели звуковых плат. Если звуковая плата дорогая, это не значит, что она будет звучать лучше, чем ЦАП.
Внешний ЦАП Pro-Ject USB Box S
Дмитрий: Вторая часть вопроса: почему мы советуем ЦАП каждому компьютеру, а не усилителю? Может, нужно брать и то, и то?
Тимофей: Возможно, надо брать и то, и то, потому что надо понять, для какой цели покупается звуковая плата. Если задача – записывать звук, то ЦАП не умеет записывать, ЦАП умеет только воспроизводить. Есть разные звуковые платы с разными характеристиками, предназначенные совершенно для разных вещей. Есть звуковые платы, которые предназначены для многоканальной записи. Это профессиональные звуковые платы, которые помогают превратить компьютер в полноценную студию.
ЦАП здесь никак не поможет, потому что ЦАП – это устройство для прослушивания музыки. То есть сравнивать их бессмысленно. Если звуковая плата имеет только выход, что редко – обычно имеется еще и линейный или микрофонный вход, это одна ситуация. Если же звуковая плата не имеет никаких входов, а имеет только выход, то, фактически, мы имеем дело не со звуковой платой, а с ЦАПом. Вот, собственно, и все.
То есть, чтобы сравнивать, что лучше, а что хуже, что надо, а что не надо, надо исходить из задач. Если задачи разные, универсальные, и нужно записывать звук, а не только воспроизводить, то очевидно, что понадобится звуковая плата. Если задача – только воспроизведение музыки, то звуковые платы пасуют перед качественными ЦАПами даже при сравнимой стоимости этих устройств.
Причина понятна. В звуковой плате больше всего «напихано», это более многофункциональное устройство. И они по определению не могут стоить одинаково по себестоимости. Как правило, ЦАП звучит лучше при одинаковой стоимости со звуковой платой.
А усилитель понадобится в любом случае. Звук надо как-то усиливать и отправлять на колонки. Если, конечно, мы хотим слушать через колонки. Опять же, отдельно стоящий усилитель для наушников [тоже] будет лучше встроенного в ЦАП. Надеюсь, понятно объяснил.
Усилитель для наушников Pro-Ject Head Box S USB
Дмитрий: Переходим к следующему вопросу: «Расскажите, пожалуйста, про выбор студийных микрофонов и наушников для студии, само собой, домашней. Заранее спасибо».
Тимофей: Не совсем наш профиль. Профессиональное оборудование – это отдельная большая тема. Единственное, что я здесь могу сказать, домашняя студия – достаточно растяжимое понятие. Сказать, что для создаваемой студии надо какое-то определенное оборудование, немного странно, потому что неизвестно, что в этой студии будет происходить.
Дмитрий: Запись вокала, запись инструментов, сведение. Куча задач, еще больше, чем для прослушивания в любительском режиме.
Тимофей: Все правильно. Очень много задач. Очевидно, что надо подбирать те наушники, которые понравятся, которые будут удобны и не будут утомлять, будут удовлетворять требованиям звукорежиссера, который будет ими пользоваться.
Недаром профессионального оборудования огромное количество. Огромный выбор микрофонов. И, опять же – не потому, что они все одинаковые и есть дешевые и дорогие – они все предназначены для разных задач. Отдельные для вокала, отдельные для разных инструментов. Боюсь, что, к сожалению, тут мы дать универсальный совет не можем, потому что в таких вопросах обязательно нужен диалог.
Дмитрий: Это точно. Тогда, если у слушателя появятся какие-то дополнительные комментарии к этому вопросу, можно их оставить в отзывах в iTunes, а мы уже по ним пойдем заново отвечать.
Тимофей: Если говорить про Аудиоманию, я обычно предлагаю задавать вопросы нашим консультантам, звонить по нашему телефону. В данном случае я этого не предлагаю, поскольку профессиональное оборудование – не наш конек.
Есть много компаний, которые занимаются профессиональным оборудованием и рекордингом, у них есть микрофоны и наушники. Мониторные наушники у нас можно купить, а микрофоны и все, что касается студийного оборудования, к сожалению, нет.
Дмитрий: Хорошо. Идем дальше. Слушатель задает вопрос, связанный с Apple: «В одном из следующих выпусков хотелось бы услышать мнение профессионалов об экосистеме технологий и устройств AirPlay от Apple. Думаю, многим подписчикам подкаста, выходящего в iTunes, будет интересно его услышать. Использую акустику 2.0 начального уровня (ресивер и спикер Yamaha, общий бюджет – тысяча долларов) в сочетании с Apple TV. Музыка стримится с помощью iPhone/Mac из iTunes Match, качество 256 кбит/с. Правда ли, что использование технологии AirPlay не ухудшает качество звука? Прошу осветить именно эту технологию, так как отказ от проводов в пользу Wi-Fi был осознанным».
Тимофей: Во-первых, надо понять, какая задача. Из вопроса я так и не понял, есть у человека это самая начальная акустика с ресивером, или он только собирается ее покупать.
Дмитрий: Использует.
Тимофей: Что касается стандарта AirPlay, то тут все хорошо, и дополнительных помех он действительно в звук не вносит, особенно, если мы говорим о передаче сжатого звука по Wi-Fi. Wi-Fi, сам по себе, достаточно шустрый. В теории и в практике он не настолько шустрый, насколько хотелось бы, потому что вокруг нас огромное количество точек доступа и огромное количество устройств. Частота сильно захламлена, и скорость не такая, как хотелось бы.
Но для звуковых файлов сжатых форматов пропускная способность более, чем достаточная. Поэтому, если вы параллельно не загружаете чем-то ваш Wi-Fi, то никаких проблем нет, и никаких дополнительных искажений AirPlay не создает. Тут вопросов нет.
Дмитрий: В принципе, если подумать логически, то iTunes Match как раз предоставляет то сжатие, тот формат, который рассчитан для того, чтобы использовать его с помощью технологии AirPlay, и слушать что-то на воспроизводящих устройствах Apple.
Тимофей: Все правильно. Тем более, если мы говорим про достаточно бюджетное решение, про базовую недорогую акустику, то на ней все будет хорошо, и можно слушать более-менее сжатые записи, понятно, что с потерями, но не особо большими.
Но если мы подвинемся по уровню немного выше, будет более дорогая аппаратура, и мы будем слушать музыку не с помощью ресивера, а с помощью стереоусилителя или подумаем, как еще можно сделать – потому что это действительно большая беда, когда люди для того, чтобы слушать стереозвук, покупают ресивер… Я часто последнее время замечаю на форумах такие вопросы: «Какой мне купить ресивер, чтобы слушать музыку?» Ресивер – это кинотеатральное устройство, это процессор, это многоканальный усилитель.
Но эта тема достаточно давно «идет». Люди, собираясь слушать музыку, считают, что усилитель – это какой-то динозавр, и надо покупать что-то более современное под названием «ресивер», который, по сути, тот же усилитель, только с дополнительными прибамбасами.
Дмитрий: Здесь надо реально посмотреть на избыточность того функционала, который он дает, и оценить, насколько это дороже.
Тимофей: Дело в том, что если мы сравниваем цены на стереоусилитель и на ресивер, то мы понимаем, что одинаково стоящие усилитель и ресивер дают совершенно разный результат. Ресивер – это не только многоканальный усилитель, хотя надо понимать, что несколько каналов усиления тоже стоят каких-то денег. При этом надо понимать, что там еще и процессор, который тоже стоит денег. И всякие дополнительные фишки, которые для воспроизведения стерео реально не нужны.
Если развернуть ресивер и посмотреть, сколько у него разъемов, окажется, что, как правило, вся задняя панель «утыкана» ими. Для стереозвука это все не нужно абсолютно. Сравнимый по цене усилитель, будет звучать гораздо лучше.
Если, конечно, ресивер покупается для того, чтобы в основном смотреть кино, но в том числе он нужен и для того, чтобы слушать музыку, то это решение оправдано. Оно может быть впоследствии и улучшено, например, сначала люди покупают ресивер, а потом докупают к нему еще усилитель мощности, подключая его к линейному выходу ресивера. Фронтальные колонки усиливаются отдельно стоящим усилителем мощности. Это сильно сказывается на качестве. Качество растет не потому, что усилитель стал более мощным. Мы получаем более качественный звук.
Дмитрий: Ну, да. Понятно.
Тимофей: К сожалению, не всем это понятно. Поэтому, возвращаясь к теме AirPlay, еще стоит сказать, что когда люди модернизируют свою систему – ставят более серьезную аппаратуру, более серьезный усилитель, более дорогую акустику – тут выясняется одна забавная вещь: те файлы, которые раньше хорошо звучали и нравились, почему-то [на новой технике] звучат гораздо хуже.
Дело в том, что все огрехи, проблемы сжатия с потерями вылезают наружу. Они становится слышимыми. Если на более дешевой технике они маскируются, их не особо слышно, то на более дорогой аппаратуре они заметны по полной программе.
Было несколько забавных ситуаций, когда новый сотрудник приходит работать в Аудиоманию, мы ему показываем в подробностях, что мы продаем, какие возможности, какая аппаратура. Он приносит свою музыку из дома, ставит и не понимает, что происходит. Те записи, которые он слушал, звучат плохо. Слышны дополнительные помехи, артефакты.
Берем и ставим ту же музыку, но записанную на компакт-диски или файлы высокого разрешения, и у человека наворачиваются слезы. Он продолжительное время слушал музыку «не целиком». Он слушал лишь часть музыки.
Вторая проблема, о которой я всегда предупреждаю, потому что жизнь никогда не будет прежней после того, как люди узнают, что на самом деле слушают лишь часть музыки, заключается в том, что им приходится обновлять всю свою музыкальную коллекцию. Им приходится начинать собирать ее заново.
Дмитрий: Как раз добрая часть этой темы с пониманием всего спектра возможностей, которых можно достичь, завязана еще и на том, где это все стоит, то есть на помещениях, на работе с вашим домом, по сути. Мы разбирали эту тему с одним из сотрудников Аудиомании, написали большой пост. Я думаю, сейчас будет интересно некоторые вопросы еще раз осветить в подкасте.
Тимофей: Да, конечно.
Дмитрий: Был вопрос по поводу того, как проверять результат работ инсталлятора или инженера, занимающихся установкой аудиооборудования и соответствующих дополнительных элементов и мебели. Что нужно проверять по результатам этой работы, как это делать, и в чем разница между работой независимого эксперта и компании?
Тимофей: Вопрос реально очень объемный. Во-первых, по поводу того, что проверять. Если просто привезли технику, подключили и включили, то тут, как правило, и не инсталлятор работает. То есть тут не нужен специалист – люди способны справиться сами, ничего сложного нет. Воткнуть провода куда следует и произвести первичную настройку – это достаточно простая задача, и любой обыватель с ней справится.
Если мы говорим о действительно серьезном проекте, то в нем участвуют и архитектор, и дизайнер в зависимости от того, где это пространство находится: в квартире, в доме или это ландшафтный дизайн. В последнее время у нас много проектов уличной озвучки, причем именно домашней, когда люди сидят у мангала, разговаривают, ждут, когда приготовится шашлык, и слушают музыку. Это интересная тема, мы этим тоже занимаемся. Кроме того, у нас еще есть забавные проекты по «озвучиванию» бань, саун.
Что касается совместной работы, результат – это не сюрприз для потребителя, это закономерный результат, это то, что он и собирался получить. При работе с инсталляторами клиенту сначала демонстрируется аппаратура в шоуруме. Очевидно, что человек, который послушал эту аппаратуру, приносил свои диски, свою музыку, слушал и выбирал аппаратуру, которая ему будет установлена. Поэтому итоговое качество звука не может быть сюрпризом. Звучать оно должно так же как в шоуруме.
Тут могут возникать различные вопросы, по большей части связанные именно с помещением и с теми проблемами, которое это помещение в себе таит. При планировании такого проекта инсталлятор должен быть в курсе того, что будет стоять в этой комнате, в курсе отделки, которая будет проводиться в этой комнате.
Услуги по инсталляции акустики (пример московской квартиры)
Дмитрий: То есть для него это серьезная задача. Он не приходит с коробкой, из которой достает то, что ему покажется в данный момент подходящим, и потом не пытается это все настроить, подыграть и решить на месте все возникающие по ходу проблемы и нестандартные сложности.
Тимофей: Конечно, нет. Конечно, все планируется заранее, планируется акустическая подготовка помещения. В последнее время у людей появилось стремление к минимализму, когда аппаратуры вообще нет, ничего не видно, все спрятано, много свободного места. В таких помещениях, особенно в больших, возникает куча проблем, потому что начинаются звуковые переотражения, эхо. Слушать музыку в таких помещениях очень сложно.
Для таких помещений существуют различные решения, в том числе дизайнерские. У нас, например, есть специальные акустические панели, которые являются, в том числе, и элементом декора, элементом дизайна. Эти панели не просто поролоновые, они бывают в разном дизайне, в разном цвете. Мы в связи с этим собирали дизайнеров несколько раз, показывали им и рассказывали, как это работает.
Люди очень удивлялись тому, что что-то, не относящееся к дизайну, помогает и в плане звука, и в плане дизайна декорировать помещение. Бывают ситуации, когда люди не хотят ничего подобного устанавливать. В таких ситуациях используются специализированные акустические корректоры. Это не программа, не приспособление, которое вешается на стену, это устройство, визуально похожее на маленький усилитель, у которого есть вход, выход и микрофон.
Микрофон ставится на то место, где, предположительно, чаще всего будет находиться слушатель. Поскольку через устройство проходит сигнал, оно «слушает» через микрофон, что получилось в итоге, и корректирует сигнал таким образом, чтобы он максимально был похож на то, на что он должен быть похож.
Цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 8033S-II
Дмитрий: За счет него мы теоретически можем сэкономить время и деньги на переустройство самого помещения.
Тимофей: Да, иногда такие корректоры очень выручают. Мы используем их особенно часто на выставках, когда приходится демонстрировать акустику в абсолютно неподготовленном помещении, а подготовить это помещение невозможно, поскольку оно не наше.
Мы об этом уже рассказывали в прошлых выпусках. В данном случае надо повторить, что эти устройства полезны, когда возникает противостояние дизайна и качественного звука. Когда надо найти не просто компромисс, а сделать бескомпромиссно и то, и другое, чтобы и дизайн устроил клиента, и звук. Как правило, вопросы дизайна решает женщина, которая живет в этом доме, а вопросы звука – мужчина. Так традиционно бывает. И, естественно, ни тот, ни другая не готовы идти на какой-либо компромисс, тем более, что это стоит достаточно немалых денег.
Дмитрий: Здесь еще важно понимать разницу между работой какого-то независимого эксперта, который может прийти и уйти. Сегодня он есть, а завтра он поменял телефон, уехал в другой город, а ваша сложная система собрана им как готовая программа, для которой сложно сделать reverse engineering и понять, как все устроено. Не каждая компания возьмется помогать вам разбираться с такой системой.
Тимофей: К сожалению, в такой ситуации практически никакая компания не возьмется за работу. Настройка подобных систем очень похожа на программирование. Никакой программист по собственной воле не захочет лезть в чужую программу и разбираться, как она работает, особенно если это большая программа.
Были случаи, к нам обращался человек, которому сделали большой серьезный проект, «умный дом» по полной программе, не только аудио и видео, это и свет, и управление шторами. Случилось так, что инсталлятор, который это делал, уехал в другую страну. Телефон он не поменял, дозвониться до него было можно. Случилось так, что оборудование вырубилось после грозы и после перезагрузки работать отказалось, даже невозможно было включить свет в помещении.
Нельзя сказать, что частные инсталляторы плохие. Есть довольно светлые головы. Вопрос в том, какие возможности у них есть. Как правило, у частных инсталляторов нет возможности организовать какое-то место, где можно продемонстрировать оборудование. До 2008-2009 годов была такая мода: инсталляторы ездили по клиентам с каталогами показывали, какая колонка установлена у соседа, и предлагали клиенту взять такую же. Люди на это нормально реагировали.
Это все кончилось, когда начался кризис. Люди начали внимательнее относиться к тому, на что они тратят деньги и сколько они тратят. В тот период инсталляторов стало меньше. Спрос на их услуги достаточно сильно упал. Сейчас серьезные инсталляторы, как правило, работают с какой-то компанией. Если это чисто инсталляционная компания, то особой разницы между частным инсталлятором и инсталляционной компанией нет. Как правило, у них также нет доступа к большому спектру оборудования, у них нет времени на тестирование этого оборудования, нет возможность съездить на завод.
Это зачастую бывает очень важным фактором. Наши инсталляторы часто ездят к производителям и там набираются уму-разуму. Бывают очень нестандартные ситуации. В случае с инсталляциями каждая ситуация нестандартная, потому что каждый проект уникален. Одинаковых проектов не бывает. А у производителя уже набралось большое количество кейсов: как применяется оборудование, какие есть комбинации, где что работает, поэтому это бывает полезно.
К сожалению, инсталляционные компании, как правило, этого не могут, и частные инсталляторы, соответственно, тоже. Доходит до абсурда. Бывают случаи даже за рамками «сложных» историй. У меня есть знакомый, который поехал на Горбушку, чтобы сэкономить на покупке аппаратуры. Купил ресивер одного известного японского производителя в одном закутке, а в другом закутке купил blu-ray проигрыватель другого известного японского производителя.
Потом привез все домой, подключил, и выяснилось, что объемный звук получить не удается. Удается получить только стереозвук.
Ресивер показывает, что blu-ray проигрыватель передает стереозвук, хотя там установлен диск blu-ray. Должен выдаваться полноценный объемный звук, а он не выдается. Когда возникла проблема, он позвал меня, и мы провели целый день в попытке что-либо настроить. Я привлекал и инсталляторов наших по телефону. Перепробовали все, что можно, и ничего не получилось, при том, что оба устройства соответствуют стандартам.
Дмитрий: В итоге все решилось по воле случая?
Тимофей: В итоге я случайно выключил ресивер и включил его заново во время воспроизведения диска. И появился многоканальный звук. В тот момент, когда звук уже шел по цифровому интерфейсу, ресивер его «подхватил».
Теперь человеку, чтобы посмотреть фильм с объемным звуком, надо все включить, запустить воспроизведение фильма, потом выключить ресивер, включить его. Понятно, что это решение. Другой вопрос, что человек за свои деньки приобрел себе проблему. Не очень понятно, зачем.
Самое главное, что раскрутить обратно эту историю невозможно, потому что оборудование абсолютно исправное, но куплено в двух разных местах. В каждом из этих магазинов стоит другое оборудование, с которым оно прекрасно работает. Сервисные центры не диагностируют никаких проблем, потому что устройства исправны.
Дмитрий: Это как раз тот самый случай, когда вы не можете заранее предугадать возможные сложности.
Тимофей: Естественно, у инсталляторов, которые постоянно с этим сталкиваются, есть опыт, у них есть возможность заранее проверить, работает ли данное оборудование с другим. Особенно, если у клиента уже есть какое-то оборудование – проверить, будет ли оно совместимо.
Действительно, бывают разные случаи с телевизорами, с проекторами, когда например, ресивер не работает с проектором. Не выдает сигнал и все. Казалось бы, ресивер – просто коммутатор. У него на входе сигнал и на выходе сигнал. А вот не работает: на входе сигнал есть, а на выходе сигнала нет. Если напрямую подключить источник к проектору, работает, если через ресивер подключить, не работает.
Такие ситуации, как правило, хранятся только в голове инсталлятора, больше они нигде не хранят эту информацию. Только благодаря большому опыту они могут что-то сказать заранее – будет что-то работать или нет. Если проект касается дополнительного управления, если используется несколько стандартных пультов управления, и на это «навешена» еще достаточно серьезная система, то надо сразу задуматься, будет ли она работать, сможет ли кто-то в случае проблемы ее перенастроить.
Дмитрий: Да, это важно.
Тимофей: Что касается проверок: проверять надо, работает ли это все. Неплохо было бы включить технику на какое-то продолжительное время, на несколько часов, чтобы убедиться, что все хорошо работает, особенно если аппаратура спрятана где-то в подсобке и управляется, например, с iPhone.
Полезно «прогнать» все запланированные сценарии, то есть нажать на кнопочки, которые опускают шторы, выкатывают экран, включают проектор. Этого будет достаточно. Что касается изображения и звука, они должны быть теми, которые были изначально запланированы.
Если система имеет доступ в интернет, надо его проверить. Если Skype предусмотрен – кому-нибудь позвонить. Надо проверять потребительские свойства, которые были изначально заложены в проект. Если они, конечно, были заложены, потому что бывает так, что проект сделали, а у человека возникли еще идеи, как его дополнить и улучшить. Естественно, надо это все продумывать, и желательно все продумывать с самого начала.
Готовые решения Аудиомании в виде простых комбинаций устройств
(пример для домашней стереосистемы)
Дмитрий: Тема большая и интересная. Я думаю, что мы будем возвращаться к ней вновь, обсуждая не только интерьеры, но еще и инженерные аспекты, когда будем привлекать к диалогу инженеров, которые работают непосредственно с оборудованием.
Автор: Аудиомания