Однажды наступает такой момент, когда твой руководитель подходит к тебе во время обеда, кладёт руку на плечо и, глядя добрыми глазами, говорит: «Сынок, ты уже совсем большой, поэтому можешь поехать на крупную конфу — рассказать там про наш продукт и какая мы классная компания. Давай! Наш менеджер по контенту уже договорился, наплёл, что ты классный мегаспикер, тебе напишет мужик с конфы, договоритесь».
Всем привет! Это Игорян, и внезапно для себя за месяц я выступил на четырёх конференциях, иногда по два выступления в неделю в разных городах. Поэтому я решил отдохнуть от темы ПромоСтраниц и сегодня рассказываю вам, как выступать хорошо, а плохо не выступать. Эта статья поможет тем, кто ещё не спикер, но хочет им быть для саморазвития. А ещё и тем, у кого уже был опыт выступлений, но получилось скомканно, душновато, а люди рассосались в процессе. Я начинал так же и кое-что усвоил за свою пару десятков конференций.
Делюсь.
Кой чёрт мне идти на эту конфу и какая мне с неё польза?
Первая реакция на очередную навешенную задачу — послать её лесом. Не спешите отказываться.
Во-первых, выступления формируют образ вас как тру-специалиста на IT-рынке, работают на личный бренд — даже если конфы отраслевые, ваше лицо примелькается у директоров, и работу станет найти резко проще.
Во-вторых, выступления приносят продажи. Ведь если кейсы рассказывают, значит, это кому-нибудь нужно? В моём случае выступление на том же «Суровом», на который я гоняю каждый октябрь уже четвёртый год, даёт около 20 заинтересованных контактов, из которых 4–5 прямо идут в категории «переговоры» — и они покупают.
Так что, если вы «юный продаван», вам выступать актуально втройне: покажете себя спецом, получите лиды и в целом научитесь говорить по своей теме быстро, уверенно и красиво. В конце выступления вам будут задавать вопросы — волей-неволей придётся отвечать и прокачиваться как профессионал в теме, обретать насмотренность. Это всё очень карьерно полезно.
Как составлять материал
Окей, вы подписались под выступление и связались с куратором. Он будет требовать у вас прислать тему и тезисы.
В целом между написанием хорошей статьи и хорошим выступлением много общего. И там и там вы должны рассказать связную иллюстрированную историю, которая доносит до слушателя конкретную мысль и раскрывает её примерами. Просто в статье это делается в письменной форме.
Логично: первым делом необходимо сформулировать саму эту мысль. Иногда у конфы будет прямой запрос и тематика, но если нет — могу посоветовать просто прикинуть, что новое вы осознали в последний год-два, и об этом можно поведать рынку.
У вас изменился подход к услуге? К упаковке услуги и её продаже? К клиенту? Вы поняли, что надо работать по-другому? Вы нашли новую нишу? У вас сложный кейс, в ходе выполнения которого вы преодолели некие сложности и изменились, получили опыт?
Шикарно!
Что угодно из этого списка вы записываете, пока криво и «топором обрубленно». В моём случае для последнего выступления мысль звучала так:
«Мы раньше думали, что ПромоСтраницы не продают, и только охватную рекламу там делали. А потом Яндекс добавил в них кучу новых фишек, мы попробовали — оказалось, ПромоСтраницы продают, и у нас появились классные кейсы»
Немного покатав данную мысль по нёбу и признав её годной, мы начинаем придавать ей кликбейтно-заголовочный колорит, и она начинает звучать так:
Огонь, теперь нужны тезисы.
Вот вам мой пошаговый гайд, как детализировать любую тему и составить тезисы выступления:
-
Традиционно в первые пять минут мы должны погрузить аудиторию в тему. Мало ли, вдруг вы тут решили опять рассказать про преимущества Agile-подхода на примере кейса, где он вас спас, а часть аудитории со Scrum не знакома. Значит, имеет смысл кратко рассказать — главное, прикольно, чтобы и знакомые не заскучали. Для синхронизации ваших вводных и вводных самой аудитории ретроспективу надо задавать всегда.
-
Затем несколько пунктов мы посвящаем «мясу». Сперва, например, рассказываем в теории — как мы пришли к идее. Это ещё минут десять.
-
Далее показываем процесс на практике — на примере кейса, где мы даём уже живую фактуру и цифры. Это ещё минут десять.
-
Далее можно дать советы: как делать надо, а как не надо, о чём стоит помнить, чтобы достичь успеха, если вы решили «повторить». Это ещё минут пять минимум.
-
Вот, в принципе, стандартное 30-минутное выступление и стало концептуально понятным.
Накидываете «криво и топором» написанный короткий рассказ в нейросетку, чтобы она превратила это в красивые тезисы (а вы ей при этом помогли).
Промпт может быть в духе:
Ты опытный спикер отраслевых конференций в тематике [тематика]. В скором времени необходимо будет выступить с темой [тема]. В процессе выступления будет изложена следующая история [ваш материал] и итоговые выводы [ваши выводы]. Сформулируй пять тезисов к выступлению, которые логично и последовательно отображают данный материал. Они должны интриговать и вызывать у аудитории желание посетить данное выступление.
Путём нескольких прогонов промпта нейросеть накидает множество вариантов, доработав и перекомпоновав которые вы получите вполне приличные тезисы.
В итоге они будут выглядеть как-то так:
Отправляем тезисы куратору, узнаём, к какой дате он хочет первую версию презентации.
Презентация
Умение делать презентации сейчас входит в базовый пакет любого сотрудника любой фирмы. А если вам меньше тридцатки, значит, вас заставляли делать это ещё в школе. Поэтому Америку вам не открою. Напомню некоторые моменты.
По программной части. Рекомендую всё-таки Power Point, а не простые, как доска, гуглодоки. Многие кураторы просят делать онлайн именно в них. Это возможно, но при конвертации потом в PDF (а на выступление требуют его) могут поехать шрифты и будет грустно.
По визуальной части. Базовые принципы адекватной презентации в том, что буквы в ней должны быть большие, яркие, прямоугольные, контрастные, а ещё их не должно быть много. Заголовка и пяти пунктов достаточно.
Что касается оформления, оно может быть каким угодно. Но лично мои два любимых стиля — это:
Или, если по-простому, белый текст на чёрном фоне, чёрный текст на белом фоне. Ничего практичнее и контрастнее человечество пока ещё не придумало. Впрочем, заголовки желательно выделять или подчёркивать фирменным цветом организации, который можно взять из логотипа. В моём случае — красным.
Что касается создания презы, здесь меня выручает следующий подход: сперва я просто пишу на каждом слайде по центру свои мысли, что на этом слайде должно быть. При перелистывании слайдов получается некий связный рассказ, пусть и кривой.
А уж потом я превращаю фразы в стиле «тут, короче, я должен рассказать, какую бомбическую работу мы проделали, когда писали 50 текстов для А/Б-теста» в нормальный слайд.
Кстати, это совершенно не обязательно делать по порядку.
Как готовиться
Готовиться — необходимо. К десятому выступлению можно готовиться один раз, но к первому — все десять.
Мастерство на ходу заменять слова синонимами без потери качества повествования приходит не сразу. Но, рассказывая один и тот же текст в десятый раз, вы железно расскажете его прилично. Поэтому ставим таймер, ставим видео, снимаем себя на камеру (можно Zoom) и начинаем читать. Потом смотрим видео, ловим косяки — тщательно подумав, исправляем трешовые формулировки на нормальные.
К сожалению, у человеков есть свойство: когда мысль сказать хочется и надо, а
Кстати, видео поможет ещё и попасть в тайминг. Наверняка первые несколько прогонов будут или короче, или длиннее необходимого. Тогда, глядя на видео, вы сможете определить, где вы тормозите или торопитесь. Позже, к пятидесятому выступлению, ваши внутренние часы будут безупречными. Я лично заканчиваю свои выступления практически минута в минуту.
Когда выглядит уже прилично, можно делать финальный прогон. Идеально делать его перед какой-никакой живой аудиторией. Можно перед родственниками, друзьями, отделом своим, в конце концов. Финальный прогон лучше делать накануне, а вот непосредственно перед самим выступлением
Последние полчаса лучше провести спокойно и как-то даже рутинно. Книжку почитать, смешные видео посмотреть, разгрузить голову.
Практические советы во время выступления
Здесь первый практический совет — в обязательном порядке сходить перед выступлением в туалет. Если вы выступаете нерегулярно, а то и в первый раз, неизбежно определённое волнение. А в животном мире волнение неизбежно связано с процессом опорожнения кишечника — чего с собой лишний балласт носить, когда убегать придётся? Человек эволюционно хоть и венец творения, но ходить всё выступление со сжатыми булками — удовольствие значительно ниже среднего.
В начале выступления не лишним будет придумать интересное приветствие. Тут техник много, одна из самых распространённых — небольшой small talk, как бы по делу: «Иду я к вам на конференцию и тут вижу: дети на улице пузыри жвачки надувают. Ну я и думаю: расскажу про Agile, потому что он гибкий и упругий… как жвачка, поняли, да?»
Лично я не сторонник именно этого подхода, уж очень он притянут за уши. Люблю просить ведущего представить меня покороче, чтобы я мог оторваться на «минуте тщеславия» и представить себя сам.
Шутейка про «минуту тщеславия» и «сам себя представлю» незамысловатая, но как-то настраивает аудиторию, что спикер не совсем унылый.
Шутки и интересные экспромты — это must have в любом выступлении. Главное, чтобы они не были действительно придуманы на ходу. Любой ваш «случайный» экспромт должен быть тщательно заранее отрепетирован и взвешен. Я люблю давать нетипичное и странное сравнение, которое звучит как придуманное второпях и только что, эдакое сравнение ежа с ужом: «SEO работает медленно, зато стоит дорого».
Всё это тщательно заготовлено заранее. Переключение внимания: серьёзная информация + шутка + снова важная информация — это контролируемая манипуляция. Пусть лучше слушатели и зрители на вас отвлекаются, чем на свой телефон или короткую юбку соседки справа. Таким образом, весь доклад воспринимается на одном дыхании.
Мне видится в этом секрет успеха, а ещё — в активной мимике, артикуляции и жестикуляции. Аудитория любит эмоцию, а унылого спикера, читающего презентацию с экрана, не любит.
Итоги
В заключение советы — ёмко и коротко:
-
Составляйте тему и тезисы сперва топорно, затем нейросеткой и только потом шлифуйте.
-
То же самое с самими слайдами — топором, нейросеткой, потом творчеством.
-
Белое безмолвие и чёрный космос — веками проверенные стили презентации.
-
Выступление должно быть живым, с шутками, вопросами в зал и пр. Всё это придумывается заранее.
-
Десять репетиций в начале карьеры спикера обязательны.
-
И главное — гадить ДО презентации, а не во время)
Если моих советов по подготовке к конференции вам будет недостаточно, посмотрите интервью с Дмитрием Румянцевым — это основатель Сурового питерского форума и, пожалуй, самый скиловый организатор конференций в нашей стране (вариант для тех, кто любит без ВПН). Дмитрий подробно разбирает, как спикеру с нулевым опытом попасть на конференцию, причём бесплатно.
Автор: Gorich