Стартовые страницы музыкальных стримингов (включая российские) с пятого июня для Европы и 8 для США рекламируют свежий альбом «Drones» ансамбля Muse. Права на запись принадлежат Warner Bros., мейджор-лейблу в собственности Access Industries Леонида Блаватника.
Музыкальные сервисы проигрывают один из треков альбома, «The Globalist», только для подписчиков. В плейлистах стримингов запись опубликована с припиской «Premium Only». Слушатели подключённые по модели Freemium (с небольшими ограничениями в использовании / рекламой) не имеют доступа к песне, но видят, что она доступна после подписки.
Таким образом рекламная модель Freemium на музыкальных сервисах теперь обозначает «другой контент», устаревший и без свежих хитов.
Ещё недавно «бесплатное прослушивание» обозначало лишь «урезанный функционал» или «сниженное качество звука», относительно подписки за деньги — при этом музыкальная база у двух моделей была идентична.
Глобальные сервисы, где есть и Freemium и подписная модель работы:
- Spotify, запись опубликована с припиской «Premium Only»;
- Deezer, приписка «Premium Only»;
- Rdio, бесплатно доступны 30 секунд превью, полный трек лишь для подписчиков.
Сервисы, где музыка распространяется исключительно по подписке:
- Google Play Музыка (Music All Access). Все слушатели Google — платящие, трек «The Globalist» у них есть.
- TIDAL — не работает с Freemium, все слушатели платят за подписку, трек «The Globalist» есть.
Лейбл Warner, владеющий правами на альбом Muse «Drones», находится в собственности Access Industries Леонида Блаватника с 2011 года.
В 2007—2008 годах, во время основания и запуска стриминга Spotify, Warner (теперь подконтрольный Access Industries), наряду с Universal, EMI Music и Sony стал одним из первых инвесторов для Spotify. Перечисленные лейблы могут совместно контролировать около 15% Spotify.
В 2012 Леонид Блаватник за $130 миллионов стал ключевым инвестором в Deezer.
Access Industries Блаватника, совместно с соинвесторами, вкладывала до 120 $ миллионов в Beats Music в марте 2013 и марте 2014. Последний раунд прошёл фактически «накануне» покупки Beats корпорацией Apple в мае 2014.
В августе 2014 Apple объединила стриминговую Beats Music (под схожей торговой маркой есть и онлайн-сервис, и брендирование аудиотехники) и iTunes Radio под начала Айана Роджерса — он и другие ключевые сотрудники Beats Music занялись разработкой музыкального сервиса Apple следующего поколения.
Анонс Apple Music состоялся 8 июня 2015. В новом стриминговом сервис нет бесплатной Freemium-модели прослушивания — музыка доступна исключительно по подписке.
Месяцем ранее, 4 мая 2015, когда Apple Music находился в состоянии закрытой разработки, сайт The Verge сообщил, что Apple (на корпорацию работали и работают сотрудники Beats Music) просит лейблы-звукозаписи запретить стримингам-партнёрам проигрывание музыки по модели Freemium. Мечта Apple не осуществилась (пока) — однако привлекла внимание Министерства юстиции США и Федеральной торговой комиссия Штатов. Предложение лейблам прошло на грани фола. Как полагала пресса оно могло содержать признаки монопольного сговора, препятствовать конкуренции и ухудшать доступность услуг слушателям.
Забуксовавший стриминг Apple запустил скандал в США → Roem.ru
Корпорация Apple и люди из Beats набили себе «шишки» в мае, причём юридические разбирательства продолжаются до сих пор. Идея из планов Apple не умерла, а воплотилась в практический эксперимент стриминговых компаний, в том числе лидирующих на рынке и ассоциированных с Леонидом Блаватником.
Представитель Spotify пояснил изданию Music Business Worldwide (MBW) размещение трека «The Globalist»: «Доступ к этому треку следует рассматривать как уникальное предложение в раках широкой заказной маркетинговой программы».
Издание MBW поспешило связать программу с популяризацией Spotify-подписок на приставке PlayStation, хотя из слов представителя стриминга вовсе не следует, что речь идёт именно о PlayStation. Действительно, в конце марта 2015 Sony отказались от собственного музыкального сервиса на приставке и гаджетах и заменили его на Spotify.
Как и на многих музыкальных сервисах работающих по Freemium-модели, на PlayStation свежий трек Muse доступен только подписчикам. Однако заказчиком маркетинговой программы приходится рассматривать вовсе не Sony, производителя электроники и лейбл звукозаписи в одном лице. Размещение трека «The Globalist» выглядит идентично и на игровой приставке и на самых разных стриминговых сервисах с Freemium-моделью.
За экспериментом стоит скорее Warner Леонида Блаватника, чем кто либо ещё.
Отечественные Яндекс.Музыка и Zvooq работают в двух режимах (как Deezer, Rdio и Spotify). В бесплатном Freemium, с ограниченным функционалом и рекламой, и в платном расширенном.
Альбом «Drones» рекламируется на стартовых страницах отечественных сервисов, но диск в любом случае лишён одного трека. Приписки, что трек может быть «доступен подписчикам» на российских сервисах нет.
Как нет и самой песни для любой категории слушателей. В июньских экспериментах Warner россияне не участвуют.
Интересно, что обязательная оплата по требованию лейбла, в России применялась. Нет технических препятствий для экспериментов.
Ранняя версия Яндекс.Музыки никак не работала на мобильных без оплаты. По требованию правообладателей доступ к музыке должен был быть обязательно оплачен, что и практиковалось.
Из наблюдений за Deezer, Spotify, Rdio, Google Music All Access, TIDAL, PlayStation, Яндекс.Музыкой и Zvooq следует, что свежий хит популярного ансамбля должен прослушиваться или на платных сервисах или быть опубликован с требованием оплаты на площадках с Freemium-моделью.
Без требования оплаты песню «The Globalist» опубликовать на Freemium-стриминге нельзя.
Запись Muse обязательно должна реализовать майскую мечту Apple Music о второстепенной роли бесплатного прослушивания музыки. Свежие хиты должны приводить к росту базы подписчиков. Как выясняется — о сворачивании рекламной модели мечтали не только в Apple, но и в Warner.
P. S. У пластинки «Drones» ансамбля Muse говорящая обложка о манипуляции. Текст этих песен можно перевести и так: «Правообладатель заставил владельца стриминга отказаться от Freemium-модели, слушатели, по прихоти стриминга, стройными рядами шагают в платную подписную модель».