Картинка для максимального привлечения внимания
В наш информационный век цифровые технологии, в особенности средства коммуникации, развиваются семимильными шагами. Еще 10 лет назад, многие из нас могли запросто обходиться без мобильной связи, сейчас же она основательно укоренилась в нашей жизни. На месте не стоят и средства оплаты мобильной связи, среди которых стоит выделить специальные терминалы(те самые «шайтан-коробки», которые стали привычны нам и даже удобны, благодаря своей повсеместной распространённости и простоте использования. Типичная модель использования терминала подразумевает собой нехитрую последовательность действий в виде выбора пункта оплаты услуги и её оператора, введения номера лицевого счёта, внесения денег и подтверждения самого платежа. Современно, разумно и, самое главное, быстро.
Одним прекрасным весенним днём так поступил и я, ещё не зная, что меня ждёт впереди, пополнив счёт своего телефона через терминал популярной платежной сети QIWI, как это ежедневно делают тысячи людей.
А ждало меня сообщение об успешной оплате с рекламным текстом. «Каждый зарабатывает, как может», — подумал я и продолжил свои светлые дела, успешно забыв про него. Затем, не больше чем через десять дней, мне пришло ещё одно рекламное сообщение, но уже без явных причин – в этот день я и близко к терминалу QIWI не подходил. И, наконец, ещё через один месяц пришла такая же рекламная смска, которое и послужила поводом для проведения дальнейшего расследования и написания этой статьи.
Итак, оказавшись вблизи одного из таких «терминаторов», я решил «пожертвовать» сто рублей и сфотографировать пошаговый процесс оплаты и вот что из этого вышло:
На этих фотографиях, к сожалению, нигде не говорится ни о моём согласии на приём рекламных сообщений, ни о хитром договоре-оферте, в котором кроется вся суть, и прочитать его можно лишь нажав на неприметную на общем фоне кнопку «информация», либо на веб сайте (та самая «дополнительная информация о платеже» на последней фотографии, о которой упоминается по факту оплаты).
Сам договор состоит из двух оферт и доступен по этой(1) и этой(2) ссылке. Что примечательно, первая оферта была найдена на стороннем сайте и немного отличается от той, что находится в самом интерфейсе терминала. Сами фотографии оферты из терминала вы можете скачать отсюда.
И хотя я не имею юридического образования, мне такая схема кажется не совсем честной. В самом начале мною была упомянута типичная модель использования этой «шайтан-коробки», теперь попробуйте добавить в неё обязательное чтение этого договора, как при установке программы. Согласитесь, выглядит немного нелепо, особенно если за терминалом выстроилась очередь? Именно на этом и играют ребята из QIWI (и, как оказалось, не только они), присылая мягко говоря некачественную рекламу о кредитах и займах, в которых есть свои большие подводные камни, но это уже другая тема.
Более того, согласно пункту 5.3 они могут безнаказанно передать ваши «персональные данные» неким «третьим лицам», а уж что они будут делать с вашим телефоном номера — одному богу известно. Платежный оператор, скорее всего не может связать имя и фамилию с номером телефона (если только им эту информацию не предоставляет сотовый оператор) и веб-камер в терминалах пока нет, но все равно очень неприятно, что без должного уведомления мой номер используют в рекламных целях, и так или иначе «обрабатывают».
Ну и самое главное: отписаться от этого спама гарантированно можно лишь по телефонам: 8-800-333-00-59, +7 495 626-52-52 или, по неофициальной информации, написав на help@qiwi.ru.
Будьте бдительны и пользуйтесь альтернативными методами оплаты!
Автор: Tranced