Про блокчейн сегодня говорят все вокруг. На фоне общего хайпа вокруг блокчейна, его воспринимают в качестве «волшебной таблетки», с помощью которой можно решить все проблемы. Как это часто бывает, на деле все немного сложнее. Вице-президент по блокчейн Виктор Лысенко рассказал о том, как технология блокчейн перестала ассоциироваться с Bitcoin, захватила «сердца и умы» банковского сектора и в каких случаях стоит применять решения на ее основе, а в каких нет.
Назначение технологии блокчейн все время переосмысливается, и люди по-новому на нее смотрят. Начиналась данная технология, по сути, как криптовалюта Bitcoin. И очень долгое время блокчейн ассоциировалась именно с Bitcoin. В последнее время мы видим движение в другую сторону, — сейчас отношение к технологии блокчейн стало меняться. Очень многие люди, в том числе и в крупных компаниях, и в государственных структурах, стали понимать, что это не просто какая-то маргинальная криптовалюта, которая используется, в том числе, для проведения сомнительных операций, но еще и технология, которая поможет привнести позитивные изменения в нашу жизнь, позволит решить очень большое количество проблем, которые раньше решались не так элегантно, не так красиво или с большими затратами.
А как и кому пришла в голову идея использовать эту технологию данным образом?
Как и в большинстве случаев, все компоненты, из которых состоит идея Bitcoin, уже существовали последние 20-30 лет. Например, структура Меркла-Дамгарда, метод построения криптографических хеш-функций, была известна уже давно. И человек или группа людей, Сатоси Накамото, пришла в голову мысль, что можно вот таким образом все эти компоненты объединить и использовать. Здесь важно следующее, если раньше технология блокчейн в основном воспринималась как криптовалюта, то сейчас она воспринимается как распределённая база данных, которая позволяет большому количеству разных людей или компаний взаимодействовать между собой, не используя доверенных посредников.
Как эта технология может изменить финансовый мир, например, банковские технологии или фондовый рынок?
Сейчас, если вы хотите провести какую-то операцию купли-продажи акций, то вам необходим доверенный посредник – биржа, через которую проходят подобные сделки. Фактически, биржа и ряд других компаний ведут учет акций, своего рода «журнал», в котором отражается информация об акциях: кому они принадлежат, кто может по ним голосовать, кому выплачиваются дивиденды и т.д. Доверенный посредник берет за это деньги, и нам необходимо полагаться на его репутацию, рассчитывать, что он не совершает ошибок и тому подобное. Технология блокчейн позволяет обмениваться любыми активами без наличия такого посредника. Для многих людей и компаний в этом и состоит причина ее привлекательности. Собственно говоря, возможность обмениваться информацией без доверенного посредника является фундаментальным изменением и новацией, которой не было до сих пор. Раньше для решения задач обмена информации нескольким людям или консорциуму компаний необходимо было выбирать какое-то доверенное лицо, которому нужно платить деньги, как-то организовывать и т.д. Например, платежная система VISA является таким доверенным посредником по всем транзакциям, которые осуществляются по ее пластиковым карточкам. Биржа, по своей сути, доверенный посредник при проведении операций на рынке акций публичных компаний. Центральный банк — это администратор базы данных всех платежей в стране. Если нужно решить более локальные задачи, то создавать такого доверенного посредника дорого и сложно с точки зрения организации. Поэтому в большинстве случаев такие задачи просто не решаются, либо решается каким-то менее надежным, окольным путем. Это означает, что у вас есть высокие транзакционные издержки, которые приходится оплачивать.
А что это означает для брокерского бизнеса? Придется ли брокерам менять свой бизнес в сторону предоставления услуг по аналитической поддержке?
Пока трудно сказать, что именно произойдет и какие именно из задач брокера действительно нужны клиентам. Какие-то консультации и советы, по всей видимости, останутся, а вот выполнять техническую работу люди смогут самостоятельно. Если у человека появляется возможность в один свайп на телефоне провести операцию купли-продажи акций, потребность в звонке брокеру исчезает.
Как бывший CEO Рокетбанка, какие изменения вы видите в банковской сфере?
Что достаточно забавно, банковский сектор стал фактически первой индустрией, которая «подхватила» волну блокчейна. В первую очередь, банки постарались перевести на технологию блокчейн операции по межбанковским платежам, и, тем самым, уйти от использования платформы SWIFT. С моей точки зрения, радикальная проблема с межбанковскими платежами отсутствует, и это далеко не первое приложение для применения технологии блокчейн. Да, это дорого и не всегда удобно, но само наличие у банков возможности перейти на такую платформу заставит тот же самый SWIFT предлагать лучшие условия, работать быстрее и т.д.
Временами банки сталкиваются с проблемой недоверия со стороны клиентов, сможет ли технология блокчейн как-то повлиять на решение этой проблемы?
Повлияет, но несколько в другом разрезе. То, о чем вы говорите, рано или поздно произойдет, — банки начнут получать больше информации друг о друге, и в результате вся банковская система станет более прозрачной. Но, из-за того, что это консервативная индустрия, потребуется определенное время. С моей точки зрения, первые реализации будут более простыми. Например, у Acronis есть пилотный проект с несколькими банками, в рамках которого решается задача обмена информацией о своих клиентах и о различного рода случаях мошенничества. Например, банку необходимо понимать, жив клиент или он умер. Зная это, один банк может известить об этом другие банки. В качестве примера мошенничества, можно привести недавний случай, который произошел в Сингапуре. Группа мошенников предъявляла различным банкам одинаковые таможенные инвойсы и пыталась получить по ним деньги.
Не смотря на то, что банки являются конкурентами, и между ними не всегда есть полное доверие, им необходимо обмениваться друг с другом определенной информацией. Им нужны механизмы, которые позволят обмениваться информацией о мошенниках, но создавать межбанковские ассоциации для решения подобных задач, скорее всего, не будут, потому что нужно выбирать председателя, обозначать, кто и как будет голосовать, организовывать юридическое лицо, выпускать акции и т.д. В реальности мало кто захочет пройти через эти процедуры. Наши решения позволяют сделать систему обмена информацией, в которой все данные, проходящие через нее, записываются в блокчейн, что делает их прозрачными для банков и упрощает процедуру проведения ее аудита третьими сторонами. То есть, создается система, в рамках которой все ее участники, не доверяя друг другу полностью, могут доверять тем записям, которые хранятся в системе, потому что всегда есть возможность проследить, кто именно сделал эту запись, когда она была сделана, и быть уверенным, что ее невозможно подменить.
Я правильно понимаю, что компания Acronis занимается внедрение продуктов на основе технологии блокчейн?
Да, в том числе.
В одном из материалов на сайте Банкир.ру, вы говорите, что не смотря на то, что многие люди воспринимают технология блокчейн как достаточно медленную на примере некоторых из существующих продуктов, это не совсем так, и скорость ее работы может быть намного выше.
Здесь вопрос в том, что именно считать медленным. Если говорить про количество транзакций, которые может быть обработано в рамках блокчейна Bitcoin или Ethereum, то, конечно, пока далеко до той пропускной способности, которой сейчас обладает Visa или Mastercard. Но, с другой стороны, скорость обмена информацией в блокчейн постоянно увеличивается, а применение технологии в тех ситуациях, в которых сейчас используется Visa, с моей точки зрения, не совсем обоснованно и необходимо.
Какие основные трудности, с которыми сталкиваются при внедрении технологии блокчейн?
Основных трудностей несколько. Если говорить про Россию, то одна из основных трудностей — это наличие очень противоречивых сигналов об отношении к этой технологии со стороны государственных ведомств и структур. Не смотря на то, что никакого формального запрета на использование блокчейна нет, у ряда людей, в том числе руководителей компаний, сложилось ощущение, что это что-то противозаконное и за это будут наказывать. То есть, в голове у людей есть такое представление, но формальных оснований для этого нет. И это очень сильно тормозит процесс внедрения продуктов на основе блокчейн.
Второй трудностью является отсутствует достаточного количества людей, которые понимают технологию блокчейна, разбираются в ней и могут предметно рассуждать на тему, для каких ситуаций она применима, а для каких — нет. Сейчас есть очень много ситуаций, в которых решения на основе технологии блокчейн пытаются применять там, где в этом нет необходимости, и вполне можно обойтись теми решениями, которые уже существуют. Эти излишние ожидания от технологии очень часто идут во вред. Мы часто сталкиваемся с запросами на внедрение решений на основе технологии блокчейн, разбирая которые, мы понимаем, что вполне можно обойтись и существующими инструментами. С другой стороны, есть большое количество задач, например, кейс Acronis с обменом информации между банками, который описан выше, для элегантного и простого решения которых отлично подходит именно блокчейн.
Герман Греф сравнил появление технологии блокчейна с появлением интернета, на сколько, по вашему мнению, эти два «изобретения» соизмеримы?
Герман Греф не первый человек, который привел такое сравнение. Марк Андриссен, один из самых известных венчурных инвесторов мира, который придумал браузер NetScape и который инвестировал в огромное количество успешных стартапов, также приводит аналогичное сравнение технологии блокчейн и интернета. Но, даже если влияние технологии блокчейн на наш мир окажется в десять раз меньше, это все равно будут очень серьезные изменения.
Автор: Acronis