Каждый человек, у которого возникало желание добиться определённого успеха в какой‑либо сфере, сталкивался с кучей проблем — как себя мотивировать, как развить дисциплину, что вообще влияет на мою продуктивность, желание работать и куча‑куча всего иного.
Реагируя на этот запрос от общества, интернет заполонили блогеры‑инфлюенсеры, которые обещают, что своим 10-минутным видео они смогут объяснить, как абсолютно любой, независимо ни от каких обстоятельств и личных характеристик, сможет стать супер продуктивным. Да, может явно это и не проговаривается, но кликая по обложке такого видео мы надеемся, что сейчас этот гуру сможет дать нам решение проблемы, которую мы, зачастую, даже сформулировать сами не можем. Но проходит время, и после пресыщения подобным контентом разумный человек начинает жёстко фильтровать поступающую информацию, отсеивая подобные обещания.
Я достаточно долго варился в этой саморазвиваторской движухе и понял, почему бОльшая часть советов разных блоггеров не помогают. Дело в отсутствии фундамента. Нас заманивают волшебными приложениями и методиками, которые нам «точно помогут»: метод помидора, zettelkasten (второй
И я хотел бы дать как раз этот фундамент. Итак, начнём!
У каждого человека есть большое количество задач, которые нужно выполнять с разной периодичностью и которые могут быть связаны или не связаны друг с другом. И чем больше амбиций и/или ответственности у такого человека — тем и задач больше. Возникает проблема — если мы отдаём выполнение всех этих вещей на самотёк, никак не заморачиваясь с планированием, нас постоянно что‑то норовит сбить — тут мы отвлечёмся, чтобы ответить кому‑то в мессенджере, тут я увидел интересное видео на ютубчике, которое срочно нужно посмотреть, тут я вспомнил, что мне нужно было купить подарок девушке на 8 марта, пойду выбирать, а то забуду. И подобная херня поджидает нас на каждом углу, и справиться с этим может помочь только планирование.
И планирование — первый столп тайм‑менеджмента, который мы сегодня обсудим.
Когда человек начинает менеджерить своё время, в его планах имеется большое количество белых пятен, которые часто остаются незамеченными и втихую паразитируют на нас, не давая достичь желаемого уровня продуктивности. Простой пример — есть гигиенические процедуры. Многие особо не парятся и в своих планах пишут так — «гигиена — час». Откуда час, почему час — хрен его знает. Просто я так решил, оно вроде работает, а я лишний раз париться не хочу. Хотя стоило бы
Самым первым шагом в построении рабочего тайм‑менеджмента будет жёсткое отслеживание своего времени. Надо буквально стоять с таймером и засекать — сколько я трачу времени на гигиенические процедуры, на еду, на разговоры с родными, на листание мемов в тиктоке, на работу, перерывы между ней и так далее. Благодаря этой технике может оказаться так, что на гигиену мы на самом деле тратим всего 30 минут, а остальные полчаса уходили на чтение новостей. Оп, мы поняли себя чуточку лучше. И подобные открытия могут случиться в очень большом количестве дел.
Насчёт инструментов — я пользовался «aTimeLogger — Time Tracker», скачал его на телефон, вбил разные типы задач, на которые могу тратить время, и просто нажимал старт/стоп в начале и в конце выполнения этой задачи. В конце дня можно посмотреть диаграммку, на что сколько ушло времени и отдельно проследить, когда и чем ты занимался
Следом мы пытаемся обновить наши планы, учитывая открывшиеся обстоятельства. Здесь не стоит бросаться сразу с места в карьер, мол, вот, оказывается я тратил полчаса утром на чтение новостей, уберу нахрен это! Это такая себе идея, пару дней она может и будет работать, а потом сломается. Ведь если что‑то занимало наше время, то оно выполняло какую‑то функцию. Берём всё тот же пример с новостями — причин, по которым человек уделял этому своё время и внимание, может быть множество: у него существует внутренняя или внешняя потребность быть в курсе событий; утром есть свободные полчаса, которые непонятно чем занять, и так далее, и тому подобное. Поэтому, первое, что необходимо сделать — это выявить первопричины своего поведения и понять, а действительно ли стоит что‑то менять, или при более глубоком рассмотрении оказалось, что эта «прокрастинация» выполняет очень важную функцию? Если перемены всё же необходимы — то не забываем компенсировать то, что убрали. Исключая утренний получасовой просмотр новостей, нужно либо перенести его на другое время, либо хорошенько разобраться, насколько мне вообще важно быть в курсе событий. А если дело в том, что нечем себя занять — то придумать, на что можно потратить это время
Если смотреть на планирование схематично — это ремесло, и как ювелир бесконечно совершенствуется в искусстве огранки, так и мы бесконечно улучшаем наш навык планирования. Поэтому продумывать свои дела наперёд придётся буквально каждый день, и постепенно этот скилл будет шлифоваться и планирование начнёт занимать минимум времени, а предсказания, которые мы делаем, станут максимально точны.
Сейчас мы стали чуточку лучше понимать себя и научились достаточно точно планировать время. Но возникает вопрос — как расти дальше? И здесь нам поможет второй столп тайм‑менеджмента — бесконечная оптимизация.
У нас есть множество дел, которые мы выполняем с определённой периодичностью. Это могут быть рабочие задачи, может быть уборка по дому — неважно. Представим, что мы сделали всё, что было описано выше, и теперь чётко понимаем, сколько времени у нас занимает каждое такое дело и почему именно столько.
Но кто сказал, что мы не можем выполнять их быстрее? Именно эту задачу и решает второй принцип тайм‑менеджмента — если есть какое‑то повторяющееся дело (пусть ты занимаешься им раз в неделю или даже раз в месяц), то ты всё время ищешь способы выполнять его быстрее.
В сотый раз пробуешь ускорить работу и не получается? Не беда — пробуем в сто первый. Основная задача — максимально оптимизировать нужный тебе процесс, а иногда, если это необходимо, и вовсе его делегировать.
Представим себе человека, которому раз в месяц нужно писать большой отчёт. Сначала он делает это хаотично: тратит часы на поиск информации, потом долго структурирует текст, в конце правит и исправляет ошибки
Но затем он начинает совершенствовать этот процесс, отшлифовывая каждый шаг: составляет шаблон для всех отчётов, потом начинает потихоньку, в течение всего месяца, собирать для него информацию, учится использовать нейросети для написания отчётов и так далее.
Когда мы осмысляем наш распорядок дня, анализируем то, что мы делаем и сколько тратим на это времени — нужно держать в голове идею, что улучшать свой тайм‑менеджмент можно бесконечно. Важно никогда не прекращать искать идеи, пусть даже фоном, пусть не уделяя этому целенаправленно много времени, важно просто допускать возможность стать ещё эффективнее и всё время отдавать немного мыслительного ресурса на эту задачу
Ну и, конечно, применяя все эти советы, не нужно превращаться в продуктивного невротика. Жизнь нужна в первую очередь для того, чтобы получать от неё удовольствие. Просто некоторым людям сложно это делать, не реализовывая таящиеся внутри них амбиции, а подобный подход к управлению временем — весьма хороший инструмент, чтобы эту проблему решить. Но если его использование приводит лишь к негативным эмоциям и переживаниям — что‑то явно пошло не так и пора выравнивать баланс в обратную сторону.
Короткие посты, новости, связь со мной - https://t.me/letsreason
Автор: artem-12