Гендиректор Международной федерации производителей фонограмм(IFPI), Фрэнсис Мур предложила отнять привилегии законодательной«тихой гавани» у принадлежащего Google видеохостинга YouTube.
Юр.: «тихая гавань», en.: «safe harbor». Защита поставщика услуг от преследования за чужие правонарушения,если поставщик готов оперативно устранять выявленные у себя на площадке проблемы. В области охраны прав«тихая гавань» является отражением DMCA — хостер стирает«пиратский» контент,как только получает сообщение правообладателя и не делит ответственность за «пиратство» с истинным нарушителем.
Заявление Мур опубликовано 14 апреля 2015. Предложение гендиректора IFPI не является позиций официальной власти Европейского союза; мнение Мур никак не связано с официальным обвинением Google Еврокомиссией 15 апреля — антимонопольные службы ЕС расследуют совсем другие продукты Google. IFPI не обладает правом законодательной инициативы.
IFPI выражает интересы правообладателей. Среди них полторы тысячи обыкновенных лейблов и все гиганты: Universal,Sony,Warner. Среди входящих в IFPI региональных ассоциаций — самая известная это американская RIAA. Прекрасно знакомы с IFPI«пираты» — во времена борьбы с The Pirate Bay,некто,в отместку,атаковал именно головной сайт федерации ifpi.org и шведское отделение ifpi.se.
В своём обращении Мур объяснила,что применение принципа«тихой гавани» к YouTube неуместно:
Законы,разработанные для безопасности пассивных хостеров,не должны применяться к активным поставщикам цифровых музыкальных услуг.
По мнению гендиректора IFPI видеохостинг обязан досконально обговаривать лицензирование с правообладателями. Вместо этого для Google открыта«тихая гавань».
Неизвестные YouTube пользователи свободно размещают любую незащищённую цифровыми«отпечатками» музыку — со всеми вытекающими приятными последствиями для слушателей и самого Google. Ролик присутствует на сайте до тех пор,пока его не снимет по DMCA правообладатель. По альтернативному сценарию — правообладатель найдёт свои материалы и получит выплаты от Google,правда размер компенсации вызывает вопросы внутри профессиональной федерации.
Поводом для выступления Фрэнсис Мур стали итоги 2014 года. Музыкальный рынок стабилизировался,новые сервисы показывают рост отчислений правообладателям — на 39% год к году,и для рекламной модели монетизации и для платного доступа по подписке. Ничем подобным не радует производителей фонограмм компания YouTube. Мур представила расчёты.
IFPI оценил число подписчиков на стриминговые сервисы в 41 миллион человек,и ещё около 100 миллионов человек используют стриминг по рекламной«freemium» модели. Совокупная аудитория стримингов принесла правообладателям доход в $1,6 миллиарда за 2014 год. На этом фоне YouTube тоже заявляет о миллиарде,но видеохостинг говорит о своих ежемесячных пользователях. Фактически YouTube — это самый большой в мире канал доступа к музыке,на порядок больший,чем стриминг.
К сожалению Фрэнсис Мур все звукозаписывающие компании получили от YouTube лишь $641 миллиона за отчётный год. Гигант дал в два с половиной раза меньше дохода,чем сравнительно небольшая аудитория Spotify,Deezer и остальных стримингов.
В истории YouTube уже есть многолетнее судебное противостояние о принципах«тихой гавани», но не с федерацией,а только с одним из правообладателей.
C 13 марта 2007 по 18 апреля 2013(финал истории был ровно 2 года назад) видехоостинг судился за контент с медиакомпанией Viacom. За нарушение прав на свои ролики Viacom требовал миллиард долларов. После нескольких лет разбирательств выяснилось, что Google готов заплатить около половины. О цене стороны не договорились. Принцип«тихой гавани» сработал,в нарушениях прав на ролики оказались виноваты пользователи видеохостнга,но не сам YouTube.
Google традиционно экономит деньги. Кроме истории с Viacom и свежей реплики главы федерации IFPI,памятна история прошлого 2014 года. Тогда YouTube попался на шантаже музыкальных инди-лейблов. Ассоциация независимых издателей музыки Worldwide Independent Network(WIN) обвинила хостинг в желании получать их музыку очень дёшево,под угрозой удаления материалов WIN с YouTube. Вышеупомянутые Spotify и другие — оценивают труд музыкантов дороже. Мнения WIN и IFPI совпадают.
Переговоры YouTube и WIN продолжались минимум до лета 2014 года,что затягивало запуск новых услуг Google. В конце января 2015 канадская виолончелистка Зои Китинг(Zoe Keating) подробно рассказала, чего от музыкантов хотел Google и насколько это уместно для неё(малоуместно).