Цифровое пиратство возникло вместе с Интернетом. И всё это время оно никуда не девалось. Какое-то время казалось, что мы победили цифровое пиратство. По крайней мере, статистика пиратства выглядела более позитивно. Многие думали, что рост популярности стриминг-сервисов решил проблему пиратства, но статистика доказывает обратное. Например, вместе с увеличением спроса на загрузку музыки возросло и нелегальное скачивание, несмотря на рост потоковых сервисов, таких как Spotify.
Сегодня вопреки доступности легальных вариантов потоковой передачи, статистика пиратства показывает, что нарушения авторских прав снова набирают обороты. А всё потому, что для многих бесплатно скачивать снова стало удобнее и проще.
❯ Дело не только в деньгах
Можно найти множество исследований в Интернете, посвященных медиа-пиратству, но правда в том, что до сих пор трудно показать реальные масштабы пиратства по всему миру. Есть много наборов данных, предоставляемых крупными коммерческими компаниями, но они часто могут расходиться друг с другом в зависимости от методологии. Но все они сходятся на том, что телешоу остаются самыми популярными среди пиратов: каждый год ради просмотра популярных телешоу пиратские сайты посещают более ста миллиардов раз. Поскольку потоковые сервисы предлагают пусть и немалый, но довольно ограниченный контент, и показывают только избранные телешоу, представленные в настоящее время на рынке, неудивительно, что пиратские веб-сайты с фильмами и потоковые сайты переживают бум в Соединённых Штатах.
По мере того, как всё больше контента разбивается на разные сервисы, потребители всё больше склоняются к пиратству из-за неудобств и непомерно высокой стоимости управления несколькими подписками на сервисы для разных контент-сервисов, таких как Netflix, Hulu, Amazon Prime Video, HBO Max, Apple TV+ и Disney+.
В течение многих лет потребители жаловались на объединение кабельных каналов и необходимость платить высокие цены за сотни каналов, которые они никогда не смотрели, чтобы получить горстку каналов, которые им понравились. И если зрители хотят легально смотреть и пересматривать «Корону», «Игру престолов» и «Рассказ служанки», им придётся платить за три отдельных потоковых сервиса: Netflix, HBO и Hulu. А это уже может влететь в копеечку в конце месяца.
А недавно Disney удалила фильм под названием «Кратер», который был выпущен 12-го мая 2023-го года, из сервиса Disney Plus. Он находился на платформе всего 48 дней. В Disney не объяснили почему, но, скорее всего, фильм набрал очень мало просмотров, и компания решила удалить его, чтобы списать стоимость своих «контентных активов», тем самым снизив налоги.
Disney — не единственный пример. Практически каждый потоковый сервис, включая Netflix и HBO Max (теперь просто Max), без предупреждения удаляет шоу и фильмы со своих платформ. «Willow» также был отменён и удалён из Disney Plus, как и Single Drunk Female из Hulu. HBO отказался от «Мира Дикого Запада» и «Сквозь снег». «Grease: Rise of the Pink Ladies» был отменён и снят с Paramount Plus в прошлом месяце.
Стриминговые сервисы отменяют шоу налево и направо, потому что они не соответствуют планам продаж. Но когда их убирают с этих платформ, многие из них исчезают навсегда. Многие из этих шоу созданы для потоковой передачи, никогда не транслировались по кабелю и никогда не выпускались на физических носителях. Более крупные престижные шоу, такие как «Мир Дикого Запада» и «Сквозь снег», изначально появлялись на кабельном телевидении и, скорее всего, будут выпущены на Blu-ray, но остальные перечисленные шоу больше нигде не существуют. И какого бы качества ни были эти фильмы и сериалы, у них были свои зрители, и больше нет законного способа посмотреть их, а стриминг-сервисы не заинтересованы в том, чтобы продавать к ним доступ.
Если зритель хочет посмотреть «Willow», нет ничего плохого в том, чтобы просто посмотреть шоу на каком-нибудь случайном сайте или через торрент — другого способа посмотреть просто нет. Кажется глупым, что компании так активно борются с пиратством, когда сами толкают пользователей на это. Удобство — основная причина, по которой люди выбирают нелегальный метод при поиске любимых сериалов или фильмов. Большинство пиратов на самом деле и рады не посещать пиратские сайты, но фрагментация контента между конкурирующими потоковыми сервисами заставляет их это делать.
❯ Стриминговый бум
Торрент-поисковые системы, такие как PirateBay, имеют широкий портфель пиратского контента от Netflix и других потоковых платформ, а затем предоставляют его примерно 59 миллионам зрителей в Интернете. Точно так же существует множество других незаконных сайтов потокового видео, которые ежедневно способствуют пиратству OTT-видео.
Стриминговая революция привела к изменениям того, как аудитория потребляет пиратский контент. Торренты, которые используют сеть компьютеров для обмена большими файлами, когда-то были преобладающим методом пиратства. Сейчас это уже не так.
За последнее десятилетие, когда легальное потоковое вещание стало доминирующим методом домашнего просмотра, сайты нелегального стриминга также обогнали загрузки в качестве основного метода пиратства. В 2022-ом году доступ к 95% пиратского телеконтента и 57% киноконтента осуществлялся через нелицензионные потоковые веб-сайты.
В 2022 году только около четверти пиратства в кино и на телевидении было направлено из поисковых систем, а целых две трети приходилось на прямой трафик, то есть на переход непосредственно на рассматриваемый пиратский сайт. Это может свидетельствовать о растущем укоренении пиратства в сфере потребления развлечений, когда потребители используют сайты настолько часто, что им больше не нужен поисковик, чтобы найти их.
Так как главный поставщик контента это Америка, глобальное онлайн-пиратство ежегодно обходится экономике США в виде упущенной выгоды в несколько десятков миллиарда долларов. Онлайн-сервисы, которые предлагают пиратские фильмы, телешоу, игры и прямые трансляции через веб-сайты и приложения, получают миллионы долларов годового дохода от сомнительной рекламы, которая подвергает потребителей риску мошенничества и вредоносных программ.
Этот доход может поступать из ряда источников, таких как реклама, и, как бы парадоксально это ни было, от платной подписки и продажи контента. Благодаря внешнему виду и функциям законных сервисов потокового видео эти сети позиционируют себя как суперагрегаторы, предлагая тысячи каналов и премиум-контент по низкой цене. Согласно исследованию Synamedia, в мире насчитывается около 30 000 пиратских сетей.
Хотя эти сайты время от времени закрываются, их часто быстро заменяют, и они могут переходить из одной национальной юрисдикции в другую, чтобы избежать применения правоохранительных органов. Эти усилия по обнаружению и правоприменению ещё более усложняются из-за часто непомерно высоких затрат времени, ресурсов и персонала. В некоторых юрисдикциях, например в Таиланде и Малайзии, отсутствует законодательство по борьбе с онлайн-пиратством.
Студии по всему миру (особенно те, у которых только появились стриминговые сервисы) за последние два года экспериментировали с различными стратегиями релизов — одновременными релизами, а также семидневными и более длительными релизами. Студии рассматривали одновременные театральные/потоковые выпуски как способ удовлетворить и любителей ходить в кино, и любителей смотреть дома. Одновременные релизы наносили ущерб крупным поставщикам проектов, особенно WBD и Disney.
Примерная схема пиратской сети
Но по-настоящему благодарны одновременному выпуску были пираты. Создание пиратского сервиса — это не ракетостроение. На удивление легко скопировать фильм с потоковой платформы. Это займёт меньше часа. Фактически, рынок пиратства настолько хорошо зарекомендовал себя, что любой, кто заинтересован в том, чтобы принять участие в этом, может легко получить доступ к множеству простых в использовании инструментов по разумной цене (это не призыв).
Сокращение кинематографического окна не устранит пиратство, но увеличит время, необходимое для того, чтобы высококачественные копии стали доступны по всему миру. Студиям и потоковым сервисам (Netflix, Amazon Prime, Disney, Paramount, Universal, Apple TV, WBD, тысячам малых и крупных творческих домов и сотни стримеров по всему миру) надо сделать больше для защиты своих развлекательных активов, если они не хотят терять деньги из-за пиратства. Пиратский сайт может предложить людям новый фильм/шоу в формате 4K HD/UHD бесплатно, лишив стриминговый сервис дохода.
Даже после более чем 40 лет работы в отрасли DRM по-прежнему актуален. Однако появление OTT-сервисов изменило правила игры в области безопасности, на которые DRM не даёт ответа.
Производители/владельцы контента должны не только агрессивно использовать DRM (управление цифровыми правами) шифрование-дешифрование и технологию обнаружения и удаления кражи, но и стимулировать потребителей использовать легальные и безопасные источники развлечений. У пиратов есть доступ к инструментам, позволяющим им выдавать себя за законные приложения, снимая при этом защиту DRM для беспрепятственной повторной передачи контента.
Один из способов может заключаться в том, чтобы использовать лучшие практики самих пиратов. Сделать сайт похожий на гид по программам потокового видео, где будет весь доступный по подписке/бесплатный/поддерживаемый рекламой контент. Чтобы пользователю перечислили все свои услуги один раз, затем позволили ему войти на свой персонализированный развлекательный сайт и позволить быстро выбрать интересующий фильм/шоу и наслаждаться просмотром. Если бы все крупные студии собрались вместе и профинансировали сервис агрегации, который обеспечивал бы гарантии безопасного просмотра, это могло бы стать хитом среди онлайн-зрителей по всему миру.
Представьте, что вам не нужно переходить с сайта на сайт. Это не освободит создателей, производителей и распространителей контента от ответственности за обеспечение безопасности их контента, но уберёт главную причину посещения пиратских сайтов потребителями — удобство. Кто знает, может быть, такой единый агрегатор станет самым посещаемым сайтом в сети, обогнав Facebook (принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией в РФ), YouTube, Twitter, TikTok, Baidu, Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией в РФ), Reddit и другие сайты социальных сетей.
❯ Свистать всех наверх!
Раньше многие пираты были просто гиками, которые подражали Робин Гуду, и считали крутым воровать контент у богатых корпораций и распространять его бесплатно. И многие по-прежнему так считают. После того, как Napster и ему подобные сократили доходы и нормализовали пиратство, появление легальных потоковых сайтов, таких как Spotify и Deezer, казалось, решило проблему. Сегодня пиратскими сервисами владеют деловые люди в костюмах и галстуках, которые построили иерархическую цепочку, бросив вызов лучшим организационным схемам в отрасли. На вершине пирамиды находится оптовик, этакий «крестный отец», за которым следуют сотни реселлеров, напрямую связывающихся с подписчиками. Это всё так просто и выгодно, потому что украденный контент равен бесплатному контенту.
Пиратский IPTV
Во многих странах законы об авторском праве ясны, а наказания суровы. Преобладание пиратства перед лицом этих потенциальных наказаний связано с тем, что люди не считают пиратство неуместным, не говоря уже незаконным, вместо этого рассматривая его как этически приемлемое из-за того, что основное исполнение пиратства заключается в том, что оно лишь создаёт копию файла; мол у автора произведения не отнимается ничего материального.
Распространённость пиратства связана с неспособностью отрасли удовлетворить потребности пользователей. Многие ссылаются на неудовлетворительную отраслевую практику, такую как навязчивое DRM в платном программном обеспечении, носители с завышенными ценами и разделение рынков, как на причину пиратства. Цифровое пиратство представляет серьёзную угрозу для развития индустрии программного обеспечения и роста индустрии цифровых медиа.
Несмотря на дискуссию о цифровой угрозе пиратства, инновации и создание новых произведений процветают в Интернете больше, чем когда-либо. Пиратство — единственный вариант для пользователей в странах, где контент недоступен. Например, увеличение пиратских загрузок Netflix на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе было связано с тем, что компания не расширилась по всему миру, как было объявлено несколько лет назад, поэтому торрент-сайты вмешались, чтобы заполнить пробел.
Нет худа без добра. Интернет-пиратство привело к усовершенствованию технологий для обмена файлами, что в целом улучшило распространение информации. Кроме того, пиратские сообщества хорошо моделируют рыночные тенденции, поскольку члены этих сообществ, как правило, первыми внедряют их. Пиратство также может привести к тому, что компании разработают новые модели, которые будут лучше соответствовать текущему рынку. Утверждалось, что онлайн-пиратство может помочь помешать предприятиям вкладывать средства в ненужные маркетинговые кампании.
С развитием технологий и изменением культуры потребления контента, пиратство адаптируется. Трудно представить наименее удобный способ просмотра, чем TikTok. Это звучит странно, но миллионы людей смотрят фильмы и сериалы в «тиктоке». Там шоу разбиты на десятки и сотни частей, заставляя пользователей искать комментарии и подсказки, где найти следующую двухминутную часть. Это похоже на новую форму пиратства, и она становится еще более дикой.
Короче говоря, пиратство контента вряд ли идёт на убыль, даже несмотря на то, что многие фильмы и телепередачи стали более доступными и дешёвыми, чем когда-либо. В 2023-ем году уровень пиратства фильмов превысит допандемический уровень, и кажется маловероятным, что восходящая траектория телевидения изменится в ближайшее время. Очевидно, что индустрии нужна более творческая или радикальная стратегия для борьбы с этим безудержным явлением.
Автор:
TilekSamiev