Юрист Rutracker Александр Волков в интервью «Известиям» рассказал, как живёт один из самых популярных сайтов Рунета, монетизируется и как регулирует свои взаимоотношения с правообладателями.
Волков утверждает, что деньги, которые они зарабатывают с рекламы, очень малы по сравнению с сайтами-соседями в рейтинге посещаемости. Однако, в этом есть и плюсы: пользователи видят минимум рекламы, на сайте нет платных сервисов и проект не зависит от желаний инвесторов.
Что касается взаимоотношений с правообладателями, Волков уточнил, что они удовлетворяют все запросы на удаление контента по запросу правообладателей. Они верифицируют правообладателей с помощью документов, чтобы требовать удаления не стал любой желающий. Крупным компаниям Rutracker выдаёт аккаунты, через которые они могут блокировать пиратские раздачи самостоятельно.
Говоря о возможности разделения доходов с правообладателями, Волков отметил, что посчитать доход невозможно, так как они обладают только данными о количестве скачиваний торрент-файла с их сайта. Но файл могут опубликовать и на других площадках, кроме того не все, кто скачивают торрент-файл, скачивают раздачу. «Единственное, что мы можем предложить коммерческим структурам, — это реклама, но на таких сайтах, как наш, она весьма дешева из-за размытости аудитории», — заключил Волков.
Волков рассказал, что компания получила от НФМИ три каталога различных зарубежных лейблов. Два каталога совпадали с примерно 22 000 раздач. Компания удаляет их без раздумий, ведь «в основном это популярные исполнители, поэтому […] пользователи без проблем скачают их с других трекеров». Что касается третьего списка, Волков рассказал о сложностях:
В нем объекты авторского права представлены композициями (говоря попросту — песнями). А поскольку мы не оперируем объектами такого рода, то поиск и нахождение раздач, включающих эти объекты, является весьма непростым делом. Например, если в базе есть запись Greatest Hits или Vivaldi, то совершенно очевидно, что мы не можем удалить все раздачи с совпадающими названиями. Нужна дополнительная информация, например номер диска, который есть в каталоге и не всегда присутствует в нашем описании раздачи. Или наоборот — обложки альбомов в описаниях у нас часто имеются, а вот правообладатели с нами ими не поделились.
Rutracker держит своих пользователей в курсе происходящего. «В случае блокировки [пользователям] необходимо к ней подготовиться, настроить способы ее обхода», — добавил Волков.
Также представитель трекера пояснил, чем отличается Rutracker от остальных пиратских сайтов:
В отличие от большинства из них, мы принципиально строили свою модель поведения на сотрудничестве с правообладателями — удаляя то, о чем попросят. Тем самым мы пытались и пока еще пытаемся достичь некоего компромисса, когда свежевышедший контент на трекере недоступен и приносит прибыль своим создателям. А потом, «выйдя из моды», появляется на RuTracker, который выступает в качестве медиабиблиотеки для всех желающих. Ну и, конечно же, RuTracker является площадкой для тех авторов, которые распространяют свой контент бесплатно.
Другие трекеры, как правило, занимают более жесткую позицию в отношении правообладателей, и мы относимся к ней с пониманием и поддержкой. Во-первых, они принимают на себя основной удар правообладателей. Во-вторых, наглядно показывают, что борьба с файлообменом в Сети — дело бесполезное и бесперспективное. Правообладателям надо менять саму модель взаимодействия с пользователем.