В августе глава Mars One Бас Лансдорп обсуждал с двумя авиационно-космический инженерами Массачусетского технологического института вопрос о том, насколько осуществима задача компании. К концу спора стало ясно, что Mars One не имеет чёткого определения своим планам и понятию «план» вообще. Эти даты, которые уже два раза сдвигались, воспринимаются скорее как мечты или источник вдохновения. На данный момент Mars One пытается найти средства на проведение дополнительных исследований и набор сотрудников. Запрашиваемая сумма — 15 миллионов долларов.
Mars One — компания, получившая в 2012 году всеобщее внимание СМИ своим амбициозным планом по покорению красной планеты. Это не просто высадка на Марс небольшого зонда или марсохода, это даже не высадка человека, это создание постоянного поселения. Создать колонию предлагалось на основе добровольцев, отбираемых из числа обычных людей. Особенностью программы является фатальность: планов по возвращению колонистов с Марса не предусматривается. Всю оставшуюся жизнь участники проекта вынуждены жить на Марсе. По изначальном плану колония должна начаться в 2023 году, когда на планету прибудут первые люди. Именно эта близость и шанс для каждого человека поучаствовать в историческом событии так завораживали всех знакомых с проектом.
Крошечную по меркам аэрокосмической отрасли сумму для высадки на Марс — 6 миллиардов долларов — предлагается собрать с помощью телепередачи в формате реалити-шоу и трансляции всех этапов по телевидению. Данные о контрактах Mars One с телевизионными компаниями отсутствуют. Колония должна быть самоподдерживающейся: к примеру, колонисты будут питаться едой, выращенной на месте, а кислород для дыхания будет добываться из грунта. Присылать будут лишь запасные части и оборудование. Первая четвёрка прибудет на данный момент в 2027 году. Как и все остальные, эта дата уже сдвигалась: сначала с 2023 года на 2025, а после на 2027. Доставка планируется с помощью ракет SpaceX, в частности Falcon Heavy. На данный момент не было осуществлено ни одного пуска этого варианта Falcon 9.
В 2013 году в ходе онлайн-регистрации были получены данные 202 586 человек. Это те самые 200 тысяч участников Mars One, которые часто упоминаются. На деле это просто подтверждённые адреса электронной почты. Позже факт завышения числа участников и сам процесс отбора критиковались. Лишь 4227 (по другим данным — 2761) человек внесли плату за регистрацию. После этого им давался доступ на веб-сайт в виде сервиса социальных сетей, на котором их просили заполнять опросники и рассказывать о мотивации в видеороликах. После прохождения этой стадии остались лишь 1058 человек, с которых начинался второй раунд отбора. В его рамках нужно было пройти медицинское обследование у собственного терапевта и согласиться на публикацию заполненного профиля. На последовавшее за этими двумя шагами интервью попали лишь 660 человек. Постепенно были отобраны конечные 100 участников.
Проект сразу же подвергся жёсткой критике из-за нереалистичности обещаемого. Ещё в 2012 году журнал Wired поставил планам Mars One 2 балла из 10 по шкале правдоподобности. Независимый технический анализ Массачусетского технологического института говорит, что колонисты умрут через приблизительно 68 дней после высадки из-за низкого парциального давления кислорода. Среда обитания также окажется под риском пожара из-за высокой молярной доли кислорода. Даже если этого не случится, бремя поддержания колонии будет экспоненциально возрастать из-за необходимости посылать оборудование для починки. В Mars One замечают, что хотя исследование содержит критику, в нём миссия расценивается как возможная. Но исследователи опровергают это утверждение: «Чтобы полностью прояснить ситуацию: план миссии Mars One, как он описан на их веб-сайте и других местах г-ном Лансдорпом и прочими, неосуществим». А в интервью сотрудник Mars One доктор Норберт Крафт называет [на отметке 3:50] исследование «фальшивым и сфабрикованным».
В августе на ежегодной встрече «Марсианского сообщества» прошла дискуссия на тему реалистичности проекта Mars One. С одной стороны находились глава комании Бас Лансдорп и авиационно-космический консультант Барри Фингер из Paragon Space Development Corporation. Последний недавно провёл для Mars One исследование нужд системы жизнеобеспечения. С взглядами Mars One были несогласны Сидни Ду и Эндрю Оуэнс, которые являются авторами упомянутого выше исследования МТИ. Их новый анализ использует заявленную стоимость программы (6 миллиардов долларов) с позиции «железного треугольника» управления проектом.
Тройственная ограниченность или «железный треугольник» описывает баланс между содержанием (целями), стоимостью и временем выполнения проекта. (Качество здесь не рассматривается.) Изменение одной стороны треугольника влияет на другие стороны. Выполнимый проект — это такой, в котором цели достигаются за допустимые ограничения стоимости и времени выполнения. Итак, Mars One заявляет: чтобы доставить четверых людей к 2027 году (через 12 лет от текущего момента) на поверхность Марса нам нужно 6 миллиардов долларов. За каждые последующие два года планируется посылать ещё четверых и тратить по 4 миллиарда долларов. Стоимостью является 6 миллиардов долларов и по 4 каждые два года. Цель — создание колонии на Марсе. Время — 2027 год. Ключевой вопрос исследования: может ли Mars One осуществить поставленный проект с этими ограничениями?
Аргументы Mars One хорошо известны. В отношении времени Лансдорп заявил: когда посылали человека на Луну, у НАСА было меньше времени. В отношении цели часто упоминается, что планы Mars One используют уже существующие технологии: есть и ракеты, и системы посадки. Системы посадки похожи на то, что использовалось для марсохода «Кьюриосити», а системы жизнеобеспечения напоминают используемые на Международной космической станции.
Тем не менее, это не совсем так. Крупный размер изображений доступен по клику.
Космос сегодня не является уделом лишь государственных агентств, поэтому легко найти, с чем сравнить грандиозные замыслы Mars One.
Вызывает сомнение и аргумент о существовании и доступности технологий.
Посадка не является такой простой. До этого момента на поверхность красной планеты сажали исключительно беспилотные аппараты. Самый крупный из них — это марсоход «Кьюриосити». Его масса составляет 899 килограммов. «Умный» марсоход Mars One будет весить 2500 килограммов, ещё 4200 — это сухая масса капсулы Dragon. В сумме это 6700 килограммов, в 7,5 разов больше «Любопытства». Марсоход подготовит место для колонии. А капсула с системой жизнеобеспечения будет весить 7434 килограммов. Это больше суммарной массы всех аппаратов, успешно десантировавшихся на Марсе за всю историю. Для осуществления планов Mars One необходим настоящий скачок.
«Умный» марсоход и другие системы Mars One также должны обладать беспрецедентной надёжностью. Как правило, МКС проводит около 3 месяцев без доснабжения. В космический грузовик можно добавить необходимые детали или целые блоки сломавшихся систем жизнеобеспечения и отправить к станции. Оборудование Mars One не будет получать новые детали порядка 26 месяцев, в 8,7 раз больше. В результате ситуация будет напоминать логистический кошмар, в котором заложено куда меньше нужного снабжения даже в условиях в 2 раза более надёжного оборудования. Без производственных мощностей на Марсе стратегия билета в один конец неосуществима.
Анализ также коснулся и исследования корпорации Paragon: как утверждают исследователи, в нём затрагиваются лишь цели, но не стоимость и время выполнения. Исследователи также приводят прямые цитаты анализа, который выполнил Барри Фингер. Там утверждается, что потребуется значительное время для создания производственных мощностей. База для производства и там считается обязательной для достижения постоянного поселения.
В ответ Лансдорп заявил, что целью Mars One не является послать людей на Марс в 2027 году за 6 миллиардов долларов и за 14 пусков. Целью является просто посадка на Марс. Затем он повторил всё ту же загадочную фразу, которая говорилась про предыдущее исследование: анализ Эндрю и Сидни наоборот подтверждает план Mars One.
Презентация Лансдорпа содержала всего один слайд, в котором демонстрировались изменения концептов «Аполлона», аппарата, доставившего людей на Луну. Он говорил о том, что планы Mars One основаны на предварительной работе и могут меняться со временем с поступлением новых данных. В качестве примера Лансдорп привёл недавнее исследование Paragon, в котором утверждается, что масса системы жизнеобеспечения будет выше ожидаемой. Сейчас Mars One ищет 15 миллионов долларов для финансирования наращивания команды и дополнительных исследований у Lockheed Martin на тему систем входа в атмосферу, снижения и посадки. Лансдорп высказал оптимизм о том, что, возможно, объявится какой-нибудь миллиардер, который профинансирует всю затею, что ускорит работу.
Самым пугающим доводом, который озвучил Ду, была не неосуществимость проектов Mars One. Это было замечание о том, что если проект громко сдуется, в будущем любая даже самая правдоподобная попытка покорения Марса будет воспринята неоднозначно.
Слайды презентации с оценкой Mars One с позиции «железного треугольника»
Автор: FakeFactFelis