В первое время, как я перешёл в Испанию из Швеции через Португалию и ещё 15 стран и у меня не было планов на долго задерживаться на одном месте. И вот в начале 2011 года, в то время когда уже почти год активно майнили Биткоин, у меня появилась мысль, что не плохо бы завести майнинг ферму на нейтральной территории.
Оказалось, что одна школа в Харгейсе в Сомалиленд открыла новый проект - высшее техническое учебное заведение совмещённое с МБА (Мастер делового администрирования). Частный технический университет. Вот ссылка на сайт этого учебного заведения.
Это изумительное место в непризнанной стране по соседству со штаб квартирой MI-6 и секретной американской военной базой, которая также как и MI-6 использовалась для всевозможных скрытых целей.
Ранее в СомалиЛенд в вообще была российская ракетная база и запасной аэродром МТКС "Буран". Кстати, почему был... взлётная полоса шириной под несколько сотен метров и длинной четыре километра с идеальным покрытием до сих пор на месте в городе-порту Бербере.
Так как сама Харгейса выше на примерно 2000 метров от уровня моря на побережье и по сути находится в Горах, то климат зимой там вполне привлекательный.
В этой школе уже было закуплено порядка 20 мощных компьютеров и ходили слухи о завершении прокладки двух оптоволоконных линий Интернета. Предполагалось, что где то в апреле 2011 года быстрым интернетом будет обеспечен этот университет.
Работали там только волонтёры, но весь пансион оплачивался и выдавалось по 100 долларов в месяц каждому преподавателю. И мне предложили место проректора по технической части. Потому как мой предшественник решил съехать. Странно. Почему бы это с такого райского места уезжать?
Ну остались мелкие частности, которые не так важны. Как вооружённая охрана в месте проживания, походы пешком в город только в сопровождении солдата с винтовкой М16 с боевыми патронами. Совершенно исламское государство, поэтому пива, музыки, изобразительного искусства там нет как класса. А еще после окончания мая месяца из-за жары раз в два года в Харгейсе бывают страшные эпидемии. Те, кто подхватывает такую заразу, начинают одновременно изо всех отверстий тела исторгать потоки и есть примерно всего 30 минут, чтоб доехать экстренно до врача и принять очень сильное лекарство от этого инфекционного заболевания. Если не успеть, то ткани пищевода будут пробуравлены за считанные часы и пойдёт внутреннее заражение с летальным исходом.
У других не совсем легитимных частей бывшего Сомали вот такие симпатичные флаги:
Мне, как отчасти моряку, этот флаг показался смутно знакомым:
Точно, вот в таком виде, я уже видел подобный флаг. Ну чтож мне как раз была нужна регистрация для моей яхты, потому что старая закончилась. Вообщем звёзды складывались удачно и нужно было срочно собираться в дорогу.
Перелет в СомалиЛенд
Университет заказал мне билеты. Лететь пришлось долго с пересадкой в Джибути. Причем крайняя пересадка была на Ил-18. Постоянная база отдыха (целая вилла) у наших лётчиков, которые работают в Сомалиленд была в Харгейсе.
Это тот самый самолёт который может садиться на все просёлочные аэродромы (такие утрамбованные земельные площадки) и все необходимые приборы у него с собой. Включая лом и кувалду и сварочный аппарат, чего вполне достаточно для починки этого легендарного самолёта. Не уверен что лётчикам этой совершенной машины постоянно требуется GPS. Помоему они умеют и почти без приборов садиться, когда видимость хорошая.
Дорога, особенно до Джибути заняла целый день.
Харгейса
Меня поселили в отдельный флигель общей виллы, где проживали все преподаватели. В основном это были учителя английского языка младших и старших курсов. Преподаватели с высокой квалификацией были только из России. Так же были волонтёры с высшим образованием из Америки. Из таких мест как Коннектикут, которые и Америкой то назвать сложно, учитывая местный говор.
Так же у нас был шикарный холл для общего отдыха.
На фото выше моё рабочее место для внеклассной работы.
Место приёма гостей. Такую роскошь только большие люди в СомалиЛенд могли себе позволить.
Ещё один ракурс на это помещение. Это профессорская трапезная, а так же место совместной проверки контрольных. По хозяйству и особенно по подготовке еды на себе тянула одна местная молодая девушка, пока не вышла замуж. Видимо по меркам Харгейсы такое рабочее место - это на уровне дипломатического корпуса и, скорее всего эта девушка со знанием европейской, русской и американской кухни в сомалилендском стиле, как невеста, стоила гораздо больше чем три верблюдицы. Возможно даже калым был как 6 верблюдов или одна автомашина.
Обратите внимание на брачные узоры на её руке. Если я не путаю, такими узорами девушки украшаются только на большой праздник.
Университет
Каждый полдень (прямо как мой бывший сосед по деревне - Дмитрий) мы на автомобиле ехали в университет к нашим классам. При этом наш ректор очень часто ставил хорошую музыку. Мы, конечно, несли самое доброе и вечное своим студентам. И такая музыка настраивала на учебный процесс :-) на родном американском языке.
Вот наш любимый музыкальный трек про школу, который мы прослушивали в автомобиле перед занятиями (когда проезжали патрули): Peaches - Fuck the pain away
Наше учебное заведение располагалось в помещении общеобразовательной школы и работало во второй половине дня, когда малыши заканчивали обучение. Мы занимали второй этаж целиком. 3 аудитории запирались на наши ключи и дети, обучаемые в первой половине дня, туда не могли заходить. Это были чисто университетские помещения.
Занятия обязательно прерывались на молельный перерыв. И вот на этом самом коврике наши студенты, за исключением самого оторванного хакера Аяаанле (Ayaanle) справляли свои религиозные обычаи.
Моя кафедра
У меня был собственный компьютерный класс с самым совершенным для всего Сомали оборудованием. Лично у меня было 2-3 монитора и персональная кафедра из картонных коробок.
Все это производило впечатление невиданной роскоши на уровне Рококо или Ампира. Класс был оборудован "домашним кинотеатром" (а что вы думали там на столешнице картонной кафедры находится :-)
Обратите внимание на то что вся мебель выполнена местным производителем, а металлический вставки из настоящего чугуна и стали покрашенные идеальной чёрной краской. На переднем фоне фотографии как раз край моей профессорской кафедры (так во французском языке называют преподавателя или учителя в классе).
Что же пошло не так
На момент начала 2011 года, после практических занятий по проведению локальной сети в классе у нас были весьма приличные вычислительные мощности, мы могли делатьнаходитьраскалывать по одному блоку в день минимум. Но интернет был во всём городе Харгейса в один слабенький модем. Унас в университетете была часть этой полосы, хотя по местным меркам это в точности равно ширине полосы в местном "Хаят" отеле.
Но к сожалению этой скорости интернета было не достаточно для возвращения найденного числа, так как связь через WiFi в классе была менее стабильной чем в учительской, где находился роутер. А дополнительные ветки оптики не поспели к апрелю 2011 года в Харгейсу.
Как оказалось из-за прижимистого характера хозяина университета (не путать с ректором - русским душа парнем). А это был молодой парень из Америки семья которого реально работала на Уол-Стрит в Америке. И сам он заработал средства в качестве брокера. И он потратил $1 000 000 личных средств на эту школу. И по сути по $100 каждый месяц платил из своего кармана каждому волонтёру.
Так вот наш университете не покрывал расходы на корпоративы каждый месяц в объеме одного гамбургера и одной пепси на каждого из участников. Праздник был за средства ректора и свои собственные средства.
Регистрация яхты
Поэтому я решил что пора начинать процесс регистрации моей яхты. Для этого я попросил нашего ректора воспользоваться всеми своими международными связями на самой вершине высшего света Сомалиленд.
Это был тяжёлый труд, но марка нашего университа сияла подобно ярчайщей звезде на вершине горной Харгейсы. Нашему руководелю пришлось совершить 2 или 3 визита к министру обороны, министру морского транспорта и может быть даже отправить Скайп сообщение самому!!!
И чудо свершилось, впервые в истории Сомалиленд к порту Бербера была приписана настоящая спортивная яхта. Это был очень ответственный шаг и особый знак доверия. С этого дня я мог нести знамя Сомалиленда на корме парусного шлюпа Zeelanna.
Пираты Путланда (соседи СомалиЛенд где обитают те самый Сомалийские пираты) и другие военные корабли ни разу не нарушили суверенитет территории СомалиЛенд на палубе моей яхты. Можно сказать, доверие я оправдал. Из вооружения у меня на яхте, всё это время, был только небольшой кухонный ножичек для чистки картошки.
Учебный процесс
Мы выстроили передовой курс на основе программы МИЭТ, где я проходил преподавательскую практику в аспирантуре. Мы начали с азов. Изучили системы вычислений. Через Scratch и Drakon плавно перешли на Python. И через 4 месяца напряжённого обучения второго курса, начали собирать свои собственные botnetы. Всего было 6 предметов и 4 из них на компьютерную тематику.
Наиболее востребованный был - Компьютерная архитектура. Где мы изучали состав и протоколы компьютерных сетей. А так же устройство ноутбука. Потому что с десктопами студенты и так были тесно знакомы.
Программирование шло с уклоном в Web. От JoomlaPHP которые студенты изучали до моего курса, быстро перешли на более развитые фреймворки на Python.
Математика на старших курсах изучалась с большим уклоном в дискретную математику и я бы даже сказал бинарную алгебру и системы исчислений с основаниями 2, 3, 8, 10, 16. Много времени занимались устными вычислениями. И многим нужно было подтянуть дроби.
Лекции и обучение были на английском. Почти все курсы, прочитанные в Сомалиленд, доступны на моём гитхабе.
Все мои студенты могли самостоятельно провести локальную сеть. А я преподавал старшие курсы и лишь основы в младшем потоке чтоб приглядется к будущим студентам.
Из, примерно, 17 человек, порядка 5 стали супер-профи в компьютерной области. Около 3 человек ходили для галочки и часто пропускали занятия (по причине работы, так они говорили). И почти 10 остальных студентов стали уверенными пользователями со средними (для уровня московского ВУЗа) знаниями в области компьютерных наук.
Заключение
Харгейса это райское место. С великолепным зимним климатом. С исключительно гостеприимными соседями. Такими как Сейшельские острова, Оман, Эфиопия. С очень богатой и древней культурой. Я тут не рассказал про поездку в Берберу с посещением скал с древними писменами допотопной эпохи Африки. С очень приветливыми людьми.
Страна удивительно приспособлена для передвижении на Броневом автомобиле пехоты, но обязательно с кондиционером (потому что летом без конда не выжить без специального навыка). Практически безопасная. Полагаю, что "Печенег" (ПКП) на турельке вашего автомобиля вполне достаточен и даже местами избыточен. Люди очень любопытные и имеют твердые убеждения. Поколебать их могут только крупные американские купюры. Практически все миллиардеры (в местной валюте). И чтоб не таскать кирпичи и тачки с сомалилендскими деньгами, они пользовались в 2011 году SMS банкингом. Страна с очень развитой банковской сетевой системой. Сервис перевода горазда более гибкий, недорогой и удобный чем WU.
Живут первобытно общинным строем. Проблем с жилплощадью нет, можно построить жильё из любого куста, но только если вы коренной СомалиЛендец и у вас есть свой надел земли. Сейчас, насколько я знаю, там нет проблем с интернетом.
В Москве в деревне Усово соседом через дом был Дмитрий. Его проезжающая машина в 12 часов дня с охраной часто мешала проезду всех остальных односельчан. Ну вообщем Сомалиленд всё тоже самое, как в деревне в Москве, только климат зимой гораздо мягче.
Меня часто зовут мои бывшие студенты в гости. Если будет ещё какая либо возможность и необходимость, я обязательно посещу этот благословенный край ещё раз.
Автор: Игнат Игнатов