В данной статье я не буду рассказывать, что такое Типажи, не буду описывать синтаксис, или разбирать всякие тонкости, связанные с разрешением имен и наследованием Типажей. На эту тему на Хабре уже есть фундаментальная статья.
Я хочу лишь показать один маленький, но гордый пример использования типажей совместно с анонимными функциями. В нем не будет ничего технически сложного: всего один типаж и два класса. Практической ценности в нем тоже не очень много, как и в любом модельном примере. Но идея — каким образом можно структурировать и переиспользовать код — на мой взгляд очень ценна.
Заинтересовавшихся прошу под кат.
Предисловие
Как-то так сложилось, что PHP (с появлением в нем ООП) в вопросах структуризации кода очень похож на Java. Наследуемся от класса, реализуем интерфейсы. Можем даже в параметрах методов указать необходимость принадлежности аргумента определенному генеалогическому древу.
Но, если в Java, как в статически типизированном языке, это имеет смысл, так как позволяет выявить некоторый круг ошибок еще на этапе компиляции, то какой смысл во всех этих телодвижениях в динамически типизированном PHP? Может мы слишком много волнуемся о совсем ненужных вещах? Действительно ли нам так обязательно осведомляться о папах, бабушках или кузинах полученных нами объектов, когда нас в сущности интересует только то, может ли объект сделать то, что нам нужно?
Несложно заметить, что я веду речь об утиной типизации. Достаточно мощная концепция, следуя которой можно писать очень выразительный код, причем не обязательно подверженный большему количеству ошибок и менее стабильный, чем при использовании классического подхода (на эту тему можно нагуглить достаточно материала, правда в основном применительно к Ruby).
Некоторое время назад в PHP появились анонимные функции (5.3), и я подумал: «Неплохо! Но не сильно полезно.». Потом (5.4) в PHP появились типажи, и я понял, что время пришло. Давайте наконец-то перейдем к примеру и посмотрим, что нам может предложить PHP.
Постановка задачи
Итак, давайте потренируемся в использовании типажей совместно с анонимными функциями. На чем тренироваться? Ну, мне пришли в голову коллекции, так что тренироваться будем на них. Сначала подумаем чего мы хотим, и какие есть способы этого достичь.
Итак, какие действия можно производить над коллекциями. Ну, например, мы можем найти максимальный и минимальный элементы коллекции, или элементы удовлетворяющие определенному условию; можем получить новую коллекцию, применив над каждым элементом исходной коллекции какую-то операцию (map) и т.д… Набор этих методов прямо просится назвать типажом.
Что нам нужно от коллекции для того, чтобы мы могли реализовать эти методы? Только одно: мы должны иметь возможность итерироваться по элементам коллекции. Давайте назовем этот необходимый функционал контрактом.
Каким образом мы можем реализовать этот контракт? Есть два варианта:
- Стандартный подход, когда мы берем итерирование на себя. Т.е. клиент получает от коллекции итератор и использует его для обхода этой коллекции.
- Предполагаем, что коллекция лучше знает, как итерироваться по себе, и вместо того, чтобы грубо пройтись по коллекции, как в предыдущем варианте, мы вежливо просим ее обойти себя, сообщая определенную логику для итерирования.
Оба подхода хороши (возможно первый чуть более гибок, чем второй), но я выберу подход номер 2, потому что он, во-первых, лучше послужит моим целям, а во-вторых, потому что я так захотел.
Реализация
Прежде, чем приступать к примеру, рекомендую Вам скачать код со специально подготовленного на этот случай репозитория на GitHub, т.к. листинги в статье будут урезаны для ясности изложения.
Итак, давайте, напишем наш типаж, руководствуясь описанными выше соображениями.
namespace Collections;
trait Enumerable {
/** Контракт типажа
Осуществляет обход коллекции, применяя $block к каждому ее элементу
**/
abstract public function each(Closure $block);
public function findAll(Closure $predicate)
{
$result = new FancyArray();
$this->each(function($el) use ($predicate, &$result) {
if ($predicate($el)) {
$result[] = $el;
}
});
return $result;
}
public function map(Closure $block) {
$result = new FancyArray();
$this->each(function($el) use ($block, &$result) {
$processed = $block($el);
$result[] = $processed;
});
return $result;
}
/** Дальше следуют другие методы **/
}
Сам по себе он особой ценности не несет, так что нам нужна коллекция, куда его можно будет включить. Давайте реализуем эту коллекцию, на примере обычного массива:
namespace Collections;
class FancyArray implements ArrayAccess, Countable {
protected $container;
function __construct($initial = array())
{
if (is_array($initial)) {
$this->container = $initial;
} else if ($initial instanceof FancyArray) {
$this->container = $initial->toArray();
}
}
public function offsetExists($offset)
{
return isset($this->container[$offset]);
}
public function offsetGet($offset)
{
return isset($this->container[$offset]) ? $this->container[$offset] : null;
}
public function offsetSet($offset, $value)
{
if (is_null($offset)) {
$this->container[] = $value;
} else {
$this->container[$offset] = $value;
}
}
public function offsetUnset($offset)
{
unset($this->container[$offset]);
}
public function toArray()
{
return $this->container;
}
public function count()
{
return count($this->container);
}
}
Теперь у нас есть массив, осталось лишь включить в него типаж CollectionsEnumerable и реализовать контракт:
namespace Collections;
class FancyArray implements ArrayAccess, Countable {
use Enumerable;
... ... ... ...
/**
* Calls $block for every element of a collection
* @param callable $block
*/
public function each(Closure $block)
{
foreach ($this->container as $el) {
$block($el);
}
}
}
Как видите все довольно тривиально, зато теперь мы можем делать, например, такие штуки (и это потребовало от нас всего нескольких строчек кода):
$a = new FancyArray([1, 2, 3, 4]);
$res = $a->map(function($el) {
return $el*$el;
});
// [1, 4, 9, 16]
$res->reduce(0, function($initial, $el) {
return $initial + $el;
}));
// 30
Это, конечно, занятно, но давайте пойдем дальше. Чем, файл, например не коллекция? Коллекция конечно, так что нам ничего не мешает сделать, например, так:
namespace IO;
class FancyFile extends SplFileObject {
use CollectionsEnumerable;
public function each(Closure $block)
{
$this->fseek(0);
while ($this->valid()) {
$line = $this->fgets();
$block($line);
}
}
}
Включили типаж, реализовали контракт, и теперь мы можем, например, подсчитать суммарную длину строк файла нечетной длины следующим образом (если нам это вообще когда-нибудь понадобиться ^_^ ):
$obj = new FancyFile(<filename>);
$res = $obj
->select(function($el) {
return strlen(trim($el)) % 2 == 1;
})
->map(function($el) {
return strlen(trim($el));
})
->reduce(0, function($initial, $el) {
return $initial + $el;
});
Вот такие вот дела, господа.
Заключение
На мой взгляд, использование типажей (или сходных механизмов) более естественно в динамически типизированных языках, нежели танцы с интерфейсами и наследованием. Это дает нам большую гибкость и выразительность, а разве не именно за этим мы пришли сюда? Но у каждой медали есть обратная сторона, и тут этой обратной стороной может быть гораздо более сложный для восприятия код, более запутанный и неявный код. Помните, если что-то можно сделать, это необязательно нужно делать. Большая сила — большая ответственность, господа!
Ссылки
Пост о типажах — habrahabr.ru/post/130000/
Про утиную типизацию — en.wikipedia.org/wiki/Duck_typing
Репозиторий с кодом из статьи — github.com/ArtemPyanykh/php_fancy_collections
Автор: Deshene