Работая с фотографией, методом проб и ошибок, я выработал общие принципы сортировки, обработки, каталогизации и экспорта фото. Я не заметил и сам, как этот процесс от перекинутого «я015.jpg» файла в папку «ДР14.04» перешел к довольно сложной иерархической структуре процедур. Возможно, все это можно делать проще, но я пока работаю так.
1. Съемка. Я в 99% случаев снимаю без штатива. Вернее, на 99 снятых мной снимков приходится всего один «штативный». И всегда снимаю RAW (он же NEF, т.к. Nikon). Когда надо сделать фото быстро и при плохой освещенности, а при этом еще и подразумевая стоковую пригодность, приходится снимать серийно.
На данный момент, край моих физических возможностей, обеспечивающий резкое фото, это выдержка 1/60. Возможно, позднее я заведу себе андроидный титановый корпус с фиксированными руками и смогу фотографировать с 1/40 и даже 1/30, но пока так.
Снимая при хороших условиях, все равно, привыкаешь использовать серийность – гарантию от нечаянного смаза, да и от попадания случайного объекта в кадр.
Именно поэтому моя камеральная работа начинается еще в фотоаппарате. Экран Nikon D90 позволяет отсортировать смазанное и резкое.
Очень мне в этом помогают регулярные структуры – кирпичи, сетки, ограды, чуть хуже провода. Самое сложное – природные объекты. Здесь для отбора приходится намечать 2-3 тестовых участка, отбирая серию снимков, а среди них выискивая самый резкий. Очень хорошо, что у Nikon предусмотрена опция постоянного приближения при перемотке файлов колесом (т.е. каждый кадр я вижу с тем же увеличением, что и предыдущий). Иначе мне бы, наверное, пришлось искать другой фотоаппарат.
2. Уникальные и резкие фото отобраны. Что дальше. Дальше импорт в Adobe Lightroom. Я долго выстраивал оптимальную схему импорта фотографий. Пока остановился на следующей:
Импортировать без конвертации – в nef. Использовать структуру папок просто по дате – год – месяц – день, при импорте не присваивать тегов, а только задавать имя автора, и размещать просьбу сообщить о примерах использования фото в одном из технических полей (это необязательно, но иногда интересно узнать, кому пригодилась твоя фотография).
Наверное, это все. Я пытался сортировать фотографии по именам съемок – неудобно. Я присваивал теги при импорте – тоже путаница.
3. Picasa. Чем очень удобно это приложение – это быстрым просмотром и удалением Nef-файлов. Lightroom в этом плане гораздо более тормознут. Picasa мне нужна для выбраковки фото, нормальных по резкости, но не подходящих по композиции и т.п. То, что точно никогда мне не понадобится. Хотя в последнее время таких фото все меньше.
4. Система «Флажки и звездочки». Все очень просто. В Lightroom можно задавать рейтинг фото, а также отмечать флажками. Я использую обе системы (правда, есть еще и третья – с цветами – но я ей не пользуюсь):
a. Флажок. Флажок – это частное фото, которое будет напечатано и повешено на стену, но никогда не попадет на стоки – это семейное.
b. 1 звездочка. По сути, брак. Это фото, которое я пока не вижу смысла размещать на стоках. Мой опыт показывает, что приобретая новые навыки обработки фото, я периодически возвращаюсь в однозвездочную коллекцию, чтобы подготовить что-то для стока, ну а пока они ждут своего часа.
c. 2 звезды. Эдиториал, который необходимо фотошопить, но при этом он останется эдиториалом. 90% это улицы городов с машинами и людьми, а также в рекламными банерами и логотипами, которые надо убрать. Категория на черный день. Хотя она тоже продается, но и потрудиться над ней приходится изрядно.
d. 3 звезды. Эдиториал, который имеет шансы стать Royalty-Free после чистки фотошопом. Это обширная категория – от нечаянного лица, неизвестно как затесавшегося среди деревьев, до фуникулера, облепленного рекламой банка по самое не могу. Работать надо, но в 80% все можно сделать быстро.
e. 4 звезды. Эдиториал, который бесполезно обрабатывать в фотошопе. Яркий пример – люди на газоне парка. Убивать их всех бессмысленно, а загрузить имеет смысл — вдруг этот парк станет каким-то источником новостей.
f. 5 звезд. Гарантированный RF, не требующий обработки фотошопом. Самый оправданный материал. (ну или те фото, на которые у меня есть релизы людей).
5. Обработка. Категории 2 и 3 звезд обрабатываются в фотошопе. Туда напрямую, через «открыть как», загружается nef. Дальше масками, вырезками, ретушью убирается все ненужное и теми масками наносится нужное, а иногда прилепляется из другой фотографии и т.д. Общие настройки фото не производятся – только ретушь. Окончательный вид фото принимает в Lightroom с использованием бегунков, градиентов, кадрирования и т.п… Это относится к фотографиям всех 4-х загружаемых категорий.
Конечно можно привести фото у конечному виду и в фотошоп. Но мне гораздо удобна неразрушающая концепция Lightroom, где все улучшатели, на самом деле, это только верхний программный слой, а сама фотография при этом никак не изменяется.
6. Атрибутация. Через Library в lightroom все фото, предназначенные для экспорта атрибутируются. Я использовал онлайновый сервис microstock.ru, но потом отказался от этого, просто заполняя теги из головы – что вижу, то и пою. Обычно набор тегов для файла составляет 20-25 слов. Вносятся они просто списком через запятую в соответствующее поле, главное, следить, чтобы не было опечаток.
После задания тегов (причем многие файлы, как идентичные, синхронизируются), я задаю имена. В этом плане lightroom не очень удобен, т.к. title находится в самом низу огромного списка всех использованных тегов. А вот поля description – так любимого dreamstime и bigstock в lightroom нет вообще.
7. Экспортирую я файлы бессистемно. Я практически не храню jpg на машине, т.к. работать с этим форматом невозможно по понятным причинам. Как я уже говорил раньше, вся библиотека содержится в nef и psd.
Поэтому у меня просто создаются папки для экспорта, которые обычно удаляются после загрузки.
8. Stocksubmitter. Условно бесплатная программа, доступная для скачивания. Он у меня используется для:
a. Задания описаний
b. Массовой загрузки на стоки.
И не используется для сабмита (за который, собственно, и предлагается платить). Это программа в теории должна очень облегчать жизнь стокеру, но облегчает не на все 100%. Сначала я даже хотел купить подписку, но поняв, что, например, в dreamstime файлы грузятся без разбору на rf и editorial, в bigstock дописываются описания “see my gallery” – лишь бы хватило слов, на Alamy я даже не стал ее пробовать. Ну и покупать пока не стал. Но программой, как загрузчиком, пользуюсь.
Я прописываю вручную описания к каждой фотографии, стараясь не задавать менее 7 слов (всем все равно, кроме BigStock), отключаю сабмит и запускаю загрузку на 9 стоков, в которых я работаю. Часто фотографии не догружаются (причем постоянно на depositphotos), но запуская загрузку повторно, удается догрузить пропущенное.
9. Дальше идет сабмит загруженного. В зависимости от стока это требует разных действий. Veer, 123rf, photodune не требуют практически никаких телодвижений, кроме нажатия кнопки «submit», dreamstime, fotolia, shutterstock требуют выбора категорий. Хуже с Alamy — там приходится повозится с каждой фотографией, причем автоматизации особенной добиться не получается. Что поделать — макросток. Поэтому у меня там в необработанных по 50-70 фотографий обычно. Все делается вручную, хотя с полями, заполненными на предыдущих этапах, это занимает уже не часы, а минуты.
10. И это не все… Дальше мы ждем приемки изображений. Сначала я пытался отслеживать приемку по всем стокам, но потом отказался от этой мысли. Я отслеживаю только dreamstime, 123rf, depositphotos. Почему они? Мне кажется, что эти стоки наиболее объективно принимают работы. Это чисто субъективное мнение, основанное на моих собственных загрузках.
Принятые работы я помечаю тегами самих фотобанков – 123rf, deposit, dreamstime.
Т.к. Lightroom позволяет строить и сохранять запросы, то у меня есть две постоянно пополняемых библиотеки:
а. Принятое в стоки, где отражается все суммарно принятое на эти три тестовых стока. (Пока около 500 фото)
б. Золотая коллекция, где показываются фотографии, принятые во все три стока (около 150)
Зачем это нужно. Когда я вхожу на новый сток с низким порогом приемки, имеет смысл грузить все принятое в стоки (например, я так поступил с Pressfoto). Когда я вхожу в сток с высоким уровнем – то я гружу Золотую коллекцию, как получается сейчас с ShutterStock. Возможно, загрузив ее, я продолжу уже с сочетанием одновременно dreamstime и deposit. Посмотрим.
11. И это тоже не все. Купленное я отмечаю тегом sold. Эти фотографии пополняют коллекцию «проданное», которую я экспортирую в соответствующую папку (единственная постоянно пополняемая папка jpeg). Эту папку я периодически частично проверяю через google поиск картинок. И иногда нахожу, куда моя работа была использована.
Вот теперь все. Осталось только добавить, что когда экспортируешь в новый сток фото из Золотой коллекции, не стоит забывать о технических тегах “sold”, “dreamstime” и т.п. Фотобанки их не очень ценят. Убиваются они в один клик той же Picasa.
Сейчас мой рабочий процесс состоит из 11 пунктов. Наверное, как-то их можно было бы сократить, но я пока к этому не пришел…
Автор: DEvteev07